Общество и общественные отношения

Практическое занятие № 1.

Тема: Общество и общественные отношения.

Цель: систематизация знаний по теме, осмысление ключевых понятий:
Общество, общественный прогресс, сферы жизни общества, соотношение материальных и духовных факторов развития;
Человек- существо социальное; формирование умений логически стройно и аргументировано излагать точку зрения.

Оснащение: Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 1 10 кл., Ч.2. – 11 кл. – М., 2012; Методические указания для обучающихся к практическим занятиям.

Ход занятия:

Теоретическая часть

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
Общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира.
В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.
Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.
Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества.
С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.
С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека.
История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последствиях.
Так, в свое время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана,- дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.
Видный итальянский ученый и общественный деятель XX в. А. Печчеи писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны». Сейчас уже поняли также и то, что в результате такой бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли все более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на климате, других физических характеристиках планеты.
Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присутствия на планете».
Итак, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
В философской литературе общество определяется как «динамическая система».
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность».
Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями.
Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Каковы же характерные черты общества как системы?
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной.
Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система.
Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.).
Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали.
Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
В-четвертых, как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами.
Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
В-пятых, самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. В самом общем виде это способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей.
Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.
В-шестых, еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.
На уроках географии вы узнали, что мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании - транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвенные производственные цепи.
Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист: «Какая-нибудь деталь автомобиля (к примеру, сенсор в подушках безопасности) может быть разработана в Бостоне, собрана и испытана на Филиппинах, упакована на Тайване и вмонтирована в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Квалифицированный специалист в штате Массачусетс сотрудничает в этом процессе с неквалифицированным рабочим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване, и при этом все вместе они осуществляют один и тот же процесс с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии всего лишь для производства детали, стоящей не более 50 долл.».
Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляющ. Около 600 транснациональных корпораций обеспечивают более пятой части общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства, в частности в автомобильной промышленности 10 компаний обеспечивают 80% производства. Пять крупных ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования.
Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в нее включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы, в которых утверждается рыночная система хозяйствования. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Западной Европе - Европейский союз, в Северной Америке соглашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. Собственный торговый блок формируют государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая организация. Одним из главных принципов ее деятельности является устранение дискриминации в торговле, т.е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства.
Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль здесь сыграл бурный прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети - Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удаленными друг от друга на десятки тысяч километров. Ежедневный объем таких операций превысил уже 1 трлн. долл. Это позволяет говорить о финансовой глобализации.
Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют ее стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле, и сбываться там, где их удается продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растет прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран.
Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т. п.).
Вместе с тем высказывается и немало критических суждений.
Глобализация производства ведет к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства. Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками «Bic», используют компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всем мире расходуются на образование.
Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком (МВФ создан в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.) нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации.
Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4000 фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90% созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведет к ослаблению национальной культуры.
И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.
Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей.
К глобальным проблемам относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Все большее значение в последнее десятилетие приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.
Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений.
Разрушение небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и гибель тысяч людей в результате атаки террористов 11 сентября 2001 г. заставили человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всех стран.

Практическая часть

Методические указания к выполнению практического занятия.
Задание № 1. Что возникло раньше: человек или общество? Спор возник очень давно, но и поныне есть сторонники различных точек зрения. Внимательно прочитайте предлагаемые три позиции и дайте аргументированный ответ по каждой из трёх позиций.

Задание № 2. Между природной средой и обществом существуют неразрывные связи. Вне природной среды жизнедеятельность человека невозможна. Раскройте роль природы в жизни человека и общества, привлекая сведения из истории, географии и других наук.

Задание № 5 Для более аргументированного ответа, используйте конкретные примеры из истории развития нашей страны и других стран мира. Для раскрытия понятия «динамическая система» вспомните значение слов- «система», «динамика».

Задание № 6. Глобальные проблемы, глобализация, глобальные информационные сети, глобальная мировая экономика- термины и проблемы возникающие в XX в. Процессы глобализации (взаимозависимости) в той или иной степени затронули практически все сферы человеческой деятельности. Политическая, экономическая, экологическая, промышленно- технологическая взаимозависимость стран в конце XX в. активно проявляется. Есть сторонники и противники глобализации. Прокомментируйте конкретную ситуацию, выскажите своё отношение к глобализации.

