Конспект интегрированного урока на тему Ыбрай Алтынсарин- первый Учитель


Тема урока Тема: Ыбрай Алтынсарин – Первый учитель
Класс 6 класс
Цель урока Образовательная: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Ыбрая Алтынсарина.
Развивающая: развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.
Воспитательная: воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа, воспитание нравственных качеств.
Задачи урока Развить умения и навыки групповой работы, диалоговой речи, умения и навыки работы с историческими источниками и документами; Воспитания казахстанского патриотизма, уважения к культуре и историческому наследию своего народа.
Ожидаемый результат Результатами урока должны стать глубокие знания о жизни и творчестве Ыбрая АлтынсаринаИсточники и ресурсы интернет – ресурсы, методическое пособие,
Тип урока Интегрированный урок путешествие на русском, казахском, английском языке и истории. По страницам жизни и творчества Ыбырая Алтынсарина.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг момент 1 мин Сәлеметсіздерме! Оқушылар сабақтың тақырыбы «Ыбырай Алтынсариннің өмірі мен шығармашылығы».
Бүгінгі сабағымыз Ыбырай Алтынсариннің 175-ж арналады. Сабақта тарих, қазақ тілі, орыс тілі және ағылшын тілінде өтеді. Создание коллаборативной среды 5 мин Приветствие «Взаимное приветствие по кругу» передают мяч и говорят пожелания на двух языках. Взаимное приветствие
Приветствуют друг друга
Стадия вызова просмотр видео «В памяти предков»
4 мин Задание 1.
Вопросы: Ребята о чем вы просмотрели видео?
Какие ваши ожидания? Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке?
Итак, кто такой Ыбырай Алтынсарин?
Педагог
Учёный
Просветитель
Писатель Просмотр видео материла
Обсуждают вопросы в группах. Определяют тему и ожидаемые результаты урока.
Стадия осмысления
Станция историческая 5 мин
- Я приглашаю вас в историческую гостиную, где мы познакомимся с беспримерным подвигом служения Родине, своему народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…- В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина. Ученый, поэт и прозаик, он внес неоценимый вклад в развитие Казахстана.Это первый народный учитель степи. Он мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными, работящими, чтобы они любили свою Родину и приносили ей пользу.
Презентация о жизни Ыбрая Алтынсарина.
Ы.Алтынсарин родился 1841 г. в Кустанайской области. Рано потерял своего отца,  до восьми лет  воспитывался у деда. Ы.Алтынсарин    замечательный  казахский  педагог и  писатель, поэт. Он первый создал  алфавит, открывал  школы  для детей, писал   для них учебники. Презентация двух учащихся
7 мин Задание 2. Историческая викторина на основе презентации о жизни великого просветителя (intellectual quiz) на английском языке
Students now you have worked with the presentation. And your next task is answering questions. Each group has 3 questions. You should discuss these questions in your groups. Then be ready to discuss them in the class. Thank you for your answers. I am glad to hear your answers in English. Well done. Отвечают на вопросы
Students discuss questions into group, then present their answers in the class.
Станция литературная 5 мин - А теперь пришло время нам погрузиться в пучину литературной гостиной и познакомиться с удивительным творчеством Ыбрая Алтынсарина, его мыслями и мечтами. Ы. Алтынсарин писал притчи: это небольшие произведения, в которых осуждается зависть, лень, ложь, невежество, и говорится о пользе знания и воспитания. Инсценировка притчи учащимися
Отец и сын
Отец и его десятилетний сын шли с поля и увидели на дороге подкову. Отец сказал сыну:
- Сынок, подбери подкову, возьмем ее с собой.
Сын отцу:
- Отец, зачем мне эта сломанная подкова…
Задание 3.
Назовите героев притчи.
Как описал писатель здесь отца и сына?
Как проучил отец сына?
Подумайте, чему отец учит сына в этой сказке?
Какой вывод каждый из вас для себя сделал? Учащиеся работают в группе обсуждают притчу «Отец и сын», представляют свои идеи.
Выполняют задание
Инсценировка произведений Ы. Алтынсарына на русском и казахском языках 3 мин «Асыл шөп» әңгімесі.
Злиха мен Бәтима деген біреудің қызметінде тұрған екі қыз бала төбесіне бір-бір жәшік жеміс көтеріп қалаға келе жатыпты-мыс. Злиха ахылап-ухілеп шаршадым деп, Бәтима күліп, әзілдесіп келе жатады...
