Планирование работы кружка Здоровей-ка внеурочная деятельность


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
"Здоровей-ка"
3 классы
2014-2015 учебный год
Разработчик:
Переславцева Светлана Николаевна,
учитель начальных классов

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровей-ка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Плана внеурочной деятельности МБОУ « Гимназия №11» на 2014-2015 учебный год.
Программа общего начального образования 2014-2015 учебный год
Авторская программа "Здоровье", разработанная авторским коллективом, под руководством В.Н. Касаткина при финансовой поддержке «Института Открытое Общество Фонда Сороса».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы внеурочной деятельности "Здоровей-ка" - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся. Это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Задачи программы:
формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждать в детях желание заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
формировать установки на использование здорового питания;
использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учётом возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;
формировать негативное отношение к факторам риска здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
создать условия для становления умений противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развить готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание программы "Здоровей-ка"
Раздел 1. Самопознание.
Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело «работает» лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма.
Раздел состоит из двух подразделов:
1 Знание своего тела.
2 Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Ключевые понятия
Знание своего тела:
части и органы тела, и их функциональное предназначение;
состояние здоровья и болезни;
физиологические возможности в разные периоды жизни;
физические аспекты индивидуальности человека.
Самопознание через ощущение, чувство, образ:
• основные ощущения, чувства и эмоции индивидуума;
• я-концепция и индивидуальный психологический образ;
• решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни.
Раздел 2. Я и другие.
В данном разделе изучается понимание базовых принципов и практических способов общения, а также методов эффективного взаимодействия. Раздел помогает решить вопросы конструктивного взаимодействия в различных социальных группах.
Ключевые понятия:
базовые компоненты и правила межличностного общения и поведения;
навыки аргументирования и принятия решения;
ролевые позиции;
базовые принципы, формы и методы группового взаимодействия;
идентификация индивидуума в различных социальных группах;
формы и методы группового давления;
поведенческие риски в группе.
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
В разделе обсуждаются вопросы поведения, связанного с базовыми гигиеническими навыками, рациональной практикой чередования отдыха и труда. Он помогает понять взаимосвязь между средой, человеческим поведением и болезнями.
Раздел состоит из четырех подразделов.
I. Гигиена тела.
2. Гигиена полости рта.
3. Гигиена труда и отдыха.
4. Профилактика инфекционных заболеваний.
Ключевые понятия
Гигиена тела:
представление о коже, волосах и ногтях;
гигиенический и косметический уход за кожей, волосами и ногтями.
Гигиена полости рта:
строение и функции органов ротовой полости;
уход за зубами.
Гигиена труда и отдыха:
представление о собственной работоспособности индивидуума в различных условиях;
индивидуальное планирование собственной деятельности.
Профилактика инфекционных заболеваний:
общее представление об инфекционных заболеваниях;
поведенческие стратегии, направленные на незаражение инфекциями.
Раздел 4. Питание и здоровье.
Раздел посвящен изучению основных пищевых веществ, помогает ученикам сделать правильный выбор в питании и понять факторы, которые мешают этому выбору.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Питание – основа жизни
2. Гигиена питания.
Ключевые понятия
Питание-основа жизни:
основные пищевые вещества, их значение для организма;
основные пищевые продукты и блюда, индивидуальные нормы потребления;
культура питания;
факторы риска в питании, опасные для здоровья.
Гигиена питания:
правила покупки, хранения продуктов питания;
приготовление пищи в разных условиях;
"загрязнители" пищи;
болезни, передаваемые через пищу.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Раздел помогает ученикам выработать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице. Он ориентирует на выработку оптимальных стратегий и технологий поведения в предсказуемых и непредсказуемых экстремальных ситуациях.
Раздел состоит из трех подразделов:
1. Безопасное поведение на дорогах.
2. Бытовой и уличный травматизм.
3. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ключевые понятия
Безопасное поведение на дорогах:
• основные ситуации, приводящие к травмам на дороге;
• навыки поведения на дороге и внутри транспортного средства;
• персональная ответственность за свое поведение на дороге. Бытовой и уличный травматизм.
Бытовой и уличный травматизм:
опасные факторы жилища, школы, улицы;
основные травмы и повреждения: ожоги, отморожения, электротравмы, острые предметы, падение с высоты, падение с велосипеда, падение на роликах, укусы животных, насекомых, змей;
первая помощь.
Поведение в экстремальных ситуациях:
• модели поведения в экстремальных ситуациях;
• анализ условий и выработка алгоритма поведения в экстремальных ситуациях;
• практические действия в экстремальных ситуациях.
Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг
Раздел помогает учащимся быстро и точно выбрать учреждение и специалиста, оказывающих медицинские услуги; научиться адекватным формам общения со специалистами, оказывающими медицинские услуги. В разделе обсуждаются вопросы обращения с лекарственными препаратами.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Выбор медицинских услуг.
2. Обращение с лекарственными препаратами.
Ключевые понятия
Выбор медицинских услуг:
выбор специалиста и учреждения; обращение за экстренной и плановой медицинской помощью;
поведение в медицинских учреждениях;
медицинское страхование;
альтернативная медицина;
реклама медицинских услуг;
шарлатанство.
