Экономическое воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате с детьми ОВЗ


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 28 города Тулуна»
Тема:
Экономическое воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате с детьми ОВЗ
Автор опыта:
Аношина Евгения Викторовна,
воспитатель.
2016 г.
г. Тулун.
Содержание.
Актуальность экономического воспитания ___________ 3 стр.
Содержание _____________________________________ 4 стр.
Формы и методы _________________________________ 6 стр.
Результативность ________________________________ 6 стр.
Перспективное планирование по классам ____________ 8 стр.
Диагностические карты __________________________ 12 стр.
Вывод. ________________________________________ 17 стр.
Литература ____________________________________ 18 стр.
В.А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Творческий процесс педагога рассматривается нами как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач» .
Вот и я выбрала направление в своей педагогической деятельности - «Экономическое воспитание» с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Что же стало обоснованием для выбора этой темы?
А заставила можно сказать – жизнь.
В нашей школе я работаю 25 лет, за эти годы я выпустила несколько групп детей. И при общении с ними, при наблюдении за их жизнедеятельностью, я обнаружила и поняла, что они не совсем готовы после выпуска к самостоятельной жизни. Меня мучили такие вопросы: почему некоторые из них стали небрежны, неряшливы; не знают цены многим вещам? Почему, сумев заработать деньги, не умеют разумно их потратить; не умеют планировать свой бюджет; почему ежемесячные платежи за свет, коммунальные услуги стали для них «открытием Америки»?
Я задумалась и сделала для себя не утешительный вывод: что я недостаточно и вовремя не смогла развить своим подопечным предпосылки к будущей экономической деятельности.
Поэтому проанализировав, всё это, я сделала вывод, что наша жизнь в корне изменилась и возникла необходимость в голее глубоком изучении и подготовке по экономическому воспитанию. И эта тема приобретает ныне особую актуальность и требует серьёзной педагогической коррекции.
Цель экономического воспитания – раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
В основе экономической социализации лежит: освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков, то есть, результатом освоения социально-экономического пространства должны стать мнения, отношения и убеждения ребёнка относительно экономических понятий. Этот процесс во много зависит от нашего с вами воспитания.

Содержание экономического воспитания.
формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки.
Труд – основа воспитания. Считаю, что неправильно складывается мнение, когда взрослые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностях, которые он сам с успехом мог бы выполнить. И потом из таких детей, не приученных к труду, вырастают бездельники и эгоисты, думающие только о себе. Ведь через труд формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. И потом в дальнейшем мы можем избежать таких случаев, когда ребенок, после окончания училища отказывается работать по той специальности, которую он приобрел, считая её непрестижной, неперспективной из-за своей завышенной самооценки.
формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете, о видах банков, кредитов, коммунальных услуг, кредитных карт, что такое стоимость, инфляция, аванс, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, банкрот, бартер, конкуренция, продукция, ферма, ярмарка и т.д.
И. Хомченко в этой связи отмечает, что «если мы хотим воспитать самостоятельного ребёнка, обойти разговор о собственности, о деньгах мы не сможем. А начинать его надо как можно раньше». И если домашний ребенок может получить знания, да и практический опыт приобрести через родителей, через семью, то наши воспитанники в этом обделены. И наша задача быть источником этих знаний и умений.
знакомство с рекламой.
Почему я выделила отдельно рекламу? В наше время реклама является не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. Реклама всё чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. Поэтому знакомить ребёнка с рекламой необходимо, объясняя все плюсы и минусы. Они ведь ужасно забывчивы, наши учащиеся. Необходимо отвлекать, объяснять, что вредно, что слишком дорого. И, конечно, лучше не врать, будто невкусно, потому как ребенок всё равно попробует да и усомнится в честности наших слов.
полезные навыки и привычки в быту.
Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, о бережном отношении к воде, о возможности заштопать носки, а не выбросить сразу или дать вещам «вторую жизнь» и т.д.
5.формирование у ребят экономического мышления в процессе практических заданий или в реальной действительности.
