Перспективно-тематический план непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением интеллекта (подготовительная группа)



Перспективно-тематический план
непосредственной образовательной деятельности
детей с нарушением интеллекта


Учитель-дефектолог:
Д.А. Ульихина

Подготовительная подгруппа, IV год обучения




Раздел «Формирование элементарных математических представлений и развитие сенсорного восприятия»


подготовительная подгруппа, IV год обучения






Задачи обучения и воспитания:
Формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой).
Создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности.
Продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия.
Расширять и углублять математические представления детей. Учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий.
Учить самостоятельно, составлять арифметические задачи.
Знакомить с цифрами в пределах пяти.
Учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.
Способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду.
Учить счету от заданного числа в пределах десяти.
Продолжать формировать измерительные навыки, знакомить детей с использованием составных мерок.


п/п
Тема занятий
Программные задачи
Методическое обеспечение
Дата

1
Обследование детей





2
Повторение пройденного материала
Повторить материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах 4-5).
Демонстрационный счетный материал (яблоки и груши); карточки с полосками; раздаточный материал: мелкие игрушки для счета; картинки для счета.

Д/и «Сравним яблочки и груши»
Д/и «Посчитай и назови число»


3
Шар-куб
Учить различать шар и куб. Формировать зрительные и осязательно-двигательные способы обследования формы. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца и на ощупь. Закреплять умения различать формы разные по цвету. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Воспитывать желание действовать с предметами.
Шары и кубики одинакового размера разного цвета; мешочек.

Д/и « Прокати шар»
Д/и «Волшебный мешочек»


4
Образование числа 5.
Счет в пределах 5
Закрепить образование числа 5 путем сравнения смежных множеств. Учить сравнивать предметы путем наложения и определять результаты сравнения словами «длинный - короткий».
Счетный материал; карточки с полосками; 5 курочек, 5 цыплят; ленты разной длинны.
Д/и «Ленточки»
Д/и «Покорми цыплят»


5
Шар-круг,
куб-квадрат
Учить различать шар-круг, куб-квадрат. Формировать зрительные и осязательно-двигательные способы обследования формы. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца и на ощупь. Закреплять умения различать формы разные по цвету. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Воспитывать желание действовать с предметами.
Геометрические фигуры, пластилин.

Д/и «Какого цвета форма»
Д/и « Прокати шар»
Упр. «Слепим шарик из пластилина»


6
Пересчет предметов в пределах 5-ти
Продолжать учить навыкам пересчета предметов в пределах 5-ти. Учить соотносить числительные с предметами, указывая на предмет по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, а также понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе. Продолжать учить определять количество предметов, изображенных на картинке в пределах 5-6, при одинаковом и разном расположении.
Игрушки (белочки, грибочки); карточки с полосками для счета; фигуры для счета; набор предметных картинок с изобр. в пределах 5; карточки с заданиями.
Д/и «Угощения для белочки»
Д/и «Сколько игрушек (картинок)»
Д/и «Назови предметы, которых по 5»


7
Сравнение двух групп предметов в пределах 5-ти
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5-ти. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Учить сравнивать два предмета, различающихся по высоте, обозначать результаты сравнения словами «выше», «ниже».
Счетный материал; набор игрушек; предметы различные по высоте.

Д/и «Посчитай цифры»
Д/и «Сравни»
Д/и «Выше - ниже»


8
Ориентировка на листе
Учить детей ориентироваться на листе бумаги, выделяя верх, низ, середину листа. Упражнять в сравнении смежных множеств в пределах 5, на сколько одно из 2-х чисел больше другого.
Счетный материал; лист бумаги А4; геометрические фигуры.

Д/и «Разложи предметы на листе бумаги»


9
Один - много - мало –
ни одного.
Справа-слева
Закреплять навыки в определении количества предметов (один, много, мало, ни одного). Продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, показывать, сколько предметов. Учить понимать слова справа, слева. Развивать общую моторику, слуховое восприятие, память. Воспитывать самостоятельность.
Игрушки, расставленные на полочках.

Д/и «Один – ни одного»
Д/и «Много – мало»
Д/и «Справа - слева»


10
Прямой и обратный счет в пределах 5
Продолжать учить прямому и обратному счету в пределах 5. Учить правильно вести отсчет, понимать, что число получается путем уменьшения предыдущего на единицу. Формировать умение выполнять арифметические действия в пределах 2-3-5. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать внимание, память. Воспитывать усидчивость на занятии.
Фигуры для счета; карточки с полосками для счета; набор предметных картинок с изобр. в пределах 5; игрушки; карточки с заданиями.

Д/и «Посчитай-ка»
Д/и «Положи, куда я скажу»



11
Выделение из множества 5-ти предметов
Учить находить множество предметов в количестве, соответствующим количеству на образце (4-5). Учить детей устанавливать отношения: «больше – меньше – поровну».
Счетный материал, карточка с полосками, различные игрушки (предметы).

Д/и «Посчитай правильно»
Д/и «Больше-меньше-поровну»


12
Треугольная призма - треугольник
Учить детей различать треугольник и треугольную призму. Учить последовательно, обследовать; сравнивать фигуры путем сопоставления нескольких моделей отличающихся цветом, размером, выявляя характерные признаки. Учить порядковому счету: первый, второй. Воспитывать желание действовать с предметами.
Плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Д/и «Найди такую же»
Д/и «Какой по счету»



13
Закрепление счета в пределах 5-ти
Закрепить навыки детей в счете и отсчете предметов в пределах 5-ти по образцу и названному числу. Продолжать учить сравнивать предметы по длине. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
Счетный материал; дорожки разной длины и цвета; палочки с ленточками разной длины.

Д/и «Длинный - короткий»
Д/и «Посчитай правильно»
Д/и «Сравни»


14
Цифра 6
Образование числа 6
Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6. Закрепить представления о пространственных фигурах: шар, куб, треугольная призма (устойчива, неустойчива, катится). Развивать внимание, мышление. Воспитывать трудолюбие, внимательность.
Счетный материал; карточка с полосками для счета; объемные и плоскостные геометрические фигуры; карандаш.

Д/и «Найди и обведи число»
Д/и «Соседи числа»


15
Обследование детей





Пересчет предметов в пределах 6-ти
Продолжать учить навыкам пересчета предметов в пределах 6-ти. Учить соотносить числительные с предметами, указывая на предмет по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, а также понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе. Продолжать учить определять количество предметов, изображенных на картинке в пределах 5-6, при одинаковом и разном расположении.
Игрушки (ёжики и грибочки); карточки с полосками для счета; фигуры для счета; набор предметных картинок с изобр. в пределах 6; карточки с заданиями.
Д/и «Угощения для ёжика»
Д/и «Сколько игрушек (картинок)»
Д/и «Назови предметы, которых по 6»


16
Счет в пределах 6-ти
Продолжать учить детей счету и отсчету предметов в пределах 6-ти. Соотносить число 6 с количеством и цифрой. Закреплять навык группировки объемных фигур по цвету и размеру. Закреплять умение устанавливать отношения больше меньше поровну; преобразовывать множества путем уменьшения, увеличения, уравнивания. Развивать память. Воспитывать интерес к играм со счетными операциями.
Картинки; фигуры; цифры 1,2,3,4,5,6; карточки с полосками; игрушки.