Обращение с лекарственными препаратами:
• приобретение лекарственных препаратов и обращение с ними, домашняя аптечка;
• побочные действия лекарственных веществ, злоупотребления лекарственными веществами;
• первая помощь при отравлении лекарственными веществами.
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ
Этот раздел помогает учащимся понять причины и закономерности в употреблении психоактивных веществ, пути вовлечения в этот процесс, а также выработать стереотипы поведения в ситуациях употребления психоактивных веществ.
Ключевые понятия
Предупреждение употребления психоактивных веществ.
"Легальные" (алкоголь, табак) и "нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
Социальная, групповая и индивидуальная психологическая, физическая зависимость.
Способы совладания с жизненными проблемами как позитивная профилактика зависимостей.
Стандарты и нормы поведения учащихся по отношению к психоактивным веществам.
Стратегии и технологии противостояния употреблению психоактивных веществ.
Индивидуальная ответственность за употребление психоактивных веществ.
Методические принципы в реализации программы
Во-первых, при реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.
Во-вторых, очевидно, что без целенаправленной работы с системой субъективных отношений школьников все усилия педагогов по формированию у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также по обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения окажутся малоэффективными. Для этого необходимо, чтобы транслируемая информация была в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.
В-третьих, при реализации программы обучения здоровью и здоровому образу жизни преимущество должно быть отдано стратегиям по сравнению с технологиями. При этом необходимо обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализации программы без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможной.
В-четвертых, при работе с программой необходимо решать одновременно три задачи: 1) формировать у школьников систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни, 2) способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения и З) обеспечивать их адекватными стратегиями и технологиями.
В-пятых, критерием эффективности работы педагога является не усвоение школьниками тех или иных знаний, умений и т.д., не демонстрациям определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения.
В-шестых, педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программы он столкнется различными психологическими сопротивлениям со стороны школьников, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, в разных социокультурных и этнокультурных группах, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроит систему преподавания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Срок Тема занятия Сроки Часы Форма занятия
Раздел «Самопознание»
Сентябрь «Как живёт организм?» (рост и развитие человека) 1 Теоретическое занятие, беседа
Подготовка классного часа «Как живёт организм?» (рост и развитие человека) 2 Практическое занятие
Классный час «Как живёт организм?» (рост и развитие человека) 1 Практическое занятие
Октябрь «Злые чувства - враг здоровой души» 1 Теоретическое занятие, беседа
Подготовка презентации для 3-х классов«Злые чувства - враг здоровой души» 2 Практическое занятие
Показ презентации «Злые чувства - враг здоровой души» 1 Практическое занятие
Раздел « Я и другие»
Ноябрь «Родственные связи – семья» 1 Теоретическое занятие, круглый стол
Подготовка проекта «Родственные связи – семья» 2 Практическое занятие
Защита проекта
«Родственные связи – семья» 1 Практическое занятие
Декабрь Творческая работа «Правила семейного общения» 1 Беседа
Подготовка выступлений
«Правила семейного общения» 1 Практическое занятие
Классный час «Правила семейного общения» 1 Практическое занятие
Раздел «Питание и здоровье»
Январь «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах) 1 Теоретическое занятие, беседа
Подготовка презентации «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах) 2 Практическое занятие
Презентация «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах) 1 Практическое занятие, демонстрация в других классах
Раздел «Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний»
Февраль «Если в городе эпидемия»
( представление об инфекционных заболеваниях) 1 Беседа
Подготовка сообщений на тему «Если в городе эпидемия»
( представление об инфекционных заболеваниях) 1 Практическое занятие
Выступление на классных часах с сообщениями на тему «Если в городе эпидемия»
( представление об инфекционных заболеваниях) 1 Практическое занятие, выступление
Март «Активный и пассивный отдых» 1 Беседа, теоретическое занятие
Подготовка презентации«Активный и пассивный отдых» 2 Практическое занятие
Презентация «Активный и пассивный отдых» 1 Практическое занятие, демонстрация
Раздел «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»
Апрель «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты) 1 Теоретическое занятие, круглый стол
Подготовка ролевой игры «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты) 2 Практическое занятие
Ролевая игра «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты) 1 Игра
Раздел «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
Май «Вред табачного дыма» 1 Теоретическое занятие, дискуссия
Подготовка сказки «Вред табачного дыма» 2 Практическое занятие
Сказка «Вред табачного дыма» 1 Инсценировка сказки
Итого: 34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система РО Л.В.Занкова«Школа России»
Должны знать:
- значение почвы для здоровья человека,
- правила безопасного поведения человека в природе: у водоёма, в лесу.Уметь:
- моделировать варианты вмешательства человека в природные сообщества и прогнозировать их последствия для здоровья человека.
Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения, оценивать своё поведение.
Должны знать:
- строение тела человека,
- основные системы органов и их роль в организме,
- правила гигиены,
- основы здорового образа жизни,
- правила безопасного поведения в быту и на улице,
- основные дорожные знаки,
-правила противопожарной безопасности,
- основы экологической безопасности.
Уметь:
- выполнять правила личной гигиены и безопасности,
-оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи,
- обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.