Работа рассчитана на пять лет целенаправленной, систематической и последовательной работы по экономическому воспитанию.
В 5 классе – происходит изучение 4-х экономических тем:
экономика
потребности
труд
деньги.
В 6 классе – добавляется ещё одна тема:
экономика
потребности
труд
деньги
товар
7 класс – идёт процесс усвоения 7 экономических тем:
экономика
потребности
труд (профессии)
деньги
реклама
выгода и убыток
8 класс – добавляется ещё 2 темы:
экономика
потребности
труд (профессии)
деньги
реклама
выгода убыток
бартер
бизнес и капитал
9 класс- углубление и расширение материала по всем темам, а особое внимание у делить профориентации, требования при устройстве на работу.
Формы, методы экономического воспитания.
Использование различных методов и форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономически интересным и доступным. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами и методами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действительны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»
№ Виды методов Источники передачи содержания
1. Словесные
методы Рассказ, беседа, инструктаж, работа с пословицами, с загадками, сказками и др.
2. Практические
методы Упражнения, тренировки, тесты, экономические задачи, разыгрывание различных ситуаций и др.
3. Наглядные
методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала, фильмы, мутимидийный материал и др.
В итоге, учащийся должен
Знать: основные экономические понятия и темы, которым было уделено внимание на занятиях;
Уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их не хранить не в банке-копилке, а в Банке; почувствовать свою причастность к развитию и укреплению государства и неразрывную связь между ними; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсия за прошлый труд или ущербность человека из-за своего заболевания, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы не должны быть расточительными и что привычка экономить может увеличить доход; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, вашему бюджету; что сбережения – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы в нужных целях;
Осознать: свою значимость для своей семьи в будущем и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Для реализации и усвоения материала по экономическому воспитанию необходимо предусмотреть по 1 занятию в месяц с 5-7 класса, а с 8-9 класса по два занятия в месяц.
В итоге, результатами своей деятельности по экономическому воспитанию я вижу:
приближенность знаний ребят к реальной действительности, начало экономического мышления;
интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
знания о новых профессиях, умение рассказать о них;
обогащения словарного запаса, связанного с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
Приобретение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша;
Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;
Понимание факта купли-продажи;
Соизмерять свои потребности и возможности, не всё можно купить сразу;
Осознавать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого..
Перспективное планирование
по экономическому воспитанию
5 класс.
№ темы цели Кол-во Дата
I. Экономика 4 1 четв.
1. Что такое экономика? Владеет понятием «экономика».
Умеет выделять экономическое содержание их художественных произведений. 1 сентябрь
2. В гостях у гнома-эконома 1 сентябрь
3. Экономика семьи 1 октябрь
4. Берегите воду! 1 октябрь
II. Потребности 4 2 четв.
1. Что такое потребности? Владеет понятием «потребности».
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные). 1 ноябрь
2. Виды потребностей
человека. 1 ноябрь
3. Потребности школьника 1 декабрь
4. Скоро Новый год! 1 декабрь
III. Труд 5 3 четв.
1. Обязанности учащегося Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйств., домашний, производственный).
Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей.
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека. 1 январь
2. Ведение домашнего
хозяйства. 1 февраль
3. Экскурсия в городскую
столовую и кафе. 1 февраль
4. Кто работает в столовой? 1 март
5. Работа на пришкольном
участке. 2 май
IV. Деньги. 4 4 четв.
1. Деньги Имеет представление от куда и как появились деньги.
Различает достоинства купюр.
Может сделать покупку на определённую сумму. 1 апрель
2. Волшебное превращение
денежки 1 апрель
3. Практическое занятие.
Выбираем подарок на
определенную сумму. 1 май
4. Итоговое занятие.
Заседание клуба
Юных экономистов. 1 май
Перспективное планирование
по экономическому воспитанию
6 класс.
