Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением


Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципальное образование Динской района
«Детский сад № 9»
Конспект
образовательной деятельности с детьми
старшей группы (5-6 лет) по ознакомлению с предметным
и социальным окружением «Библиотека»
Воспитатель Овсяникова Светлана Владимировна
ст. Нововеличковская
2015 год
Пояснительная записка
Чем дальше в будущее входим,
Тем  больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим ШефнерПервые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд. Расширять представления о малой Родине.
Книга – великое создание человеческой культуры, и самое главное в культуре любой страны – библиотеки. Д.С Лихачев говорил, что если вдруг погибнут все институты и университеты, то культуру можно будет восстановить по хорошо организованным библиотекам. Библиотеки необходимы, прежде всего, чтобы получать знания и заниматься самообразованием. Они нужны всем: от дошкольников до пенсионеров, от обычных студентов до именитых ученых. Ведь, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Занятие направлено на обогащение представления детей о профессиях. Продолжении знакомить с культурными явлениями (библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Формировании элементарных представлений об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства описанных в литературе (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
В период подготовке и ходе самого занятия мы с ребятами: провели тематическую неделю: «Удивительный мир книги»; провели цикл бесед: «Где «живут» книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться с книгой»; играли в сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Магазин книг»; рассмотрели с детьми игровую ситуацию: «Если книга «заболела»; дети попробовали себя в роли художников – иллюстраторов (рисовали иллюстрации к любимым произведениям); читали стихи, загадки, рассказы о книгах; привели в порядок свой книжный уголок: купили новые книги, подклеили старые.
Когда появилось телевидение, многие предрекали скорый конец театру и кино. С приходом в нашу жизнь интернета некоторые предсказывали ту же участь библиотекам. Но, к счастью, и те, и другие оказались неправы. Книга и в наш высокотехнологичный век остаётся одной из величайших ценностей для человека. А воспитание потребности в чтении, любви к книге — важнейшей задачей каждого педагога. В сотрудничестве с библиотекой задача эта решается легче и результативнее.
Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей; обогащать представления детей о профессиях.Задачи:Обучающие:
- познакомить детей с особенностями работы людей в библиотеке;
- обогащение активного словаря.Развивающие:
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологи-ческой речи.Воспитательные:
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- воспитывать любовь к книге и бережное отношение к ней;
- формировать трудовые навыки.
Предварительная работа: - беседа с детьми о роли книг в жизни человека;- сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Поликлиника для книг».Материалы и оборудование:
демонстрационные:
- детские книги;
- презентация слайдов;
- иллюстрации;раздаточные:
- книги, нуждающиеся в ремонте;
- клей;
- ножницы;
- бумага;
- скотч.
Ход образовательной ситуации:
Введение в игровую ситуацию.Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель как бы про между прочем, вслух рассказывает, то что с ней произошло по дороге в садик. Дети поддерживают беседу.
Воспитатель: Ребята, я сегодня ехала в машине на работу и по радио прозвучала загадка. Очень долго думала, но не смогла ее отгадать, может вы поможете разгадать.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)
Ответы детей
Воспитатель: Верно. Вы очень сообразительные.
Актуализация и затруднение
Воспитатель: Интересно, а как появилась первая книга? Ребята, у вас есть мнения?
Ответы детей
Воспитатель: (включает презентацию слайдов) Давным-давно, когда люди еще не придумали бумагу, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне, позже на глиняных дощечках, в Древнем Египте писали на папирусах – материале, сделанном из растения папирус, а в России в старые времена писали на бересте, выделывали тонкую кожу – пергамент – и писали на ней. Но всегда все люди старались сохранить написанное: будь то глиняные дощечки, папирусы или пергамент. Сегодня люди записывают слова, мысли, истории на бумаге. Посмотрите, как выглядит современная книга.
Дети рассматривают книги
Воспитатель: Все книги по-разному очень красиво оформлены, но есть у них что-то общее. Скажите ребята, что есть у каждой книги?
Ответы детей
Воспитатель: А как называются картинки в книге?
Ответы детей
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель: Во все времена люди относились к книге с большим уважением.
Как вы думаете, ребята, почему?
Ответы детей
Воспитатель: А помнит, кто ни будь из вас, когда он впервые взял в руки книгу? Какой была ваша первая книга?
Ответы детей
Воспитатель: Книга сопровождает человека всю жизнь. Маленькие дети впервые встречаются в книге со сказками, стихами, школьники учатся по книгам чтению, математике и многим другим предметам. В книгах записаны великие изобретения человека, разные истории и приключения. Книга учит людей добрым делам. Недаром в русской пословице говорится:
Книга подобна воде,
Дорогу пробьет везде.
Воспитатель: Ребята, а можно ли только по иллюстрациям узнать, о чем эта книга?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, этого недостаточно. Для того чтобы узнать, о чем рассказывается в книге, человек должен уметь читать. Потому люди с самого детства начинают учить буквы, складывать их в слоги, потом в слова. Многие из вас уже знают буквы, некоторые умеют их писать и читать. Это великое умение, которое позволяет человеку становиться умным, образованным, узнавать много нового.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!».