Д/и «Сколько всего?»
Д/и «Найди и покажи фигуры»
Д/и «Больше-меньше-поровну»


17
Сравнение смежных множеств
Упражнять в сравнении смежных множеств. Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4» и т.д. Закрепить умение определять расположение предметов на плоскости листа. Группировка плоскостных фигур по цвету, по размеру. Закрепляем умение сравнивать предметы по размерам: длиннее короче.
Картинки, фигуры, цифры от 1 до 6; чудесный мешочек с цифрами, палочки (длинные, короткие).
Д/и «Чудесный мешочек»
Д/и «Где и какая фигура»
Д/и «Какое число?»
Д/и «Длиннее – короче»


18
Сравнение двух групп предметов в пределах 6-ти
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 6-ти. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Учить сравнивать два предмета, различающихся по толщине, обозначать результаты сравнения словами «толстый», «тонкий».
Счетный материал, набор игрушек, предметы различные по толщине.

Д/и «Посчитай цифры»
Д/и «Сравни»
Д/и «Толстый - тонкий»


19
Закрепление счета в пределах 6-ти
Закрепить навыки сравнения двух групп предметов по количеству в пределах 6-ти, пересчёта предметов. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 6-ти по образцу и названному числу. Продолжать уточнять представления о прямоугольнике, квадрате. Соотнесение, различение плоскостных и объемных фигур. Учить пониманию вопросов «Который по счету? Кто первый, второй, третий, четвертый по счету? Кто первый? Кто следующий? Кто последний?»).
Набор плоскостных и объемных фигур, счетный материал, карточка с полосками, счетные палочки.

Д/и «Посчитай и назови»
Д/и «Назови фигуры»
Д/и «Какой по счету?»


20
Выделение из множества 6-ти предметов
Учить находить множество предметов в количестве, соответствующим количеству на образце (4-6). Закрепляем умение сравнивать предметы по размерам: выше ниже.
Счетный материал, карточка с полосками, игрушки (предметы) разной высоты.
Д/и «Посчитай правильно»
Д/и «Выше – ниже»


21
Числовой ряд
1-2-3-4-5-6
Продолжать учить детей выполнять задания на соотнесение предметной совокупности с числом (1, 2, 3, 4, 5, 6). Продолжать учить порядковому счету (первый, второй, последний). Продолжать учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами (круг – солнце; квадрат – подушка и т.д.). Закрепляем умение сравнивать предметы по размерам: шире уже.
Счетный материал, карточка с полосками, счетные палочки, игрушки; геометрические фигуры и предметы (игрушки) подобной формы.
Д/и «Какой по счету»
Д/и «Подбери формы»
Д/и «Шире - уже»


22
Пересчет предметов в пределах 7
Учить навыкам пересчета предметов в пределах 7-ми. Учить соотносить числительные с предметами, указывая на предмет по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, а также понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе. Учить сравнивать смежные числа в числовом ряду (2 и 3, 3 и 4, 4 и 5). Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и ориентировку в пространстве: продолжать обучение детей передаче пространственных отношений между элементами по подражанию и образцу (вверху, внизу, рядом, посередине).
Лесенка из кубиков; счетные палочки; фигуры для счета; карточки с полосками для счета; набор предметных картинок с изобр. в пределах 7; объёмные геометрические фигуры.

Д/и «Сколько картинок»
Д/и «Назови предметы, которых 7»
Д/и «Лесенка»
Д/и «Угадай, где?»


23
Счет
в пределах 7
Продолжать учить детей счету и отсчету предметов в пределах 7-ми. Соотносить число 7 с количеством и цифрой. Учить делить целое на две равные части. Упражнять в складывании картинки из 4 (и более) частей, разрезанные горизонтально, вертикально, по диагонали (одинаковые и разные предметы), с опорой на образец; сравнивать образец с собственным результатом по частям, а также учить использовать слова такой же, одинаковые.
Предметные картинки, разрезанные на 4 и более частей в различных направлениях (вертикально, горизонтально, по диагонали); счетный материал; карточки для счета; листы формата А4, А5.
Д/и «Собери целое»
Д/и «Посчитай до 7»
Д/и «Раздели поровну»


24
Прямой и обратный счет в пределах 7
Продолжать учить детей прямому и обратному счету в пределах 7. Формировать умение выполнять арифметические действия в пределах 2-3-5(7). Продолжать учить решать наглядно-практические задачи, требующие учета признака размера; группировать одинаковые (разные) предметы во множества по размеру в практических ситуациях. Продолжать учить сравнивать предметы по ширине. Развивать внимание, память. Воспитывать усидчивость на занятии.
Фигуры для счета; карточки с полосками для счета; набор предметных картинок с изобр. в пределах 7; игрушки; предметы различные по ширине; карточки с заданиями.

Д/и «Веселые задачки»
Д/и «Широкий - узкий»
Д/и «Одинаковый - разный»


25
Сравнение двух групп в
пределах 7
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7-ми. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить соотносить множество предметов с таким же количеством на рисунке-образце (1-2-3-4-5,6, 7); выделять 1, 2, 3, 4 (5, 6, 7) предмета на основе зрительного и тактильного восприятия; выполнять движения (хлопки, отстукивания) по заданному количеству. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
Фигуры и предметы для счета; игрушки; рисунок-образец; набор предметных картинок с изображ. в пределах 7.

Д/и «Сделай столько же»
Д/и «Самый внимательный»



26
Круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник
Закреплять представления о геометрических фигурах. Учить запоминать (называть) изученные геометрические фигуры, находить похожие формы среди окружающих предметов; группировать на основании выделенного отличительного признака, составлять упорядоченный ряд. Учить находить и исключать лишний предмет, по форме на основе зрительно-двигательного и тактильного восприятия, использовать приемы наложения, приложения, наличия или отсутствия углов, их количества, длины сторон. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте. Закреплять счет в пределах 7-ми.
Картинки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); рисунок-образец; геометрические фигуры; счетный материал; различные предметы, схожие с геометрическими формами; предметы различные по высоте.
Д/и «Найди похожие предметы»
Д/и «Высокий - низкий»
Д/и «4 лишний»



27
Закрепление счета в пределах 7
Закрепить навыки детей в счете и отсчете предметов в пределах 7-ми по образцу и названному числу. Учить измерять жидкие и сыпучие вещества, пользуясь условной меркой, отмерять условной меркой заданное количество. Продолжать учить сравнивать предметы по длине.
Счетный материал; дорожки разной длины и цвета; палочки с ленточками разной длины; стакан; вода; крупа.
Д/и «Длинный - короткий»
Д/и «Разложи дорожки»
Д/и «Посчитай правильно»


28
Плоскостные геометрические фигуры
Продолжать учить последовательно обследовать, узнавать, различать плоскостные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить подбирать предметы к эталону-форме. Учить создавать изученные геометрические фигуры с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе раскрашивания, штрихования. Продолжать учить составлять сериационный ряд из 35 предметов, сравниваемых по длине, высоте, ширине. Учить находить среди одинаковых по размеру предметов один «не такой, другой» (все длинные, а один короткий).
Плоскостные геометрические фигуры; трафареты; карандаш; листы А4; предметы (фигуры) различные по высоте, длине, ширине.

