Сценарий сюжетно-ролевой игры для дошкольников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»
КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)
ПО ТЕМЕ «МОРЯКИ»

СОСТАВИТЕЛЬ: АНОШИНА Н.Б.,
ВОСПИТАТЕЛЬ
СУРГУТ, 2016 ГОДА
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Представление о себе и окружающем мире», «Физическое развитие», «Художественная литература», «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игра
Тема: «Моряки»
Цель: создание условий для развития игровых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР. 
Коррекционно-образовательная задача: продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры, используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; закреплять умения детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с взятой на себя ролью, правилами и общим игровым замыслом; закреплять умение детей использовать в игре разные постройки, готовые игрушки и предметы-заместители, подбирая атрибуты для сюжетной игры;  Коррекционно-развивающая задача: развивать память, слуховое внимание, мышление, словесно-логическое мышление; эмоционально – положительное отношение к игре, игровым персонажам. 
Коррекционно-воспитательная задача: формировать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Прививать детям навык вежливого общения друг с другом; 
Коррекционно-речевая задача: расширять словарный запас детей по данной теме; учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Пополнять активный словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.
Словарь: капитан, рулевой, матрос, повар, официант, доктор, пассажиры, корабль, поплывем, и др. «капитан» - отдает приказы членам команды, ведет пароход; «рулевой» - управляет штурвалом в соответствии с командами капитана;  «матрос» - выполняют приказы капитана;  «повар» - готовит обед на кухне парохода;  «официант» - накрывает на столы в кафе и обслуживает посетителей;  «доктор» - лечит больных пассажиров, используя инструменты набора и предметы-заместители;  «пассажиры» - путешествуют, отдыхают. Оборудование: стулья, штурвал, флажки, плоскостные спасательные круги, бинокль, рупор, фуражка капитана, матросские воротники и бескозырки, якорь, кухонная посуда, муляжи продуктов, меню, костюм доктора, медицинский набор для доктора, кошельки с деньгами для пассажиров, билеты, предметы-заместители. Предварительная работа: чтение рассказа о моряках, отгадывание загадок, рисование,
аппликация.
План НОД
Организационный момент. Педагог подходит к детям и говорит: - Ребята, посмотрите, нам принесли приглашение на летнюю прогулку по реке на пароходе. Вы хотели бы отправиться на прогулку? Дети подходят к педагогу, рассматривают приглашение. Отвечают на вопросы педагога. Вводная беседа.- Раз мы будем путешествовать по реке, то какой транспорт нам нужен? - Давайте построим пароход. - Где у нас будет палуба, капитанский мостик, штурвал для управления, каюты для пассажиров, каюта доктора и кухня со столовой? Вместе с педагогом строят пароход, определяют роли. Распределение ролей. - А теперь вспомним, кто работает на пароходе? Значит нам нужны: • капитан; • рулевой – держать верный курс; • матросы; • повар; • официант; • доктор – оказывать первую помощь; • а все остальные будут пассажирами. Дети отвечают на вопросы педагога. В случае отказа детей от своих ролей, педагог предлагает поменяться ролями. Дети самостоятельно выбирают роли по своему желанию. Объяснение обязанностей и правил. Подготовка к игре. Педагог подходит к каждому персонажу и объясняет игровые действия. 1) Капитан точно определяет направление пути и четко отдает приказы членам команды. 2) Рулевой внимательно слушает и точно определяет направление следования парохода, сообщает о всех преградах на пути капитану. 3) Матросы выполняют все приказы капитана. 4) Повар на кухне готовит обед для пассажиров и команды. Для этого необходимо запастись продуктами для обеда. 