Программа воспитательной работы, рассчитанная на реализацию в течении 4-х лет.

целевая воспитательная программа
«Я – главное чудо на свете».

Пояснительная записка.


Настоящая программа предполагает реализацию комплексных образовательно – воспитательных и оздоровительных мер, включающих членов классного коллектива в различные виды деятельности: познавательную, физкультурно – оздоровительную, трудовую, художественную, ценностно – ориентировонную.
Актуальность программы обусловлена проблемой организации воспитательной работы с детьми, развивающимися в напряжённой социальной обстановке. Программа возникла потому, что передо мной постоянно возникали вопросы: каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию детей:
как создать сплочённый детский коллектив, где каждый ребёнок, прежде всего, человек, который может творить и созидать, и гражданин своего Отечества;
как осуществить единство умственного, нравственного, трудового воспитания, то есть реализовать комплексный подход;
как сделать так, чтобы родители и школа смотрели в одном направлении, были единомышленниками в воспитании детей.
Ценностные ориентиры.
При создании воспитательной программы ориентируюсь на следующие ценности:
Человек
Семья
Общение
Здоровье
Знания
Добро

Системно - образующий элемент.
Работа в сменных творческих группах, которая способствует формированию умений слушать и слышать, понимать, принимать и поддерживать друг друга.
Приоритетные направления работы.

* содружество и сотворчество семьи и школы,
* воспитание здорового образа жизни,
* воспитание любви к своему краю.

Модель выпускника начальной школы
Выпускник начальной школы – личность, способная реализовать себя в дальнейшем, обладающая такими качествами, как ответственность, честность, порядочность, дисциплинированность, творческая активность. Это человек, который:
Знает свои корни.
Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.
Ведет достойный образ жизни.
Готов к деятельному состраданию.
Относится гуманно ко всему окружающему.
Отвечает за свои поступки.
Его слова не расходятся с делом.
Умеет сохранять чувство собственного достоинства.
Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.
Несет тепло и радость людям.
Программа рассчитана на реализацию в течение четырёх лет ( с 2008 уч. года по 2012 уч. год., с1 по 4 классы) и включает следующие этапы:

* 1 этап 2008-2009 уч. год 1 класс: Семь + Я = Семья

* 2 этап 2009 – 2010 уч. год 2 класс: Дом, в котором я живу

* 3 этап 2010 – 2011 уч. год 3 класс: Я и Я

* 4 этап 2011 – 2012 уч. год 4 класс: Я и Люди


Программа предполагает участие детей 6,5 – 11 лет и реализуется на базе общеобразовательной школы.
Цели и задачи программы


Цель - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности ребёнка, для реализации его творческого потенциала.

Задачи:
развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;
расширение кругозора, развитие общей культуры школьников;
организация детского досуга, создание дополнительного пространства для личностного развития и самореализации.


Основные принципы программы.

принцип природосообразности
принцип сотрудничества
принцип общей заботы и педагогической поддержки
принцип открытости и доброжелательности


Условия построения учебно – воспитательного процесса

Учёт возрастных особенностей детей.
Вовлечение учащихся в творчески преобразующую деятельность.
Создание положительной мотивации, направленной на сознательную деятельность учащихся.
Значимость теоретического и практического материала, оказывающего яркое эмоциональное воздействие.
Осуществление межпредметных связей.










Ожидаемые результаты

Главным критерием эффективности развития воспитательной системы является развитие личности ребенка.
Ребёнок
успешный человек


уверен в себе культурен инициативен образован


организован уравновешен трудолюбив

легко приспосабливаюсь к социальным изменениям

Содружество семьи и школы.
Благоприятный психологический климат классного коллектива.














Воспитательная программа
« Я - главное чудо на свете » даёт возможность

* Учителю:
Развивать свой творческий потенциал.
Совершенствовать организаторские способности.
Объединить учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров.
Развивать рефлексивные способности.
* Ученику:
Реализовать и развить свои способности.
Расширить свои знания и умения.
Приобрести новые навыки.
Проявить организаторские способности.
Формировать способности к рефлексии (анализ)
*Учителю и ученику:
Формирование коллектива единомышленников.
Освоение культурного пространства.
Формирование личности.




Содержание программы

Содержание программы сформировано таким образом, чтобы обеспечить реализацию вышеназванных воспитательных задач и включает в себя следующие этапы:
I этап . 2008-2009 уч. год. 1 класс

« Семь + Я = Семья»

Цель - осознать, что Я - неотъемлемая часть своей семьи.

Задачи:
дать возможность ребенку узнать себя как члена своей семьи, с определенными традициями и культурой;
собрать как можно больше информации о своих родственниках;
создать условия для раскрытия творческих способностей и возможностей
каждого ребёнка.

Ключевые понятия на данном этапе - дом, семья, родители, род, родословная, предки, потомки, поколения.
Развитие таких личностных качеств, как: доброта, бережливость, воспитанность, справедливость, уважение, благодарность, вежливость, скромность, честность.
Направления работы.

Познаём семью:
Работы детей: «История моей семьи в фотографиях», «Кем были мои предки»; составление древа рода; сочинения детей о членах своей семьи («Мой дедушка», «Моя бабушка», «Милая мамочка» и т. д.), выпуск газеты к Женскому дню - «Знакомьтесь, это моя мама!», спортивная игра « Вместе».