Д/и «Разложи правильно»
Д/и «Веселые фигуры»


29
Счет в пределах 10
Формировать представления о числах и цифрах 8, 9, 10. Учить пересчитывать предметы в пределах 5 - 10; соотносить цифру 7 с количеством предметов. Формировать представление о числовом ряде 1 - 10. Продолжать учить сравнивать смежные числа в числовом ряду (3 и 4, 4 и 5 и т.д.). Учить составлять цифровой ряд 1 10. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Счетный материал; карточки с полосками для счета; картинки, с определенным количеством нарисованных элементов; игрушки.

Д/и «Сравни»
Д/и «Какое число?»


30
Объёмные геометрические фигуры
Продолжать учить последовательно, обследовать, узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, треугольная призма); подбирать предметы к эталону-форме.
Объёмные и плоскостные геометрические фигуры; картинки с изображением геометрических фигур; счетный материал.







Раздел «Социальное развитие и ознакомление с окружающим»


подготовительная подгруппа, IV год обучения







Задачи обучения и воспитания:

Продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы.
Пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков.
Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.
Формировать у детей представления о видах транспорта.
Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).
Закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени.
Продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.
Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.




п/п
Тема занятий
Программные задачи
Методическое обеспечение
Дата

1
Обследование детей





2
Игрушки
Уточнять, расширять и обобщать представления детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Совершенствовать умение описывать игрушку, указывать ее существенные признаки, узнавать игрушку по описанию. Развивать внимание, восприятие, память. Воспитывать усидчивость, внимательность, терпеливость. Развивать связную речь.
Игрушки; предметные картинки с игрушками; мешочек.

Д/и «Угадай на ощупь»
Д/и «Кто внимательный?»
Д/и с мячом


3
Овощи
Расширять преставления детей об овощах, их существенных признаках; знания о месте произрастания овощей. Совершенствовать словарь по теме. Развивать мышление. Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе.
Игрушки; мешочек; муляжи овощей; предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Огород»; разрезные картинки.
Д/и «Огород» (рассматривание картины)
Беседа об овощах
«Загадки»
Д/и «Узнай на ощупь».


4
Фрукты
Расширять представления детей о фруктах; о месте произрастания фруктов. Совершенствовать словарь по теме. Развивать мышление. Учить различать фрукты на ощупь, по описанию. Развивать мелкую моторику, память, внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предметные картинки с изображением фруктов; муляжи фруктов; разрезная картинка на 4-5 частей; сюжетная картинка «Сад».
Игра «В саду» (рассматривание картины)
Игра «Беседа о фруктах»
Д/и «Сложи картинку»


5
Во саду ли, в огороде
Закреплять понятия «Овощи» и «Фрукты». Закреплять навыки различения овощей и фруктов по внешним признакам и месту произрастания. Развивать мышление, память, внимание. Развитие зрительного внимания, тактильных ощущений. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные картинки с изображением овощей и фруктов; муляжи овощей и фруктов; сюжетные картинки «Огород», «Сад»; мешочек.
Д/и «Четвертый лишний»
Д/и «Что, где растет»
Д/и «Овощ лил фрукт?»


6
Осень
Расширять представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, листопад, перелет птиц и т.д.). Учить названия осенних месяцев. Систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок. Развивать зрительное восприятие и внимание, мышление. Воспитывать любовь к природе.
Сюжетные картинки: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; предметные картинки с изображениями признаков осени; осенние листочки.
Беседа о временах года
Игра «Осень» (рассматривание картины)
Д/и «Подбери признаки осени»
Д/и «Осенние листочки»


7
Деревья. Кустарники
Расширять представления детей о деревьях, кустарниках. Формировать представления детей о деревьях осенью. Учить различать деревья и кустарники по характерным признакам. Закреплять знания о желтом, красном и зеленом цветах в природе; об осени на основе рассматривания сюжетных картинок и наблюдений в природе. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников; сюжетная картинка «Осенний лес»; разрезная картинка.
Рассматривание картины «Осенний лес»
Д/и «Собери дерево»
Д/и «С какого дерева лист?»
Д/и «Дерево или кустарник»


8
Каникулы




9
Одежда
Расширять представление детей об одежде, деталях, из которых она состоит; о назначении одежды в зависимости от времени года. Учить различать и называть (показывать) предметы одежды. Расширять словарь по теме. Развивать зрительное внимание, мышление, память. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде.
Предметные картинки с изображением одежды; кукольная одежда, кукла; сюжетная картинка «Магазин одежды»; разрезные картинки.
Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Д/и «Куда наденем?»
Д/и «Для кого одежда?»
Рассматривание одежды «В магазине»


10
Обувь
Расширять и уточнять представления детей об обуви. Познакомить с отдельными деталями обуви. Учить ухаживать за обувью. Развивать зрительное внимание, мышление. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к обуви.
Предметные картинки с изображением обуви; разрезная картинка; сюжетная картинка «Полка с обувью».
Д/и «Собери картинку»
Д/и «4 лишний»
Рассматривание и беседа по картине «Полка с обувью»
Д/и «Угадай по описанию»



11
Наше тело. Предметы гигиены.
Формировать представление о частях тела; о правилах личной гигиены. Учить называть и использовать по назначению предметы гигиены. Учить ориентироваться на собственном теле и на теле другого человека, а также называть и показывать собственные части тела. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
Предметные картинки с изображением частей тела; картинка с изображением человека; кукла.
Д/и «Покажи, что скажу»
Д/и «А где же наши?»
Д/и «Покажи у соседа»
Работа с куклой


12
Наш дом. Мебель
Формировать представление детей о строении дома, познакомить с его частями; назначением комнат в квартире. Формировать представления детей об основных видах мебели. Учить правильно, обставлять комнату. Развивать умения строить дом из строительного набора по образцу. Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к предметам мебели. Воспитывать правильное поведение на занятии.
Предметные картинки с изображением домов и мебелью; игрушечная мебель; палочки; строительный набор.
Д/и «Выложи дом из палочек»
Д/и «Поставь мебель в комнате»
Д/и «Назови части дома»
Д/и «Где что стоит?»


