Планирование работы по внеурочной деятельности кружка Здоровей-ка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя общеобразовательная школа»
Холм- Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
___________/Т.Ф. Киреева/
Протокол от «__»_______2014
№_____ «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ Игоревская СОШ
____________/Л.В. Иванова/
«____»______________2014г. «Утверждаю»
Директор МБОУ Игоревская СОШ
________/И.А. Максименкова /
Приказ от «__»________2014г.
№____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровей-ка»
3класс
Разработана учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Киреевой Тамарой Фёдоровной
2015-2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 2 класса разработана на основе Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России; Концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённой Президентом РФ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2013; Приказа Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Физкультурно-оздоровительное направление является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе и направлено на развитие гармонично развитой личности школьника с правильной жизненной позицией и жизненными принципами.
Общей целью спортивно-оздоровительного направления является развитие гармонично развитой личности, совершенствование физических качеств, активное развитие сознания и мышления.
Учитывая это, программа для учащихся 2 класса направлена на решение взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:
формировать у обучающихся потребности в соблюдении режима дня, правил личной гигиены, необходимости закаливания своего организма, способствующих развитию здоровья;
расширять знания гигиены здорового питания, профилактики вредных привычек;
содействие гармоническому развитию, укреплению здоровья;
воспитание нравственных и волевых качеств, культуры поведения;
развитие умения совместно действовать в командах, развитие взаимовыручки, коллективизма;
вооружение учащихся необходимыми знаниями о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
привитие устойчивого интереса к двигательной активности, к повседневным занятиям физическими упражнениями;
воспитание потребности в личном физическом совершенствовании;
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства спортивной тематики.
Приоритетными целями являются:
создание условий для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья;
формирование у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья;
воспитание осознанного отношения учащихся к своему физическому и психическому здоровью.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подвижные игры» являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
- применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Содержание программы
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Медведь спит, «Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.
Требования к уровню освоения курса
Иметь представление о двигательном режиме младшего школьника;
Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные игры» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Методы и формы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядный; практические упражнения; игры; спортивные танцы; общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
Игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. В играх формируются морально-волевые качества: смелость, сообразительность, взаимовыручка, поддержка.

Тематическое планирование
№ Дата Скор-тир. сроки Внеурочное занятие (тема, название) Формы организации деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения
Сюжетно-ролевая игра «Если хочешь быть здоровым»
Русская народная игра «Горелки». Сюжетно-ролевая игра
Беседа «об истории игр».
Спортивная игра. Подготовить материал о здоровом образе жизни. Подготовить материал для проведения беседы. Объяснение правил и проведение игры. Участие в игре. Высказывание своей точки зрения.
Участие в беседе, участие в игре. Расширение знаний детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности. Умение организовать совместную деятельность.
Упражнение «Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Спортивные упражнения, игры. Организовать проведение спортивных игр Участие в играх. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения.
Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. Спортивные упражнения, игры. Организовать проведение спортивных игр. Активность и самостоятельность. Самостоятельно играть в разученные игры. Умение работать в командах.
Упражнение «Боксёры». Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки». Подвижные игры. Метание малого мяча. Эстафета. Подбор спортивного инвентаря, организация занятия. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Участие в эстафете. Развитие скоростно-силовых способностей.
Русская народная игра «Хитрая лиса».
Игра на свежем воздухе. Подготовка к беседе, инструктаж по правилам поведения на улице. Подготовка к разучиванию игру. Участие в беседе, разучивание игры. Оказание взаимопомощи друг другу. Отработка игровых приемов. Физическое развитие детей;
положительная динамика показателей развития физических и нравственных качеств; положительная "Я -концепция" личности;
положительное эмоциональное отношение к различным формам взаимодействия.
Спортивные командные игры.
Спортивные игры:«салки», «пятнашки». Спортивные эстафеты
Игры на свежем воздухе. Подготовить и организовать проведение спортивных эстафет и спортивных игр. Участие в эстафетах, выбор капитанов
Участие в играх. Формирование умения работать в командах, ценностное отношение к сверстникам.
Формирование умения коммуникативных действий.
Весёлые старты со скакалкой.
Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Перетягивание каната.
Спортивная игра.
Эстафета. Перетягивание каната. Составить и провести
весёлые старты.
Подготовить спортивный инвентарь для проведения эстафет. Участие в спортивных играх.
Участие в эстафетах, выбор капитанов.
Формирование умения работать в командах, ценностное отношение к сверстникам.
Умение совместно действовать. Формирование коммуникативных умений.
Развитие скоростно-силовых способностей. Формирование положительных эмоций и интереса к спортивным соревнованиям.
Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты». Спортивные игры Организовать и провести спортивные игры. Выбор капитанов. Участие в спортивных играх. Самостоятельно играть в разученные игры. Формирование положительных эмоций и интереса к спортивным играм.
Игры на свежем воздухе: «Запрещенное движение», «Попади в обруч». Спортивные игры на воздухе. Подготовка и проведение спортивных игр. Участие в спортивных играх. Формирование положительных эмоций и интереса к спортивным играм.
Эстафета с переноской предметов.
Игра «Не намочи ног». Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Составление и проведение эстафеты. Участие в спортивных конкурсах. Развитие скоростно-силовых способностей.
Упражнения и игры на внимание «Зеркало» Беседа, тестирование, игра Подготовка к беседе, проведение тестирования, анализ. Проведение игр на развитие внимания. Участие в беседе, саморегуляция, самоорганизация. Участие в тестировании. Активное участие в играх на развитие внимания. Формирование активности и творчества учащихся, любознательности, честности; внимательности; доброжелательности; навыков самовоспитания, самоконтроля, саморазвития.
Игры на свежем воздухе.
Игры-эстафеты с предметами. Разучивание игры
«Не намочи ног».
Эстафеты, проводимые в форме игры в командах. Подготовка и проведение игр и проведение эстафет. Участие в играх на свежем воздухе.
Участие в эстафетах. Формирование положительного отношения к двигательной активности. Умение совместно действовать. Формирование коммуникативных умений
Формирование коммуникативных умений.
Игровая программа в спортзале. Спортивные игры: «пингвин», «лягушки на болоте» Проведение игр Участие детей в спортивных играх. Формирование устойчивого интереса к подвижному образу жизни. Умение совместно действовать. Формирование коммуникативных умений
Игры на развитие памяти «Найди свой цвет»
«Белки, волки, лисы». Игры на развитие памяти
Игра Организация и проведение игры.
Правила игры. Проведение игры. Самоорганизация. Активное участие в играх на развитие памяти и логического мышления.
Повышенный уровень когнитивной сферы учащихся.
Физическое и психическое развитие детей.
Умение совместно действовать. Формирование коммуникативных умений.
Игры на развитие мышления и речи «На прогулку»
Игра «Прыгай через ров»
Веселые старты на свежем воздухе Беседа, викторина, игра.
Игра
Спортивные эстафеты. Подготовка к беседе, проведение викторины, организация и контроль за деятельностью
учащихся в игре.
Подготовка и проведение игры.
Подготовка и проведение спортивных эстафет. Активное участие в викторине, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок;. Активное участие в игре и в спортивных эстафетах. Формирование эмоционально-волевых и морально-волевых качеств личности, активность и творчество учащихся, любознательность, честность.
Совершенствование координации движений.
Развитие коммуникативных умений. Умение правильно оценивать себя и других.
«Салки с мячом».
Игры-эстафеты с предметами Игра
Спортивные эстафеты с кеглями и обручами Правила игры. Проведение игры.
Подготовка спортинвентаря и проведение эстафет. Активное участие в игре и в спортивных играх-эстафетах Формирование устойчивого интереса к подвижному образу жизни. Умение совместно действовать. Формирование двигательной активности, ловкости, выносливости.
Игра «Аукцион идей», сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин», игра «Моё меню». Сюжетно-ролевая игра Подбор материала. Учить соблюдать элементарные правила режима питания. Активное участие в беседе и в игре. Формирование понятия о питании как составляющей здорового образа жизни.
«Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками. Броски в цель. Эстафеты. Подготовка конкурсов. Выбор капитана, девиза. Формирование коммуникативных действий,
самостоятельно играть в разученные игры .
Подвижные игры на свежем воздухе «попади в обруч», «запрещенное движение». Спортивные игры с предметами «попади в обруч», «запрещенное движение». Подготовка мячей и обручей, проведение игр. Участие в играх. Формирование коммуникативных действий
«Забытые игры»
Зимние забавы
Игры дедушек и бабушек. Беседа, игры
Эстафеты на санках.
Беседа, игры Подбор материала для проведение занятия.
Проведение беседы и спортивной игры.
Подбор материала для проведение занятия. Подготовка детьми рассказа об играх старшего поколения семьи. Подготовка детьми материала о зимних играх.
Рассказ детьми об играх старшего поколения семьи. Участие в этих играх. Развитие творческих способностей, умения брать интервью.
Развитие познавательных способностей
Формирование коммуникативных навыков.
«Спорт в моей жизни»
Игровая программа в спортзале Круглый стол
Спортивные игры и эстафеты Подбор материала по теме и проведение беседы.