Помогаем семье:
Посильная помощь дома, забота о младших членах семьи; доброе отношение и забота о старших (бабушках и дедушках); выполнение поручений взрослых (аптека, магазин, почта и т.п.).
Укрепляем семью:
Дискуссия на тему «Поговорим о себе» или «Я и семья»; работа консультационного пункта по вопросам воспитания детей (для родителей); проведение совместных семейных праздников в классе.

Отдыхаем семьёй:
Совместные походы выходного дня детей и родителей; спортивные праздники; Совместные семейные праздники «Семья вся вместе - и душа на месте».

Радуем семью:
Поздравление родных открытками, сувенирами, сделанными своими руками; подготовка и участие в концертах для родителей, бабушек и дедушек; ежедневные добрые дела «Улыбка в доме».

Заповеди (ожидаемые результаты):
храни честь своей семьи;
люби свою семью и делай её лучше;
проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам;
подари родителям радость;
умей найти и выполнять дело на пользу и радость членам своей семьи.


II этап 2009 – 2010 уч. год 2 класс

«Дом, в котором я живу».

Цель - осознать, что Я – часть класса, школы, мира.

Задачи:
овладение учащимися этики «Ученик – ученик», «Ученик – учитель»;
формировать у учащихся осознание принадлежности к школьному
коллективу,
стремления к сочетанию личностных и общественных интересов;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
привитие бережного отношения к родной природе.

Направления работы.

Наш класс:
Анкетирование: «В каком классе я хочу учиться?», «Мои одноклассники – какие они?», «Дела класса»; проведение классных праздников с участием родителей, конкурс стихов о жизни класса.

Мой дом – моё Отечество:
Познавательные беседы о родном крае; экскурсии по городу, походы по родному краю; викторины, интеллектуально – познавательные игры.

Дом, в котором мы живём, делаем лучше:
Забота о школе, где учимся; об улице, где проводим часть своего времени, то есть забота обо всём, что нас окружает, участие в благоустройстве класса, школы, школьного двора.

Мой дом – это красота:
Смотры – конкурсы рисунков, участие в фотовыставках «Вглядись в мир»; посещение кукольных театров, музеев, творческие встречи с людьми искусства.
Заповеди:
храни честь своего класса;
люби свой класс и делай его лучше;
проявляй заботу, уважение, внимание и участие к одноклассникам и учителям;
подари одноклассникам и учителям радость;
умей найти и выполнять дело на пользу и радость классу и школе.


III этап 2010 – 2011 уч. год 3 класс
«Я и Я»
Цель - обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
Задачи:
развивать интерес к самому себе, к своему внутреннему миру, характеру;
помочь раскрыть и совершенствовать свои задатки и способности;
учить анализировать своё поведение и управлять им, развивать навыки самоанализа, самооценки.
Направления работы.
Кто Я?
Мой характер: анкетирование «Десять моих Я»; разговоры по душам «Кто я есть», «Я есть, пока я расту»; исследовательская работа «Расскажи мне обо мне», «Тайна моего имени», «Откуда ты, имя» или «Что в имени моём».

У меня есть воля:
Выполнение тренинга «Само» (самовоспитание, самосовершенствование, самоконтроль и т.д.); занятия в кружках и секциях, закаливание.

Мои увлечения:
Конкурсы, викторины, выставки, выявляющие личные склонности, способности учащихся; занятия в кружках по интересам.

Мои друзья:
Диспут «Что такое дружба?», участие в общих делах классного коллектива; выявление межличностных отношений в коллективе класса.

Мои обязанности:
Беседы «Как я понимаю обязанности перед собой, перед другими»; обязанности
каждого в классе, дома.
Я в будущем:
Сочинение «Кем я хочу стать?», анкетирование «Зачем я хожу в школу»; заполнение таблицы портфолио «Я расту», «Дерево моих достижений», беседа «Формула моего счастья».

Заповеди:
храни свою честь;
люби себя, стремись к самоусовершенствованию;
проявляй заботу и внимание к своему здоровью;
подари сам себе радость;
умей найти и выполнять дело на пользу и радость себе, своей семье, классу и школе.
IV этап 2011 – 2012 уч. год 4 класс

«Я и Люди»

Цель - создать условия для реализации себя в окружающем мире

Задачи:
развивать способности понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;
учить соблюдать правила и нормы человеческого сосуществования;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Направления работы.

Я внимателен к людям:
беседа « Внимательный – значит вежливый, чуткий»; ежедневное проявление вежливости и внимания дома, на улице, в общественных местах и т. д.
Я забочусь о людях:
работа по благоустройству территории школы, улицы, класса; забота о ветеранах войны и пожилых людях, помощь младшим, ежедневная помощь родителям по дому.

Я добр к людям:
ежедневно « Пять минут на доброе дело»; беседы, диспуты « Доброта – это чуткость, сострадание»

Заповеди:
храни честь своей Родины;
люби и уважай свой народ;
проявляй заботу и участие к жителям своего города, улицы, дома, школы;
подари людям радость;
умей найти и выполнять дело на пользу и радость окружающим тебя людям.




Модель выпускника
в контексте программы «Я – главное чудо на свете».


* Знает свои корни.
* Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.
* Ведет достойный образ жизни.
* Готов к деятельному состраданию.
* Относится гуманно ко всему окружающему.
* Отвечает за свои поступки.
* Его слова не расходятся с делом.
* Умеет сохранять чувство собственного достоинства.
* Соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования.
* Несет тепло и радость людям.
Я
успешный человек


уверен в себе культурен инициативен образован


организован уравновешен трудолюбив

легко приспосабливаюсь к социальным изменениям

15