13
Посуда
Формировать представление о предметах посуды (чайная, столовая, кухонная), её назначении. Дать представление детям из чего сделана посуда, как нужно ухаживать за ней. Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.
Сюжетная картинка «Обеденный стол», предметные картинки с посудой, набор кукольной посуды, разрезные картинки.
Д/и «Для чего нужна?»
Д/и «Что лишнее»


14
Зима
Расширять и уточнять знания детей о зиме, признаках зимы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить последовательность смены времен года. Учить сравнивать осень и зиму; выделять основные признаки осени и зимы. Расширять словарь детей по теме. Развивать внимание, умение слушать и выполнять указания педагога. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать интерес к выполнению заданий.
Предметные картинки с изображением признаков зимы; сюжетная картинка «Зима»; разрезная картинка.
Рассматривание картины «Зима». Беседа
Д/и «Когда это бывает»
Д/и «Сложи картинку»


15
Обследование детей




16
Каникулы




17
Зима. Зимние забавы
Продолжать расширять, уточнять и закреплять знания детей о зиме, как о времени года. Знакомить детей различными видами зимних игр (катание на санках, лыжах, коньках, на ледянках с горы, игры со снегом). Развивать внимание, память, речь. Формировать положительное эмоциональное отношение к играм в зимний период.
Картинки с изображением зимних видов игр; сюжетные картинки с изображением зимы; картинки с изображением зимней одежды (варежки, шапки, шарфы) с различными узорами; пары карточек.
Д/и «Не ошибись»
Д/и «Подбери пару»
Д/и «Половинки»


18
Домашние животные
Расширять и уточнять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Сюжетная картина «Ферма»; предметные картинки с изображением домашних животных, их детенышей.
Д/и «Кто живет на ферме»
Д/и «У кого кто?»


19
Домашние птицы
Расширять представления детей о домашних птицах (внешний вид, пища, польза, приносимая человеку). Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Развивать память, внимание, речь. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Сюжетная картинка «Птичий двор», предметные картинки с изображением домашних птиц, их птенцами;
Д/и «Птичий двор»
Д/и «Узнай по описанию»
Д/и «3 лишний»


20
Дикие животные
Расширять представления детей о диких животных и их детенышей (внешний вид, пища, образ жизни). Формировать представления о характере пищи и способах её добычи в разное время года. Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Развивать умение устанавливать связь между особенностями образа жизни и природными условиями (медведь, еж зимой спят). Учить узнавать и различать по признакам внешнего вида. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Сюжетная картинка с изображением диких животных в лесу; предметные картинки с изображением животных и их детенышей; серия картинок с незаконченным изображением.
Д/и «Что забыл нарисовать художник»
Д/и «Кто и где живет в лесу?»
Д/и «Угадай по описанию»
Д/и «Кто у кого?»


21
Дикие и домашние животные
Формировать умение различать домашних и диких животных. Продолжать учить определять животных по внешнему виду, месту обитания, пище. Формировать интерес к живой природе. Развивать память, речь.
Предметные картинки с изображением диких и домашних животных; сюжетные картинки с изображением домашних на ферме и диких животных в лесу.
Д/и «Кто у кого»
Д/и «Кто где живет»


22
Профессии
Расширять представления детей о различных видах профессий. Учить правильно, выделять и различать людей разных профессий. Учить правильно, подбирать орудия или предметы, которые необходимы для профессиональной деятельности людей. Развивать зрительное восприятие, память, речь. Формировать положительное отношение к разным видам профессий. Расширять, уточнять и закреплять представления детей о повседневном труде взрослых детского сада.
Сюжетная картинка и предметные картинки с изображением людей разных профессий; картинки с предметами (орудиями) для профессий; разрезные картинки по теме.

Д/и «Собери картинку»
Д/и «Какая профессия»
Д/и «Кому что нужно?»



23
Транспорт
Продолжать расширять представления о транспорте и его назначении. Познакомить детей с различными видами транспорта (наземный, воздушный, водный); назначением, отдельных частей, способ передвижения. Закрепить профессии людей, которые работают на данном виде транспорта. Учить узнавать в реальной действительности и находить на картинках. Развивать память, речь, обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к разным видам транспорта и профессиям людей. Познакомить с правилами перехода улицы.
Предметные картинки с изображением наземного, воздушного и водного транспорта; картинки с недорисованными элементами; картинки с изображением профессий людей, работающих на том или ином виде транспорта; игрушечный светофор.
Д/и «Угадай профессию»
Д/и «Что делает?»
Д/и «Чего не хватает»


24
Птицы
Продолжать расширять представления детей о птицах (внешний вид, образ жизни, пища, польза). Расширять знания о разнообразии птиц, их общих признаках (оперение, крылья, клюв). Поддерживать у детей интерес к наблюдению за птицами, желание их подкармливать. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Сюжетная картинка и предметные картинки с изображением птиц; разрезные картинки из 3-4 частей.

Д/и «Собери картинку»
Д/и «Кто к кормушке прилетел?»
Беседа о птицах по картинке



25
Весна
Расширять знания детей о характерных признаках весны. Дать представление об изменениях, происходящих весной в природе (изменения цвета неба, таяние снега, оттепель, солнце светит ярко, потепление, появление проталин, сосулек и их таяние.). Систематизировать знания о весне на основе рассматривания сюжетных картинок.
Сюжетные картинки «Весна»; предметные картинки с изображением подснежников.
Д/и «Признаки весны»
Д/и «Подснежники»
ББеседа о весне и её признаках по картинкам


26
Комнатные растения
Расширять представления детей о комнатных растениях; учить находить и называть части комнатных растений (стебель, лист, цветок). Учить детей ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь.
Сюжетные и предметные картинки с изображением комнатных растений; карточки с изображением комнатных растений и их силуэтами; схема-строение цветов; лейка.
Рассматривание комнатных растений
Беседа о комнатных растениях, изучение схемы-строения
Упражнение «Полей цветы»
Д/и «Найди тень»


27
Цветы
Расширять представления детей о цветах и их внешнем виде (стебель, листья, цветок). Закреплять название цветов и их строение в речи. Учить показывать и называть цветы на картинках. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные картинки с изображением цветов; разрезные картинки из 3-5 частей; конверты с различными частями цветка.
Д/и «Какой это цветок»
Д/и «Узнай цветок»
Д/и «Собери цветок»


28
Насекомые
Продолжать расширять представления детей о насекомых (внешний вид, образ жизни). Закрепить название насекомых в речи. Продолжать учить и показывать и называть насекомых на картинках. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать любовь к живой природе.
Сюжетные и предметные картинки с изображением насекомых; муляжи насекомых.
Д/и «4 лишний»
Д/и «Кого не стало»
Д/и «Что делают?»