5) Официант накрывает стол и разносит порции пассажирам. 6) Доктор оказывает больным пассажирам первую помощь во время прогулки. Нужно взять с собой инструменты и медикаменты. 7) Пассажиры могут взять с собой детей или домашних питомцев, обязательно наденьте головные уборы, чтобы не напекло голову. - А я буду кассиром, буду пассажирам продавать билеты на пароход. Нужно сначала купить билеты, и только потом отправляться на прогулку. Дети готовят необходимое оборудование и атрибуты для игры, костюмы и дополнительные элементы для образа. Дети выполняют игровые действия по содержанию игрового сюжета, обращаясь друг к другу, соответственно взятой на себя игровой роли. Средства расширения сюжета. - Граждане, приобретайте билеты на прогулочный пароход. - Уважаемые пассажиры, пожалуйста, встаньте в очередь. - Пропустите, пожалуйста, женщину с ребенком! - Не волнуйтесь, пожалуйста, все успеют купить билеты на пароход. Педагог участвует в игре, как второстепенный персонаж, но косвенно руководит игрой, обращаясь ко всем играющим с вопросами. «Пассажиры» - дети встают друг за другом в очередь к кассе. Достают из кошельков деньги, чтобы купить билеты на прогулку на пароходе. Средства расширения сюжета: 1) - Капитан, скажите, пожалуйста, пароход готов к отплытию? Разрешите проверить пароход? Да, действительно все готово к отплытию, можно опускать трап и принимать пассажиров. Вы сами проверите билеты у пассажиров? Педагог берет на себя роль пассажира. Дети-пассажиры проходят на пароход, показывая билеты капитану. Капитан проверяет билеты у пассажиров. 2) - Подскажите, пожалуйста, мое место. "Матросы" рассаживают пассажиров. 3) - Уважаемый капитан, мы рады воспользоваться услугами вашего парохода, но скажите, пожалуйста, мы скоро отправимся? Капитан приветствует пассажиров и объявляет отправление. 4) - Скажите, пожалуйста, какой курс держит наш пароход? Рулевой сверяет по карте маршрут. 5) - Кто может показать, где находится столовая? Спасибо. Матрос показывает столовую пассажирам, там их обслуживает официант. 6) - Официант, принесите, пожалуйста, меню, я хочу сделать заказ. Спасибо. Ситуация обеда в столовой (Какое блюдо вы нам можете рекомендовать? Сколько стоит этот коктейль? Как вам понравился этот салат? И т.д.). Дети могут задавать друг другу вопросы, просить о помощи (подайте, пожалуйста, салфетку). 7) - Уважаемый матрос, расскажите нам, пожалуйста, бывают ли нападения пиратов в данном квадрате? Могут ли они захватить наш пароход? Матросы рассказывают пассажирам разные ситуации или могут ее обыграть. 8) - Уважаемый капитан, кажется, там за бортом кто-то кричит (или педагог-пассажир сам "падает" за борт и кричит о помощи). Посмотрите скорее. Капитан приказывает матросам бросить спасательные круги. 9) - Позовите доктора. Ситуация спасения утопающего. Доктор оказывает больному первую помощь. 10) - Капитан, скажите, скоро будет остановка? Вы объявите о ней нам? 11) - Капитан, вы разрешите нам сойти на берег, прогуляться? 12) - Мы можем собрать букет для группы или ягод для десерта пока вы осмотрите пароход. Может ему необходим ремонт? Капитан объявляет об остановке и предлагает пассажирам прогуляться на берегу. Пассажиры сходят на берег, на прогулку, собирают цветы, ягоды. Члены команды осматривают и ремонтирую пароход. 13) Педагог обращается к одному из пассажиров: - Спросите у капитана, не пора ли нам возвращаться на пароход. Закончили ли они ремонт парохода? Пассажиры спрашивают у капитана, когда отплытие. Капитан приглашает всех пассажиров на пароход. Итог. Оценка. Ситуация обратного пути. - Как вам понравилась наша прогулка? - Что понравилось больше всего? - Кто из команды вам больше понравился? Почему? - Кто из пассажиров вел себя невоспитанно? Кто был вежливым? - Еще хотите в путешествие? Обязательно отправимся. Дети рассказывают о своих впечатлениях. - Вы все были большие молодцы!