Задание 4.
Ыбырай атамыздың «Асыл шөп» әңгімесі не туралы?
«Асыл шөп» әңгімесіне байланысты қандай мақал-мәтелдерді білесіңдер? Учащиеся работают в группе обсуждают притчу «Асыл шөп» , представляют свои идеи.
Станция творческая 10 мин Работа в группах.
1 группа – составить синквейн по теме «Ыбрай Алтынсарин великий просветитель » на русском языке
2 группа - написать обращение к потомкам «Бесценное наследие Ы. Алтынсарина» на английском и русском языках
3 группа – Ыбрай атага хат. Письмо благодарных потомков на казахском языке Творческая работа в группах, презентация работ
Стадия рефлексия
«Пять пальцев» 5 мин Подводя итог урока, нам бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. Сейчас я вам раздам листы А-4 и попрошу заполнить их следующим образом. Вам следует разместить руку на лист бумаги, и прочертить вокруг пальцев. У каждого пальца есть свое значение, выскажите согласно нему свое мнение к уроку:
Большой палец – для нас было значимым и интересным …..
Указательный палец – мы сегодня поняли ….
Средний палец – для нас было сложным ….
Безымянный палец – наша оценка … потому что…
Мизинец – мы хотели бы узнать …. Учащиеся выполняют рефлексию,
презентация работ
Приложение 1
Инсценировка: Отец и сын
Автор: Отец и его десятилетний сын шли с поля и увидели на дороге подкову. Отец сказал сыну:
Отец: - Сынок, подбери подкову, возьмем ее с собой.
Сын отцу: - Отец, зачем мне эта сломанная подкова?
Отец промолчал, наклонился и сам поднял подкову, На окраине города жили кузнецы.
Отец: - Кузнец , скажи, пожалуйста, вы покупаете старую подкову.
Кузнец – Да, мы берем старую подкову. Вот вам три монеты.
Автор: - Пока они шли, на дороге встретили людей, что торговали вишней.
Торговцы: - Продаем сладкие, вкусные, спелые вишни. Недорого.
Отец: - Дайте, пожалуйста, на три монеты ваши сладкие, вкусные вишни.
Торговцы: Пожалуйста, кушайте на здоровье.
Автор: Отец купил на только что приобретенные три монеты сверток вишни и начал ее есть, не обращая внимания на сына. Пока они шли, отец выронил одну вишенку. А сын, что плелся сзади. обрадовался и подобрал эту самую вишенку. Ну, и соответственно, съел ее. Тут упала еще одна вишенка ... еще одна….и ещеодна ... и так раз десять. Сын наклонялся за каждой. В конце канцов. отец повернулся к сыну со свертком вишни и говорит:
Отец: - Видишь, сынок. за сломанной подковой ты поленился наклониться один раз, когда за вишней. которую мы купили на деньги со сломанной подковы. ты наклонился десять раз. Запомни: не захочешь делать одну работу . нарвешься на много работ: не будешь рад малому - лишишься многого.
Сынок: Отец, я понял, что не надо бояться малого. Мал золотник, но дорог.
Вопросы для учащихся по тексту:
Назовите героев притчи.
Как описал писатель здесь отца и сына?
Как проучил отец сына?
Чему учит эта притча?
«Асыл шөп» әңгімесі.
Злиха мен Бәтима деген біреудің қызметінде тұрған екі қыз бала төбесіне бір-бір жәшік жеміс көтеріп қалаға келе жатыпты-мыс. Злиха ахылап-ухілеп шаршадым деп, Бәтима күліп, әзілдесіп келе жатады. Сонда Злиха айтты:- Сен неге мәз болып қуанып келесің, төбеңдегі жәшіктің ауырлығыда менің басымдағыдан кем емес, өзіңде менен күшті емессің?- Мен жәшігімнің ішіне ауырды жеңілдететін бір шөп салдым деді Бәтима.- Ай, ондай болса шөбіңнің атын айтшы, мен де ауырымды жеңілдетейін деді Злиха- Ол шөп сенің қолыңа түспей ме деп қорқамын, аты: сабыр деген екен.
Список литературы
Ы. Алтынсарин , собрание сочинений 1 том, Алма-Ата, 1976
В. Ситников «Ыбрай Алтынсарин . Истоки бессмертия», очерк, журнал «Жалын», 1994
А. Дербисалин «О литературном наследии Ыбрая алтынсарина», Алма-ата. 1957
Интернет ресурсы сайта «Инфоурок»