№ Темы
Кол-во Дата
1. Путешествие в страну экономики 1 сентябрь
2. От чего зависит бюджет семьи. 1 сентябрь
3. Экономный человек 1 октябрь
4. Дети и деньги 1 октябрь
5. Карманные деньги 1 ноябрь
6. Экскурсия на почту. 1 ноябрь
7. Потребитель. 1 декабрь
8. Город и село 1 декабрь
9. Составляем праздничное меню 1 декабрь
10. Основные и неосновные потребности человека 2 январь
11. Уборка столовой. Я – помощник повара. 1 январь
12. От чего зависит цена товара? 1 февраль
13. Экскурсия в магазин, рынок, супермаркет 1 февраль
14. Сколько стоит твоя косметика? 1 март
15. Банк. 1 март
16. Виды банка 1 апрель
17. Сберегательная книжка. 1 апрель
18. Как человеку жить по средствам … 1 апрель
19. Практическое занятие.
Выбираем продукты на определенную сумму 1 май
20. Итоговое занятие.
Заседание клуба
Юных экономистов. 1 май
Перспективное планирование
по экономическому воспитанию
7 класс
№ Темы
Кол-во Дата
1. Предприятия нашего города 1 сентябрь
2. Где бы я мог работать в нашем городе … 1 сентябрь
3. Знакомство с профессией «санитарка»
(младший обслуживающий персонал) 1 октябрь
4. Семья. Кодекс законов о семье. 1 октябрь
5. Бюджет семьи. 1 ноябрь
6. Потребительская корзина. 1 ноябрь
7. Сбережения.. 1 декабрь
8. Виды банков. 1 декабрь
9. Денежная прибыль или долг. 1 декабрь
10. Рынок. 2 январь
11. От чего зависит цена товара. 1 январь
12. Любимая покупка. 1 февраль
13. Практическое занятие.
Составление меню на день на определённую сумму 2 февраль
14. Моё жильё – что это? Жильё сиротам. 1 март
15. Как и куда платить за жильё? 1 март
16. Расчеты за коммунальные услуги
(их стоимость) 1 апрель
17. Экскурсия в ЖКХ 1 апрель
18. Как человеку жить по средствам … 1 апрель
19. Работа на пришкольных участках 2 май
20. Итоговое занятие.
Заседание клуба
Юных экономистов. 1 май
Перспективное планирование
По экономическому воспитанию
8 класс
№ Темы
Кол-во Дата
1. Ведение домашнего хозяйства. 1 сентябрь
2. Заготовка и хранение урожая с огорода. 1 сентябрь
3. Практическое задание.
Доход из огорода. 1 октябрь
4. Мои жизненные планы: перспектива и возможности. 1 октябрь
5. Как устроиться на работу. 1 ноябрь
6. Практическое занятие.
Составление эссе, заявления при поступлении на работу. 1 ноябрь
7. Заработная плата. 1 декабрь
8. Цена товара на рынке и в магазине. 1 декабрь
9. Реклама. 1 декабрь
10. Нужна ли реклама. Реклама о своем товаре (поделке своими руками) 2 январь
11. Цена товара и его качество. 1 январь
12. Удачная покупка. 1 февраль
13. Потребительская корзина семьи. 2 февраль
14. Моё жильё. Как сделать ремонт без больших затрат. 1 март
15. Деньги. Бюджет семьи. 1 март
16. Виды пенсий, пособий, дотаций. 1 апрель
17. Личная собственность 1 апрель
18. Где я могу заработать деньги? 1 апрель
19. Работа на пришкольных участках 2 май
20. Итоговое занятие.
Заседание клуба Юных экономистов. 1 май
Перспективное планирование
По экономическому воспитанию
9 класс.
№ Темы
Кол-во Дата
1. Какой я хозяин. 1 сентябрь
2. Заготовка и хранение урожая с огорода. 1 сентябрь
3. Практическое задание.
Доход нашей кладовой. 1 октябрь
4. Порядок устройства на работу. 1 октябрь
5. Трудовая дисциплина. 1 ноябрь
6. Практическое занятие.
