Рабочая программа кружка Здоровей-ка


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Здоровей-ка» («Первые шаги к здоровью») разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе рекомендаций Департамента науки и образования Брянской области.
Направленность программы.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы.
Цель и задачи программы.
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Возраст детей, участвующих в реализацииданного курса
Программа рассчитана на детей 7-10 лет,. Количество учащихся составляет 15-20 человек (обучающиеся 1-2классов)
Сроки реализации
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества», преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
реализуется программа за 1 год
Формы и режим занятий: 1час в неделю, 4 ч в месяц, 34 часа в год
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
опыты;
игра.
Планируемые результаты освоения.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений
Форма подведения итогов
Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты», проекты.
Учебный план

№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практические занятия I Введение «Вот мы и в школе» 4 1 3 Праздник
II Питание и здоровье 5 3 2 Викторина
III Моё здоровье в моих руках 7 3 4 Викторина
IV Я в школе и дома 6 3 3 Игра-викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3 Круглый стол
VI Я и моё ближайшее окружение 3 1 2 Ролевая игра
VI «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 Диагностика
Итого: 33 14 19 Календарно-тематический план
№ п/п № урока в теме Дата проведения Темы занятий Кол-во часов
план факт Введение «Вот мы и в школе» (4ч)
1 1 Дорога к доброму здоровью 1
2 2 Здоровье в порядке – спасибо зарядке 1
3 3 В гостях у Мойдодыра1
4 4 Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» 1
Питание и здоровье (5ч)
5 1 Витаминная тарелка на каждый день.Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» 1
6 2 Культура питания. Приглашаем к чаю. 1
7 3 Ю. Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) 1
8 4 Как и чем мы питаемся 1
9 5 Красный, жёлтый, зелёный 1
Моё здоровье в моих руках(7ч)
10 1 Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим 1
11 2 Полезные и вредные продукты 1
12 3 Кукольный театр. Стихотворение «Ручеёк» 1
14 4 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» 1
15 5 Как обезопасить свою жизнь 1
16 6 День здоровья «Мы болезнь победим - быть здоровыми хотим» 1
17 7 В здоровом теле здоровый дух 1
Я в школе и дома(6ч)
18 1 Мой внешний вид – залог здоровья 1
19 2 Зрение – это сила 1
20 3 Осанка – это красиво 1
21 4 Весёлые переменки 1
22 5 Здоровье и домашние задания 1
23 6 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим 1
Чтоб забыть про докторов(4ч)
24 1 «Хочу остаться здоровым» 1
25 2 Вкусные и полезные вкусности 1
26 3 День здоровья «Как хорошо здоровым быть» 1
27 4 «Как сохранять и укреплять своё здоровье» 1
Я и моё ближайшее окружение(3ч)
28 1 Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» 1
29 2 Вредные и полезные привычки 1
30 3 «Я б в спасатели пошёл» 1
«Вот и стали мы на год взрослей»(4ч)
31 1 Опасности летом (просмотр видео фильма) 1
32 2 Первая доврачебная помощь 1
33 3 Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» 1
34 4 Чему мы научились за год 1