Всероссийский детский экологический форум« Семик»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Козинская средняя общеобразовательная школа
Усть - Таркский район Новосибирская область




Всероссийский детский экологический форум
«Зеленая планета 2013»
Номинация конкурса
«Природа. Культура. Экология»
« Семик»
( Сценарий народного праздника на зеленые святки)


(Музыкальный спектакль)
















Художественный руководитель:
Бугакина Т.А.

Действующие лица:
Семик
Семичиха
Хороводница
Бабка – Позыватка
Леший
Ерыкалище
Девочка 1
Девочка 2
Девочка 3


Оформление зала:


Оборудование:
«Ты береза, ты моя береза»; «Я лужком иду»; «Стой, мой милай каравод»; хоровод «Березка»; «Пошла млада за водой»; русская народная песня « Ой, вставала я ранёшенько»; хоровод « Как в лесу, лесу- лесочке»; ХОРОВОД; «Тарантелла»

Ход мероприятия
(Выходят Семик и Семичиха. Семик - в рваной рубахе с горбом, Семичиха- в платье. В руки берет старое ведро и палку, создает шум. Компания ходит и кричит под окнами)
Семик честный, Семик ладужный,
Послал за винцом.
На нем семь одеж, все шелковые,
Полушелковые.
Семику да Семичихе – яичко!
Семик баню продает,
Семичихе не дает.
Стряпала, стряпала,
В тесто ложки прятала.
(Из какого-то одного дома выходит встречать веселую компанию Хороводница. У нее в руках на вышитом полотенце праздничный каравай.)
Хороводница: Здравствуйте, Семик честной со своей Семичихой! Здравствуйте, люди добрые, с праздником Вас!
(Хороводница запевает «Я лужком иду». Компания подхватываетпесню и вслед ведет хоровод):
Я лужком иду, положок белю.
Белю, белю- не выбелю,
Себе ровнюшку я не выберу.
Себе ровнюшку я не выберу.
А я выбрала себе малыва.
А я выбрала себе малыва.
Со малым гулять буду!
( В то время, когда Семик и Семичиха со своей компанией ходят по селу, с другого его конца входит другой коллектив, с венками на голове. Во главе Бабкой – позываткой девушки несут березку, вкапывают, украшают ее цветами, лентами, цветными нитками. Из второго коллектива девушки с венками из цветов поют «Ты береза, ты моя береза»)
Ты береза, ты моя береза,
Ты кудрявая моя береза.
Ай, думала, думала,
Сидела, гадала.
Всю я ночку не спала,
Плакала, рыдала.
( К этому же месту подходят участники первого коллектива. Бабка-позыватка вешает венок. Оба коллектива поют песню « Стой, мой милай каравод»)
Стой, мой милай каравод,
Что за милай за народ,
Стой, не расходись,
Стой, не убеги.
Я во этом караводе
Ходила – гуляла.
Скакучи я, плясучи я,
Веночек сронила.
Сронивши я венок,
Пойду, взойду во тирем.
(Звучит фонограмма русской народной песни « во поле березка стояла» . плавным ходом обходят березку и садятся на стульчики.)
Хороводница:
Как будто в свадебном наряде
Березка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит,
Сережки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовёт недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня березка эта –
Мой край родной и песнь моя.
(Дети танцуют хоровод «Березка»)
Хороводница:
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы познакомиться с праздником «Семик»,связанный с почитанием растительности, который издавна встречали в России. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на «урожай», «судьбу». Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем березку завивать, нужно было рано с зорькой подняться по воду сходить.
(Девочка с коромыслом и ведерками выходит на середину зала. Инсценируется песня «пошла, млада за водой»

Хороводница: Вот и водицы нанесли, скот напоили, огород полили, нужно и коровушку подоить. (Выходит девочка. Она поет русскую народную песню « Ой, вставала я ранёшенько»)

(Звучит таинственная музыка Из-за домика появляется Леший)
Леший: Я - леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?

Хороводница: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.

Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора! И лес от спячки просыпается, в наряд зеленый одевается. И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей. Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться. Сторожку леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.

(ложится у домика. Издалека слышится песня Березки. Хромая, входит Ерыкалище.)
Ерыкалище: Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовет. Да не бывать этому! (подходит к Лешему): Вставай, лентяй. Поднимайся лежебока!

Леший: (подпрыгивает):А? Что? Где?

Ерыкалище: скорей, Леший, пойдем к березке, сейчас ее девицы завивать придут.

Леший: Вот здорово!

Ерыкалище: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.

Леший: Что же делать?
( Ерыкалище под руку выводит Лешего на середину зала)

Ерыкалище: Мы пойдем, пойдем погуляем, Леший, а?

Леший: Погуляем!

Ерыкалище: Белую березку заломаем?
Леший: Заломаем!

Ерыкалище: А потом ее закопаем!

Леший: Правильно! Закопаем! (убегают)

Хороводница: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите березоньку завивать!

(Дети исполняют хоровод « Как в лесу, лесу- лесочке»)

Девочка 1: Пойдемте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!

Девочка 2: Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
(Слышится пение птиц(звуковой эффект). Девочки ходят среди берез слушают пение птиц)

Хороводница: Березка к себе гукала, добрых гостей зазывала.

Березка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую березу украшать! А я сама к вам согнусь, в зеленые венки повьюсь.
( девочки водят хоровод « Пошли девушки в лес погулятти». Завивают березку)

- Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!

Девочка 3: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться.

Девочка 1: Уж, мы девочки, дело сделали, Уж мы белую березоньку завили.

Девочка 1: Уж мы первый веночек – за батюшку,

Девочка 2: Уж второй – то венок – за матушку.

Девочка 3: А третий венок – за саму себя.

(Направляются к реке. Шум реки)
Девочка 1:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?

(Пускает веночек в воду)

Девочка 2: Чей веночек плывет?

Девочка 3: Мой!

Девочка 2: А где Сима? Ау!!!

Девочка 1: Ау!!! Девочки!!! Посмотрите, какие я грибочки нашла!!!!

(отвлекаются, тут подкрадываются под грибами Леший и Ерыкалище)

Ерыкалище и Леший : Ага! Попалась!!!

Березка: Ой ,девицы - красавицы, спасите! (прячется за девочками)

Березка: Отдайте Березку по добру ,по здорову! Все – равно я вас перехитрю и Березку в лес уведу!

Хороводница: Мы тебя, Березка, в обиду не дадим, пойдем с нами песни петь, хороводы водить
(ХОРОВОД)

Березка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Березку!

Ерыкалище и Леший: (идут с виноватыми лицами) Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к Вам пришли!
(Садятся на стульчики. Девочки танцуют «тарантеллу»)

Хороводница: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси!


15