Ознакомление с документами при устройстве на работу. 1 ноябрь
7. Заработная плата. Премии. Штрафы. 1 декабрь
8. Товар и цена. 1 декабрь
9. Товар и бережное отношение к нему. 1 декабрь
10. Мир рекламы. 2 январь
11. Обмен.(Бартер) 1 январь
12. Обмен товаров, купля – продажа. 1 февраль
13. Потребительская корзина. 2 февраль
14. Валюта. 1 март
15. Продажа и покупка жилья. 1 март
16. Безработица. 1 апрель
17. Государственное предприятие и частник. 1 апрель
18. Моя ориентировка в мире профессий 1 апрель
19. Моё настоящее и будущие. 1 май
20. Итоговое занятие.
Заседание клуба Юных экономистов. 1 май
И вот я работаю по этой теме четыре года. В конце каждого года я провожу мониторинг. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком  знаний и умений по экономическому воспитанию. 
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту усвоения знаний детьми в рамках  того материала, который был им предложен.Анализ диагностической карты  позволяет оценить эффективность  образовательного процесса в группе  по экономическому воспитанию.
В диагностических картах видно, что уже знакомы темы расширяются и углубляются (выделены другим цветом) и добавляются новые темы.
Диагностическая карта по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
5 класс (2011-2012уч.г.).
Потребности Владеет понятием «потребности».
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные).
Труд Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйств., домашний, производственный).
Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей.
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека.
Экономика Владеет понятием «экономика».
Умеет выделять экономическое содержание их художественных произведений.
Деньги Имеет представление от куда и как появились деньги.
Различает достоинства купюр.
Может объяснить понятие слов «Бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия)
№ Фамилия, имя ребёнка Потребности Труд Экономика Деньги Итого
1. Байдала Н 1 2 1 2 6
2. Вологжин Ж. 2 2 2 2 8
3. Воронцов В. 2 2 2 2 8
4. Запрягаев Д. 1 2 1 2 6
5. Кобелев Д. 2 2 2 2 8
6. Лазукина Л. 3 3 3 3 12
7. Михайлов П. 3 3 3 3 12
8. Сергеев Д. 2 2 2 3 9
9. Попов В. 2 2 2 2 8
10. Шорохов. В. 2 3 3 3 11
11. Черных Ж. 2 2 2 2 8
12. Чутков С. 3 3 2 3 11
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется.
Высокий уровень от 10-12 баллов
Средний уровень от 6 – 9 баллов
Низкий уровень от 4 – 5 баллов
Диагностическая карта по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
6 класс (2012-2013уч.г.).
Потребности Владеет понятием «потребности».
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные).
Труд Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйств., домашний, производственный).
Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей.
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека.
Умеет выделять последовательность трудовых действий.
Экономика Владеет понятием «экономика».
Умеет выделять экономическое содержание.
Деньги Имеет представление от куда и как появились деньги.
Различает достоинства купюр.
Может объяснить понятие слов «Бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия)
Имеет представление о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии.
Товар Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров.
Имеет представление о формах сбыта продукции.
Может объяснить зависимость цены товара от его качества и количества.
№ Фамилия, имя ребёнка Потребности Труд Товар Деньги Экономика Итого
1. Байдала Н 1 2 2 2 1 8
2. Вологжин Ж. 2 2 2 2 2 10
3. Воронцов В. 2 2 2 3 2 11
4. Запрягаев Д. 1 2 2 2 1 8
5. Кобелев Д. 2 2 2 2 1 9
6. Лазукина Л. 3 3 3 3 3 15
7. Михайлов П. 3 3 3 3 3 15
8. Сергеев Д. 2 2 3 3 3 13
9. Попов В. 2 2 2 2 2 10
10. Шорохов. В. 2 3 3 3 3 14
11. Черных Ж. 2 3 3 3 2 13
12. Чутков С. 3 3 2 3 3 14
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется.
Высокий уровень от 12-15 баллов
Средний уровень от 8-11 баллов
Низкий уровень от 5-7 баллов
Диагностическая карта по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
7 класс (2013-2014уч.г.).
Потребности Владеет понятием «потребности».
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные).
Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей
Труд
Профессии Имеет представление о труде, его видах .
Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей.
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека.
Умеет выделять последовательность трудовых действий.
Умеет выделять цепочку трудовых действий.