29
Лето
Формировать представление детей о лете. Жать представление об изменениях, которые происходят летом в природе. Воспитывать любовь к природе. Развивать мышление, речь.
Сюжетная картинка «Лето»; сюжетные картинки с изображением различных времен года; предметные картинки с изображением различных признаков лета.
Д/и «Какое время года?»
Д/и «Что мы делаем летом?»
Беседа


30
Времена года
Формировать представление о смене времен года и их приметах. Закреплять в речи словарь по теме «Времена года». Воспитывать бережное отношение к природе.
Картинки с приметами времен года, сюжетные картинки с изображением времен года; разрезные картинки.
Д/и «Собери картинку»
Д/и «Когда это бывает?»


31
Обследование детей










Раздел «Развитие речи»


подготовительная подгруппа, IV год обучения








Задачи обучения и воспитания:
Развивать у детей вербальные формы общения с взрослыми и сверстниками.
Продолжать учить детей выражать свои впечатления, чувства и мысли в речи.
Закрепить умение детей пользоваться в речи монологическими и диалогическими формами.
Учить детей выполнять действия с разными глаголами и составлять фразы по картинке.
Продолжать учить детей рассказыванию по картинке и по серии сюжетных картинок.
Закрепить у детей интерес к сказкам, воспитывая у них воображение и умение продолжать сказку по ее началу, восстановить утраченный элемент сюжета сказки.
Учить детей составлять предложения и небольшой рассказ по сюжетной картинке.
Продолжать учить детей рассказыванию об увиденном.
Учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме.
Продолжать разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, пословицы и поговорки; поощрять их использование детьми в процессе игры и общения.
Формировать у детей умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи.
Закрепить у детей в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности.
Продолжать воспитывать культуру речи детей в повседневном общении и на специально организованных занятиях.




п/п
Тема занятий
Программные задачи
Методическое обеспечение
Дата

1
Обследование детей





2
«Игрушки»
Закреплять знания детей об игрушках. Учить правильно, показывать предмет (игрушку) и его части. Упражнять в соотнесении предмета (игрушки) с его изображением на картинке. Обогащать словарный запас детей. Развивать силу голоса. Упражнять в складывании матрешки. Развивать тактильное, зрительное восприятие. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Чудесный мешочек, мелкие игрушки; машина, мяч, кукла, матрешка,; игрушечная кроватка; разрезные картинки (3-4 части) с изображением мячей.
Д/и «Чудесный мешочек»
Игра «Покатаем игрушки на машине»
Прослушивание стихов А. Барто из «Игрушки»
Игры с мячом
Упражнение в звукоподражании
Складывание разрезной картинки «Мячик»


3
«Фрукты»
Расширять пассивный словарь. Упражнять в складывании разрезной картинки. Учить узнавать и соотносить реальный предмет с его изображением. Учить совершать действия в соответствии с чтение стихотворении. Развивать двигательную координацию, тактильное восприятие. Воспитывать желание заниматься.
Муляжи фруктов; предметные картинки по теме; непрозрачный мешочек; разрезные картинки из 3-4 частей.
Ознакомление с темой занятия
Д/и «Подбери картинку к предмету»
Игра с речевым сопровождением «Яблочко»
Д/и «Чудесный мешочек»
Складывание разрезной картинки из 3-4-х частей по теме «Фрукты»


4
Рассматривание картины
«Осень наступила»
Активизировать словарь детей по теме. Формировать представления о времени года «Осень», о многообразии природных явлений. Учить работать по сюжетной картине; учить отвечать на вопросы. Упражнять в работе с карточками глобального чтения. Развивать внимание, память, воображение. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Сюжетная картина «Осень»; картинки с изображением разных времен года; бумажные осенние листья; материал для игры «Признаки времен года».
Рассказ о признаках осени и работа с сюжетной картиной «Осень»
Д/и «Осень потерялась»
Пальчиковая гимнастика «Кленовые листья»
Игровое упражнение «Найди признаки осени». Работа с карточками глобального чтения
Д/и «Найди такой же листок»


5
«Деревья. Кустарники»
Продолжить знакомить детей с деревьями и кустарникам; с их отличительными признаками. Учить выделять части дерева: «ствол», «ветки», «лист», «корень». Учить различать дерево и кустарник. Дать представление о том, что растениям для роста нужна земля, вода, свет и тепло. Пополнять словарный запас детей названиями предметов, их частей, величины, цвета. Закреплять представления о времени года «осень». Упражнять в сличении предметов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Картинка с изображением дерева (части дерева); сюжетная картинка «Осень»; материалы для игры «Дерево – кустарник»; осенние листья из картона; счетные палочки.
Закрепление понятия «осень». Чтение стих. «Птички улетели» А.С. Пушкина
Словарная работа по картинке
Пальчиковая гимнастика «Кленовые листья»
Игра «Дерево - кустарник»
Конструирование модели «Дерево»
Д/и «Оденем дерево в осенний наряд»


6
«Научу обуваться и братца»
Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода. Учить вычленять признаки: цвет, материал, из которого изготовлена вещь. Обогащать словарь детей новыми словами: резиновая, кожаная, зимняя обувь, летняя обувь. Учить понимать и «отвечать» на вопросы по теме. Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней.
Натуральная обувь: валенки, сапоги резиновые, кожаные, ботинки, туфли; куклы: мальчик и девочка; предметные картинки по теме; сюжетные картинки «Времена года».
Чтение загадки «Не ботинки, не сапожки»
Рассматривание предметов обуви
Д/и «Собираемся на прогулку» (дифференциация предметов обуви по временам года)
Игра с движением «нарядили ножки в новые сапожки»
Чтение стихов «Я умею обуваться, если только захочу»


7
Рассматривание картины
«Зайцы»
С.Н. Николаева
Учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание. Продолжать учить отвечать (вербально или невербально) на вопросы по содержанию картины. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к жизни зверей. Воспитывать эстетические чувства.
Игрушка-заяц; картина по теме; шапочка «совы» для игры; д/и «Покорми зайчат».
Рассматривание картины. Беседа
Чтение рассказа по картине
Д/и «Сова»
Д/и «Покорми зайчат»


8
Рассматривание картины
«Таня не боится мороза»
О.И. Соловьевой
Учить детей рассматривать картину, выделяя на ней предметы, узнавать знакомые и показывать их. Активизировать словарь детей названиями предметов, действий, цвета. Развивать восприятие, внимание, память, умение «отвечать» на вопросы по содержанию картины. Воспитывать желание рассматривать сюжетные картинки.
Картина из серии О.И. Соловьевой «Таня не боится мороза».
Чтение стих. «Ты мороз, мороз, мороз»
Рассматривание картины
Игра «Покатаемся на санках»


9
Обследование детей




10
Каникулы




11
Составление рассказа по сюжетной картине
«Зимние забавы детей»
Закрепить представление о зиме, ее признаках; зимних забавах. Воспитывать интерес к зимним видам игр. Формировать связную речь. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью педагога по картинному плану. Формировать навык соблюдения последовательности изложения. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать желание рассказывать.
Сюжетная картина «Зимние забавы детей».
Рассматривание картины
Беседа
Составление рассказа


12
Рассказывание по картинкам «Домашние птицы»
Продолжать детей знакомить с домашними птицами. Учить описывать птиц по картинке: что есть у птицы, какого цвета перья, чем питается, повадки, польза приносимая человеку. Закреплять в речевых высказываниях детей употребление существительных в родительном падеже с предлогами у, из. Воспитывать любовь к птицам, желание за ними ухаживать.
Картинки с изображением домашних птиц, конверты с разрезными картинками.
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/и «Собери целое»


13
«Моё любимое домашнее животное»
Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание. Упражнять в составлении рассказа по картине. Пополнить словарный запас. Активизировать в речи имена прилагательные. Учить детей отвечать на вопросы не короткими фразами, а полным предложением; учить составлять короткий описательный рассказ по вопросному плану. Формировать связную речь.