Подготовка мячей, скакалок, кеглей для эстафет. Выступления детей со своими сообщениями о спорте.
Участие в эстафетах и играх. Развитие умения размышлять, делать выводы. Расширение кругозора.
Развитие умения работать в команде.
Питание и здоровье. Игра «Моё меню».
Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». Сюжетно-ролевая игра
Игры на развитие воображения. Подбор материала. Учить соблюдать элементарные правила режима питания.
Подбор материала для проведение игры. Активное участие в беседе и в игре.
Формирование понятия о питании как составляющей здорового образа жизни.
Формирование активности и творчества учащихся, умения выражать свои мысли, любознательности, честности; внимательности;
«Папа, мама, я – спортивная семья» Спортивные конкурсы, эстафеты Подбор конкурсов и эстафет для праздника. Участие детей в конкурсах, отгадывание спортивных ребусов. Формирование коммуникативных умений
Спортивные игры с мячом Техника ведения мяча, броска в корзину Продолжить обучение детей ведению мяча в шаге, в беге, броску в корзину. Выполнение детьми упражнений с мячом. Формирование положительного отношения к спортивной игре.
Катание на лыжах. Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки». Разучивание игр Объяснение правил игры. Участие в играх. Формирование коммуникативных действий
«Из истории мяча».
«Я играю в волейбол» Беседа. Просмотр фильма.
Разучивание элементов игры. Подбор материала.
Обучение детей технике ведения мяча в шаге, в беге, броску в корзину. Активное участие в беседе.
Выполнение упражнений с мячом Развитие коммуникативных умений, творчества учащихся, любознательности, умения находить необходимую информацию, расширение кругозора.
Ощущение себя спортивным человеком.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Катание на лыжах и санках. Разучивание игры «Пройди и не задень», «Зима и лето». Игры: «Попади в обруч», «два зайца».
Разучивание игр. Подготовка и проведение игр.
Объяснение правил игры. Участие в играх
Развитие умения играть в командах.
Формирование коммуникативных действий
Игровая программа в спортзале
«Беги и хватай».
Эстафета «Паровозик». Спортивные игры: «проведи мяч», «лягушки в болоте»
Конкурсы, эстафеты, игра. Организация и проведение игр
Подготовка заданий и конкурсов, правила игры. Участие детей в спортивных играх
Участие детей в спортивных играх Развитие спортивных умений и навыков работы с мячом
Развитие коммуникативных действий, умение работать в команде.
Игровая программа в спортзале.
Игра «Салки с мячом». Спортивные игры: «попади в цель», «Проведи мяч», «лягушки на болоте». Организация и проведение игр.
Участие детей в организации игр, участие в играх.
Развитие коммуникативных умений.
Умение работать в команде, формирование чувства ответственности за свою команду.
Игровая программа в спортзале
Ручной мяч, футбол. Спортивные игры: «пингвины», «шире шаг»
Самостоят-ные игры Подготовка и проведение игр. Разучивание новых игр, участие в играх
Участие детей в играх. Умение задавать вопросы, анализировать, выделять главное
Умение работать в команде, формирование чувства ответственности за свою команду.
«Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «через ручеёк». Комбинированная эстафета. Подвижные игры. Подготовка заданий и конкурсов, правила игры. Участие детей в спортивных играх. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.
Подвижные игры на свежем воздухе
«Запрещённое движение», «Ловишки с приседанием». Игры: «К своим флажкам», «попади в цель». Подвижные игры. Подготовка и проведение игр.
Правила игры. Выбор капитана
Участие детей в спортивных играх. Умение работать в команде
Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.
Игры по выбору.
«Успей поймать», «Космонавты».
«Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки. Подвижные игры.
Соревнования на точность броска мяча
Эстафета с передачей палочки.
Правила игры.
Участие детей в спортивных играх.
Умение работать в команде, формирование чувства ответственности за свою команду.
Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей.
Развитие скоростно-силовых способностей.
Спортивный праздник Спортивно-интеллектуальная игра Составление ребусов, кроссвордов и других заданий на спортивную тему. Выбор капитана, эмблемы и девиза команды, участие в празднике. Умение работать в команде
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2012.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы
info@metodkabinet.eu 
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52http://festival.1september.ru/articles/subjects/15http://www.uroki.net/docnach.htm
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575http://www.n-shkola.ru/
http://russmag.ru/pgroup.php?id=3http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=comhttp://nachalka.info/http://www.uchportal.ru/dir/5http://bobrdobr.ru/group/3213347/http://www.nachalka.com/http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.htmlhttp://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566http://www.solnet.ee/http://pochemu4ka.ru/index/0-402