Знакомство с новыми профессиями.
Товар Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров.
Имеет представление о формах сбыта продукции.
Может объяснить зависимость цены товара от его качества и количества.
Деньги Владеет понятиями «купюра», «банк».
Умеет совершать покупки, назначать цену товара.
Экономика Владеет понятием «экономика».
Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений и приводить примеры из жизни.
Реклама Владеет понятием «реклама».
Осознает взаимосвязь «реклама – продажа».
Выгода и убыток Владеет понятиями «выгода» и «убыток».
Определяет выгодность сделки, покупки.
№ Фамилия, имя ребёнка Потребности Труд Товар Деньги Экономика Реклама Выгода, убыток Итого
1. Байдала Н 1 2 2 2 1 2 2 12
2. Вологжин Ж. 2 2 2 2 2 3 3 16
3. Воронцов В. 2 2 2 3 2 3 2 16
4. Запрягаев Д. 1 2 2 2 1 2 2 12
5. Кобелев Д. 2 2 2 2 1 2 2 13
6. Лазукина Л. 3 3 3 3 3 3 3 21
7. Михайлов П. 3 3 3 3 3 3 3 21
8. Сергеев Д. 2 2 3 3 3 3 3 19
9. Попов В. 2 2 2 2 2 3 3 16
10. Шорохов. В. 2 3 3 3 3 3 3 20
11. Черных Ж. 2 3 3 3 2 3 3 19
12. Чутков С. 3 3 2 3 3 3 3 20
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется.
Высокий уровень от 18-21 баллов
Средний уровень от 11-17 баллов
Низкий уровень от 7-10 баллов
Диагностическая карта по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
8 класс (2014-2015уч.г).
Потребности Знает, что такое «потребности, различает виды потребностей
Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей
Труд
Профессии Имеет представление о труде, его видах, о роли труда в жизни человека, о пользе машин и механизмов
Умеет выделять цепочку трудовых действий, устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда
Знакомство с новыми профессиями.
Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»
Товар Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров.
Имеет представление о формах сбыта продукции.
Может объяснить зависимость цены товара от его качества и количества.
Деньги Владеет понятиями «купюра», «банк», «кредит», «коммунальные услуги» и т.д.
Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу.
Экономика Владеет понятием «экономика».
Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений и приводить примеры из жизни.
Реклама Владеет понятием «реклама».
Осознает взаимосвязь «реклама – продажа».
Выгода и убыток Владеет понятиями «выгода» и «убыток».
Определяет выгодность сделки, покупки.
Бартер Владеет понятием «бартер».
Умеет определять выгодность бартера.
Самостоятельно совершает обменные операции.
Бизнес и капитал Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа».
Умеет выделять деловые качества человека.
№ Фамилия, имя ребёнка Потребности Труд Товар Деньги Экономика Реклама Выгода, убыток Бартер Бизнес капитал Итого
1. Байдала Н 1 2 2 2 1 2 2 1 2 15
2. Вологжин Ж. 2 2 2 2 2 3 3 2 2 20
3. Воронцов В. 2 2 2 3 2 3 2 2 2 20
4. Запрягаев Д. 1 2 2 2 1 2 2 2 2 16
5. Кобелев Д. 2 2 2 2 1 2 2 2 2 17
6. Лазукина Л. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 27
7. Михайлов П. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 27
8. Сергеев Д. 2 2 3 3 3 3 3 3 3 25
9. Попов В. 2 2 3 3 2 3 3 3 3 24
10. Шорохов. В. 2 3 3 3 3 3 3 3 2 25
11. Черных Ж. 2 3 3 3 2 3 3 3 2 24
12. Чутков С. 3 3 2 3 3 3 3 3 2 25
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется.
Высокий уровень от 23-27 баллов
Средний уровень от 15-22 баллов
Низкий уровень от 9-14 баллов
Вывод: дети предложенный материал усвоили на высокий и средний уровень, с каждым годом показатели усвоения тем увеличивается. Значит, работу по экономическому воспитанию необходимо проводить, так как она направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития наших учащихся.