Картинки с изображением домашних животных; игрушки; книга о домашних животных.
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Д/и «В деревне»


14
Рассматривание картин
«Автомобили бывают разные»
Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание. Понимать смысл обобщающих слов и словосочетаний «транспорт», «автомобили специального назначения», «легковой автомобиль», «водный/наземный/воздушный транспорт». Пополнять и активизировать словарь детей по теме. Развивать мышление. Формировать простую распространенную фразу с предлогом ПО и без предлога.
Картина «На дороге»; картинки транспорта.
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/и «Летает-плывет-едет»


15
«Детки в клетке»
Познакомить детей с произведением С. Маршака «Детки в клетке», вызвать интерес к слушанию поэтических произведений, стимулировать ребенка повторять за педагогом слова и фразы из произведения, учить понимать его содержание, обогащать словарь, развивать активный и пассивный словарь на основе углубления представлений о животных, их деятельности и движениях. Развивать эмоциональный отклик на произведение, развивать звуковую культуру речи.

Книга С. Маршака «Детки в клетке»; иллюстрации в виде раскрытых страниц книги по произведению автора.

Д/и «Найди животное»
Д/и «Кто это?»


16
Составление рассказа по
картине
«Ранняя весна»
Обучать составлению рассказа по картине, обеспечивать целостное восприятие картины. Формировать словарь по теме «Весна». Уточнять и расширять представления о ранней весне и ее признаках. Учить строить фразы из трех-четырех слов по картинкам с использованием предлогов на, в, за, между, около. Учить детей отвечать на вопрос о погоде. Развивать связную речь, совершенствовать грамматической строй речи. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрационная картина «Ранняя весна»; предметные картинки с признаками весны.

Рассматривание картин
Д/и «Побреди признак»
Составление рассказа


17
Н. Сладков «Медведь и Солнце»
Познакомить детей с новым произведением Н. Сладкова. Развивать связную речь детей, мышление, память. Формировать у детей понимание прочитанного текста. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Книга Н. Сладкова «Медведь и солнце»;
иллюстрации.
Беседа
Д/и «Скажи ласково»



18
В. Сутеев
«Под
грибом»
Познакомить детей с произведением Н. Сутеева. Развивать образность речи, творческое воображение и умение эмоционально воспринимать произведение; формировать практическое усвоение простых способов словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов – антонимов; развивать зрительную память, логическое мышление; развивать мелкую моторику.
Книга В. Сутеева; иллюстрации; чистые листы бумаги; карандаши; картинки с изображением грибов.
Д/и «Рисуем гриб»
Д/и «Куда растут грибы?»



19
Скоро лето
Расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний. Закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к природе.
Картинки по временам года; карточки для игры «Чего много летом?»; картинка с изображением леса; картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых; картинки с изображениями домиков (белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц).
Д/и «Чего много летом»
Д/и «Чей домик?»


20
Обследование детей
















Раздел «Ознакомление с художественной литературой»


подготовительная подгруппа, IV год обучения






Задачи обучения и воспитания:

Создавать условия для расширения и активизации представлений о литературных художественных произведениях у детей.
Знакомить детей с произведениями разных жанров: учить различать сказку и стихотворение.
Знакомить детей с новым художественным жанром - пословицами, готовить детей к восприятию переносного значения слов в некоторых пословицах и отдельных выражениях.
Продолжать учить детей самостоятельно передавать содержание небольших рассказов и читать наизусть небольшие стихотворения, участвовать в коллективной драматизации известных литературных произведений.
Закреплять интерес детей к слушанию рассказываемых и читаемых педагогом художественных произведений вместе со всей группой сверстников.
Учить детей узнавать и называть несколько авторских художественных произведений и их авторов.
Продолжать воспитывать у детей проявления индивидуальных предпочтений к выбору литературных произведений.
Формировать у детей представления о развитии и изменении художественного образа, его многогранности.



п/п
Тема занятий
Программные задачи
Методическое обеспечение

1
Обследование детей




2
«Зайчик»
А. Блок
Познакомить с новым стихотворением. Учить понимать содержание текста в сопровождении наглядного материала. Помогать взрослому «рассказывать стихотворение». Развивать воображение. Воспитывать любовь к поэзии.
Книга; игрушка – зайчик; предметные картинки с овощами и фруктами.
Чтение стих. А. Блока «Зайчик»
Беседа по тексту
Д/и «Накорми Зайчика»

3
С.Я. Маршак «Кто колечко найдет?»
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворные произведения, правильно воспринимать содержание. Учить «отвечать» на вопросы. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к авторским литературным произведениям.
Кукла; колечко; предметные картинки с изображением животных (или игрушечные животные); книга.
Игра «В гости пришла кукла Оля»
Чтение произведения
Беседа по произведению
Д/и «Колечко»

4
Чтение рассказа «Осень в лесу»
И. Соколова–Микитова
Познакомить детей с рассказами о природе. Учить «отвечать» на вопросы по содержанию, активизировать словарь. Закрепить представления детей о признаках осени; об изменениях происходящих осенью в природе. Развивать внимание, память, познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родной природе.
Сюжетные картинки «Осень»; песня «Осень» муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина.
Рассматривание картинок об осени
Чтение рассказа
Беседа по произведению
Д/и «Ветерок»

5
Чтение произведения
«Айболит»
К.И. Чуковского
Познакомить детей с новым произведением, учить следить за развитием действий, понимать содержание, сопереживать героям. Учить слушать и понимать вопросы. Развивать внимание, память. Воспитывать доброту и взаимопомощь.
Книга; картинка «Доктор»; 2 зайца-игрушки; атрибуты для игры в «Больницу».
Рассматривание картинки «Доктор»
Игр. момент «Зайчики заболели»
Чтение произведения. Беседа
Д/и «Больница»

