Технология руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников.


Шайхутдинова Ю.Л., воспитатель, ГБОУ СОШ №7 г. ПохвистневоСП «Детский сад «Планета детства» РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИГРЫ Игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых (Г.В. Плеханов)Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). «СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ» АктуальностьСюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребёнок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Но опыта иногда бывает недостаточно, и мы, взрослые, должны направить свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.Цель проекта: Социализация детей через сюжетно - ролевую игру. ЗАДАЧИ: Дети Педагоги Родители Обогащение опыта и знаний о предметном мире, о труде взрослых.Формирование игровых навыков и умений.Развитие речевого общения между детьми, в частности диалога.Использование детьми предметов- заместителей.Умение детей брать на себя роль, главную или второстепенную.Развитие воображения, творчества детей. Разработка проекта, определение цели, задач, содержания проектаИзучение и анализ методической литературы по теме проектаОбогащение ПРС в рамках проектаОформление материалов проекта в проектную папкуОрганизация презентации проекта Ознакомление с задачами и содержанием проекта.Повышение компетентности родителей о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детейУчастие в мероприятиях в рамках проектаУчастие в обогащении предметно-развивающей среды в рамках проекта ВОПРОС: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СТРУКТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ ИГРЫ? Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. ИГРА «РАЗБРОС МНЕНИЙ» Дети моей группы любят играть … (Воспитатели продолжают предложение и рассказывают о том, в какие сюжетно-ролевые играют дети) ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: игры в семью;игры в транспорт;игры в больницу;игры в магазин;игры в мастерскую;игры в парикмахерскую;игры в почту;игры в детский сад. ИГРА «РАЗБРОС МНЕНИЙ» Эти игры могут научить ребенка … ИГРЫ С МАШИНАМИ И ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ Автомобильный транспортВодный транспортВоздушный транспортЖелезнодорожный транспортВокзалы (речной, морской, железнодорожный, авто- и аэровокзалы) ЗАДАНИЕ: Предложите примерную тематику игры в «Магазин» ИГРЫ В МАГАЗИН Булочная – кондитерскаяОвощной магазин, «Овощи-фрукты»Мясной, колбасный магазинМолочный магазинГастроном (продовольственный магазин)Бочка (палатка) с квасомСупермаркетМагазин одеждыОбувной магазинМебельный магазинМагазин посуды Магазин бытовой техникиСпортивный магазинМагазин «Турист»Книжный магазинМагазин музыкальных инструментовГазетный киоскВ магазине (торговый зал, у кассы,оформление витрины)СкладРынок ИГРЫ В СЕМЬЮ Совместный отдыхВстреча (проводы)УборкаРемонт квартирыПриготовление подарковПодготовка к праздникуЗабота (о людях, о животных) ИГРА В БОЛЬНИЦУ Больница (работа больничных отделений)Поликлиника (кабинет врача; процедурный кабинет; регистратура; вызов на дом)ТравмпунктАптекаВетеринарная клиника ИГРЫ В МАСТЕРСКУЮ Ателье по пошиву и ремонту одеждыАтелье по пошиву и ремонту обувиДом моделейФотоательеАтелье «Мебель на заказ»Мастерская по мелкому ремонту (замков, ключей, зонтов, сумок и т.д.)Мастерская по изготовлению инструментов и приспособлений (ключей, замков)Мастерская по ремонту машин, бытовой техники, и механизмов (телевизоров, холодильников, электроплит, утюгов). ИГРЫ В ПАРИКМАХЕРСКУЮ Парикмахерская (мытье, окрашивание, завивка, укладка волос, прическа, маникюр)Салон красоты (макияж, фитобар, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр)Салон косметики (магазин) ИГРЫ В ПАРИКМАХЕРСКУЮ В рамках проекта «Сюжетно-ролевые игры» был организован конкурс причесок (фотографии конкурса)Игра «Что умеют мастера»Если вы пришли в салон,Вот вам на прием… (талон).Тут наденут вам манишку,Захотите – будет… (стрижка).Мастер в руки взял расческу,Будет делать вам… (прическу).Может голову помыть,Может бороду… (побрить).Получилось так красиво,Что вы скажете… (спасибо). ИГРЫ В ПОЧТУ Почтовые услугиУслуги сберкассы ИГРЫ В ДЕТСКИЙ САД Занятия с воспитателями (муз.руководителем, физинструктором)Труд в детском саду и на участкеПрогулкиНа стадионеВ бассейнеВ живом уголкеВ музее и на выставке в детском садуВ театральной комнате Спасибо за внимание!