Не надо звать,
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
В.БерестовВоспитатель: Количество книг очень быстро растет в мире, но где же хранятся книги?
Ответы детей (дома, в книжном магазине, в детском саду, в школе и т.д.)
Воспитатель: Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте загадку:
Что за чудо – книжкин дом,
У каждой книжки место в нем.
(Библиотека)
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, молодцы. В нашей станице тоже есть библиотеки. В них собрано огромное количество книг. С их помощью можно ответить на любой вопрос:
Кто такие динозавры?
И откуда льется дождь?
Почему на карте мира
Чудо-остров не найдешь?
Л.ОсиповаВоспитатель: Это, конечно, шутка, но в библиотеке найдутся любые книги: и сказки, и стихи, и загадки, и приключения. А какие книги любите вы?
Ответы детей
Воспитатель: Какие любимые вами книги есть в нашей группе?
Ответы детей
Воспитатель: А как называется профессия человека, который работает в библиотеке?
Ответы детей (библиотекарь)
Воспитатель: Верно. Это человек, который отвечает за все книги и знает о них все. Библиотекарь помогает детям выбирать нужную книгу, заполняет на каждого читателя абонемент. Это карточка, в которую записывается название книги, указывается срок, на который человек может забрать книгу домой. После того как человек её прочитает, он обязательно сдает её назад в библиотеку, чтобы как можно больше детей могли познакомиться с той книжкой. Так что получается, что библиотечные книги – это путешественницы, которые бывают в гостях у разных детей. Конечно, от такого частого использования книги страдают, ведь они сделаны из бумаги. Что может произойти с книгой?
Ответы детей
Воспитатель: Да, дети, иногда книги рвутся. Это бывает не только с библиотечными книгами, но и у нас в детском саду, и, наверное, такое бывает и у вас дома.
Заболела та книжка,
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею.
Б.ЗаходерВоспитатель: О чем говориться в том стихотворении?
Ответы детей
3.Открытие нового знания и умения
Воспитатель: Давайте и мы с вами сегодня тоже «полечим» наши «больные» книжки. Что нам для этого понадобиться?
Воспитатель с детьми ремонтирует несколько книг. После окончания работы все вместе любуются «здоровой» книжкой, решают впредь обращаться с книгами бережно, аккуратно.
Рефлексия
Ну, что же ребята, сегодня вы показали себя настоящими любителями и ценителями книг. Я горжусь вами! Ваше стремление узнать что-то новое, глазки полные удивления и одновременно любознательности, дают мне право думать, что вам было интересно. Скажите:- Для чего же людям книги?
- Как называется дом, где книги хранят и выдают людям на время, для прочтения?
- Как называется профессия людей работающих в библиотеке?
- Как надо обращаться с книгами?
Вы меня очень порадовали. Молодцы. На этом наше занятие завершается, надеюсь, вам оно понравилось и теперь вы по другому будете смотреть на книги. А сейчас если у вас есть желание, предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека».
Отзыв
на конспект образовательной деятельности с детьми
старшей группы по ознакомлению с предметным и
социальным окружением «Библиотека»
Воспитатель Овсянникова Светлана Владимировна.
БДОУ МО Динской район «Детский сад №9»
Данное занятие методически построено правильно, четко просле-живается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Организационный момент преследовал также цель сформировать устойчивое представление детей о книге, достижение бережного отношения к книгам, уважительного отношения к людям, чья профессия связана с книгами. Установление положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.Лексический материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности. Данную методическую разработку рекомендовано использовать воспитателям ДОУ для организации групповых и индивидуальных занятий
Отзыв
на конспект образовательной деятельности с детьми
старшей группы по ознакомлению с предметным и
социальным окружением «Библиотека»
Воспитатель Овсянникова Светлана Владимировна.
БДОУ МО Динской район «Детский сад №9»
Данное занятие методически построено правильно, четко просле-живается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.
Опираясь на жизненный опыт детей, на их знания, воспитатель не только закрепляет материал, приобретенные умения, но и воспитывает, развивает детей. Обращает на себя внимание подготовленный воспитателем иллюстративный материал. Он не только привлёк внимание детей, но и способствовал достижению поставленных воспитателем целей.
Примечательно начало занятия - одновременное проведение психологической минутки и постановки цели. Воспитатель даёт положительную установку на занятие и на весь день.
Доброжелательная, эмоциональная в то же время спокойная речь воспитателя превращается в речь рассказчицы, что способствует поддержанию познавательного интереса у детей.
Быстрое включение воспитанников в новый вид работы, их чёткие ответы на вопросы, знания, которые демонстрируют дети, свидетельствуют о том, что работа по формированию знаний и умений, проводится в системе.
Воспитатель не только старалась проверить знания детей и дать им новые знания, но и акцентировала внимание на воспитательные моменты. Большое внимание уделялось воспитателем развитию познавательных интересов детей, развитию логического мышления, умения анализировать и сравнивать.
Психологический комфорт способствовал сохранению здоровья детей. Занятие построено и проведено методически грамотно, в хорошем темпе, воспитатель проявил творческий подход в определении идеи занятия, в организации и подборе дидактического материала.