6
Рассказывание русской народной сказки
«Гуси-лебеди»
Продолжить знакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Учить следить за развитием действия, понимать содержание. Учить «отвечать» на вопросы по содержанию. Учить рассказывать сказку в сопровождении наглядного материала. Развивать внимание, память, выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Книга; иллюстрации к сказке; шапочка волка, игрушки (гуси); фланелеграф; картинки (сказка «Гуси-лебеди) для обыгрывания произведения на фланелеграфе.
Рассказывание сказки в сопровождении иллюстраций
Беседа по произведению
Игра «Гуси-гуси га-га-га»
Показ и рассказ сказки на фланелеграфе
Исполнение песенки «Жили у бабуси два веселых гуся»

7
Чтение рассказа
«Снег идет»
Л. Воронковой
Познакомить детей с новым рассказом. Учить слушать и следить за развитием действий. Учить отвечать (вербально или невербально) на вопросы по содержанию рассказа. Ввести в пассивный словарь слово «пушистые». Воспитывать интерес к явлениям природы, отражать свои впечатления в рисунках.
Книга; образцы снежинок, бумага голубого цвета, белая гуашь, кисть; сюжетная картина «Зима».
Загадка: «Снег на полях». Уточнение времени года (зима)
Чтение рассказа. Беседа
Игра «На полянку, на лужок тихо падает снежок»
Рисование снежинок

8
Обследование детей



9
Каникулы



10
В. Сутеев
«Мышонок и карандаш»
Познакомить детей с произведением В. Сутеева «Мышонок и карандаш». Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание. Активизировать словарь детей. Обучать умению слушать и понимать вопрос, внятно отвечать на него. Воспитывать интерес к прослушиванию произведений. Развитие мелкой моторики.
Книга; иллюстрации; карандаш, листок; игрушки.
Чтение произведения
Рассматривание иллюстраций
Д/и «Веселый карандаш»
Д/и «Кошки – мышки»

11
Чтение рассказа
В. Чарушиной «Курочка»
Познакомить детей с произведением В. Чарушиной «Курочка». Учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексту, с помощью вопросов педагога, а также наглядного материала. Вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным. Обогащать словарь детей. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Книга для чтения по теме; иллюстрации; предметные картинки с изображением курицы и цыплят.
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Пересказ рассказа
Д/и «Наседка и цыплята»

12
«Кот, петух и лиса»
Познакомить детей с новой сказкой, продолжать учить следить за развитием действия, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать память, внимание. Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам.
Книга для чтения по теме; иллюстрации; игрушки.
Чтение сказки
Беседа
Рассматривание иллюстраций

13
К.Чуковский
«Цыпленок»
Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Пополнять и обогащать словарный запас. Продолжать учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий. Развивать интерес и любовь к сказкам.
Книга; рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок»; фигурки цыплят из желтого картона.
Чтение сказки
Беседа
«Скажи, какой как называется»,
Д/и «Веселые цыплята»

14
Русская народная сказка «Рукавичка»
Учить следить за развитием действия, сопереживать героя произведения. Учить детей внимательно слушать сказку, понимать его содержание. Учить пересказывать близко к тексту, с помощью вопросов педагога, а также наглядного материала. Продолжать обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам.
Книга; иллюстрации к сказке; сюжетная картинка с наложенными изображениями фигур животных; листы бумаги с контурным и точечным изображением рукавиц; картинки с изображением животных и их жилищ.
Д/и «Найди, кто спрятался»
«Изобрази животное»,
«Дорисуй рукавички»,
Д/и «Кто где живет?»

15
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Познакомить детей со сказкой, помочь понять произведение, опираясь на иллюстрации. Побуждать к использованию в речи простых предложений. Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать в детях чувство сопереживания. Пополнить словарный запас. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Книга со сказкой; иллюстрации; конверт с загадками и картинки с отгадками; игрушки.
Беседа
Отгадывание загадок

16

Русская народная сказка
«Пых»
Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Воспитывать умение внимательно слушать педагога. Развивать желание внимательно слушать сказку. Учить детей понимать и оценивать характеры героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Продолжать учить детей пересказу по опорным картинкам (иллюстрациям). Развивать речь детей. Обогащать речь детей сказочной лексикой. Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам.
Книга; иллюстрации к сказке.
Чтение
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Рассказывание сказки

17

Пересказ сказки
«Волк и семеро козлят»
Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Закрепить представление о домашних и диких животных. Заинтересовать рассматриванием иллюстраций к сказке. Учить детей пересказывать содержание небольших знакомых текстов. Формировать интерес к литературным произведениям и их героям.
Книга; иллюстрации к сказке; игрушки.
Чтение
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Пересказ сказки

18
Обследование детей










Раздел «Подготовка к обучению грамоте.
Подготовка руки к письму»


подготовительная подгруппа, IV год обучения






Задачи обучения и воспитания:

Продолжать формировать умения детей пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
Продолжать учить детей штриховать простые предметы в разном направлении (слева направо, вверх-вниз).
Учить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии.
Учить детей ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии.
Учить детей выполнять графические задания в коллективе сверстников, уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.
Учить детей выполнять графические задания на листе бумаги по образцу.
Воспитывать у детей оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.
Формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте. Расширять словарный запас детей.
Познакомить детей с понятиями «предложение» «слово» «слог» «звук».
Познакомить детей со звукобуквенным анализом слова. Учить детей делить слова на слоги.
Учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы. Продолжать развивать у детей фонематический слух.





п/п
Тема занятий
Программные задачи
Методическое обеспечение

1
Обследование детей




2
Графические задания на бумаге
Учить проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом). Развивать мелкую моторику, координацию движений «глаз – рука». Воспитывать интерес к работе с карандашом и бумагой.
Простой и цветные карандаши; лист бумаги; тетрадь с печатной основой для развития мелкой моторики.
Игр. упр. «Веселые карандаши»
Игр. упр. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаша от бумаги
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

3
Работа с тетрадью в клетку

Продолжать подготовку руки к письму. Учить ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, умение доводить начатую работу до конца. Упражнять в умении правильно держать карандаш. Закреплять умение обводить предметы по пунктирным линиям плавными непрерывными движениями. Воспитывать усидчивость.
Простой и цветные карандаши; тетрадь с печатной основой для развития мелкой моторики.
Игр. задание «Нарисуй осеннее дерево» - обведение контура предмета по пунктирным линиям
Знакомство с тетрадью в крупную клетку
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Работа в тетради в клетку – проведение вертикальных и горизонтальных линий
Работа в тетради с печатной основой

4
Штриховка
Учить штриховать в одном направлении (сверху вниз и слева направо). Учить ориентироваться на листе бумаги, показывая направления сверху вниз и слева направо. Закреплять умение обводить предмет по контуру. Упражнять в закрашивании контурного рисунка способом штриховки. Развивать координированные движения руки с карандашом по листу бумаги. Воспитывать самостоятельность в работе.
Трафареты; простой и цветные карандаши; тетрадь с печатной основой для развития мелкой моторики.
Дыхательное упр. «Листочек»
Игровое упр. «Осенний лист» - обводка трафарета листа липы из картона и раскрашивание его способом штриховки
Пальчиковая гимнастика «Вот деревья. Вот кусты. Покачай ветвями ты»
Игровое задание «Раскрась рисунок» - работа в тетради с печатной основой

5
Звук и буква А
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа; фонематического слуха. Познакомить с гласным звуком А. Учить находить предметы на картинках, начинающихся со звука А. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Упражнять в выкладывании буквы А из счетных палочек. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Магнитная доска: буква А; тетрадь; простой и красный карандаши; счетные палочки.
Д/и «Найди и обведи»
Д/и «Собери букву»
Д/и «Кто внимательный»
Физкультминутка «Аист»
Работа в тетради

6
Звук и буква У
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Продолжать учить определять место звука в слове. Учить внимательно, слушать текст стихотворения и выделять вместе с взрослым слова со звуком У. Познакомить с буквой У. Учить писать печатную букву У, используя образец. Учить составлять слоги МУ, ПУ. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умения детей пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
Магнитная доска; буквы У, М, П; цветные карандаши; тетрадь; предметные картинки; слова для глобального чтения; «Слоговые домики».
Д/и «Слово – предмет»
Д/и «Кто внимательный»
Физкультминутка «Паровоз»
Работа в тетради
Д/и «Соедини правильно»
Д/и «Слоговые домики»

7
Обследование детей



8
Каникулы



9
Звуки и буквы А, У
(закрепление)
Закреплять правильное произношение звуков А,У. Закреплять понятия гласный звук, буква, анализировать звукосочетания АУ, УА. Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разном направлении (направление линий показать стрелкой). Учить печатать буквы А и У, а также слоги. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, пространственную ориентацию.
Касса букв; фишки; карандаш; тетрадь с заданием.

Д/и «Звуковая мозаика»
«Повтори, не ошибись!»
Работа в тетради

10
Звук и буква И
Учить четко произносить звук И, закреплять понятия гласный звук, буква. Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются с заданного звука. Продолжать развивать у детей фонематический слух. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в направлении стрелки. Учить печатать букву И, слоги.
Картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука И; касса букв; фишки; карандаш; лист с заданиями.
Характеристика звука и буквы И
Д/и «Назови правильно»
Д/и «Помоги Незнайке»
Работа в тетради

11
Звук и буква О
Учить четко произносить звук О, выделять ударный и безударный звук И в словах, закреплять понятия гласный звук, буква. Учить находить заданные буквы среди других. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание память. Продолжать учить детей обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги. Учить печатать буку О.
Кассы букв; фишки; тетради с заданиями.
Характеристика звука и буквы О

Д/и «Какой звук (буква)»
Работа в тетради

12
Звуки и буквы
А, У, И, О
Учить четко произносить звуки А,У,И,О. Учить детей находить буквы А,У,И,О среди других. Учить детей соотносить гласные звуки А,У,И,О с буквой: находить соответствующую букву при назывании педагогом слов с определенным звуком, находить предметную картинку, определять первый звук в ее названии и находить соответствующую букву. Учить детей дорисовывать половину предмета в целях получения целостного предметного изображения.
Карточки с буквами; мяч; предметные картинки; картинки с незаконченным изображением.

Д/и «Повтори, не ошибись!»
Д/и «Лови и назови»
Д/и «Какую букву я рисую»

13
Звук и буква М
Учить четко произносить звук М, познакомить с понятием согласный звук. Учить условно обозначать согласные звуки (фишкой синего цвета). Учить называть первый согласный звук при делении слов на слоги. Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются со звука М. Знакомить с буквой М. Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов. Учить читать слово мама. Знакомить детей с тетрадью в крупную клетку, учить обводить клетки, пропускать 1, 2 клетки. Учить печатать буку М, слоги, слова.
Касса букв; фишки; картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука М; слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой М.
Характеристика звука и буквы М
Чтение слогов
Работа в тетради
Д/и «Найди картинку»


14
Звук и буква К
Учить четко произносить звук К. Знакомить с буквой К. Продолжать учить детей называть первый согласный звук при делении слов на слоги. Учить детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются со звука К. Учить детей сливать звуки в слоги (закрытые и открытые). Учить читать слова мак, ком. Учить печатать буку К, а также слоги и слова.
Касса букв; фишки; картинки с изображением букв; картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука К и др. звуков; слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой К.
Характеристика звука и буквы К
Чтение слогов, слов
Д/и «Найди картинку»
Работа в тетради

15
Звук и буква С
Учить четко произносить звук С. Знакомить с буквой С. Учить детей определять первый звук в названии предметной картинки и находить соответствующую букву. Учить детей сливать звуки в слоги (закрытые и открытые). Учить читать слова мак, ком, сом, сок, сук. Учить детей проводить прямые линии в две клетки (вертикальные, горизонтальные). Учить печатать буку С, а также слоги и слова.
Касса букв; фишки; картинки с изображением букв; картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука С и др. звуков; слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой С; тетрадь с заданиями.
Характеристика звука и буквы С
Работа в тетради
Чтение слогов, слов
Д/и «Помоги собрать слово»

16
Звук и буква Р
Учить четко произносить звук Р. Знакомить с буквой Р. Учить находить букву Р среди других сходных по написанию букв. Учить детей определять первый звук в названии предметной картинки и находить соответствующую букву. Учить детей сливать звуки в слоги (закрытые и открытые). Учить читать слова рак, мир, сор, кар и др. Учить детей проводить непрерывные линии по простым лабиринтам. Учить печатать буку Р, а также слоги и слова.
Касса букв, фишки, картинки с изображением букв; картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука Р и др. звуков; слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой Р; тетрадь с заданиями.
Характеристика звука и буквы Р
Работа в тетради
Чтение слогов, слов
«Кто внимательней»

17
Звук и буква Ш
Учить четко произносить звук Ш. Знакомить с буквой Ш. Учить находить букву Ш среди других букв. Учить детей определять первый звук в названии предметной картинки и находить соответствующую букву. Учить детей сливать звуки в слоги (закрытые и открытые). Учить читать слова шар, шум, каша, Саша, Шура и др. Учить печатать буку Ш, а также слоги и слова.
Касса букв, фишки, картинки с изображением букв; картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука Ш и др. звуков; слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой Ш.
Характеристика звука и буквы Ш
Работа в тетради
Чтение слогов, слов
Д/и «Найди лишнюю картинку»

18
Повторение изученных букв и звуков
Повторить изученные буквы; выделять звуки из слов, называть выделенный звук, относить его к гласным или согласным, условно обозначать его. Развивать мышление, слуховое восприятие, внимание. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, уважение друг к другу.
Предметные картинки; изображение букв; фишки.
Д/и «Какую букву я рисую»
Д/и «Лото»
Д/и «Рассыпанное слово»

19
Обследование детей




15