Содержание занятия.

Задание № 1. Что возникло раньше: человек или общество?
Приведите аргументы «за» или «против» по следующим трём позициям:
- Общество - это отношения между людьми, поэтому до появления человека никакого общества быть не могло. Появления человека несомненно предшествовало зарождению общества.
- «Человек по природе своей есть животное общественное... Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку»
(Аристотель)
- Становление человека и общества шло параллельно: изменения в одном приводили к изменениям в другом.

Задание № 2. Какова роль природы в жизни человека и общества?
Конкретизируйте положение «Природа - кладовая ресурсов, необходимых для человека в его производственной деятельности». Можно ли считать эти ресурсы неисчерпаемыми? Каковы причины нынешнего экологического кризиса? Укажите основные пути, предлагаемые сегодня для его преодоления.

Задание № 3. Движение «зелёных»: «за» и «против». В борьбе за чистоту атмосферы, воды, против ядерной угрозы движение «зелёных» делает много полезного. «Зелёные» входят в Европейский парламент. Организация «Гринпис» объединяет десятки национальных движений. Вместе с тем их деятельность не все и не всегда одобряют. Есть точка зрения, что не редко их выступления инициируют и поддерживают конкуренты предприятий, которые объявляются загрязнителями окружающей среды. К примеру, «зелёные» выступают против биотехнологий, которые используются для изучения рака и СПИДа, при диагностике наследственных заболеваний. С помощью этих технологий производят более чистые лекарства, средства для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов и многое другое.
Обсудите позиции сторонников и критиков движения в защиту окружающей среды.
Выскажите свою точку зрения.

Задание № 4. Некоторые исследователи, исходившие из аналогии живого организма и общества, считали, что роль кровообращения в обществе выполняет торговля, функции головного мозга - государство, экономическая жизнь подобна обмену веществ в организме.
Разделяете ли вы такой подход? Свою позицию обоснуйте?

Задание № 5. Известно, что в отдельные периоды общество может переживать так называемый застой. Означает ли это, что динамика есть лишь одно из состояний общества наряду с застоем, «равновесием» и т.п.?
Почему же общество называют динамической системой?

Задание № 6. Кто и почему выступает против глобализации?
В декабре 1999 г. в американском городе Сиэтле состоялась конференция Всемирной торговой организации. С протестами против ВТО выступили сотни тысяч людей. Среди них были экологи, профсоюзные активисты и идейные противники глобализации. Для разгона демонстрации полиции пришлось применить слезоточивый газ и резиновые пули.
Чем можно объяснить столь значительную акцию протеста, направленную против глобализации и ВТО?



Задание № 7. Какая сфера важнее?

1.

2.

Определите сущность каждого из подходов, выдвиньте свои аргументы «за» и «против» этих точек.

Задания для проверки и самопроверки.
1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы (в узком смысле) и общества:
а) общество- часть природы
б) природа- часть общества
в) общество и природа образуют во взаимосвязи реальный единый , мир
г) общество, создав культуру, потеряло связь с природой.

2. Найдите ошибку в суждениях:
а) природа- это неисчерпаемая кладовая ресурсов;
б) природа- это всё, что окружает человека.

3. Какое из суждений более точно отражает связь общества и природы:
а) человек и общество в целом всё больше зависят от природы
б) зависимость людей от природы ослабевает
в) в одних отношениях зависимость человека от природы возрастает, в других- ослабевает

4. Найдите ошибку в суждениях:
а) человек и общество - часть природы и подчиняются всем её законам
б) человек - существо социальное и живёт только по законам общества.

5. Какое из суждений более точно отражает связь природы и общества:
а) появление человеческого общества привело в конечном счёте к нарушению природного равновесия;
б) общество - слишком незначительная часть природы, чтобы существенным образом влиять на её состояние.
в) общество, влияя на природу, наносит ей серьезный ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество
г) общество и природа взаимно обуславливают друг друга: нет общества вне природы, нет природы вне общества

6. Какие из перечисленных признаков присущи любому социальному институту;
а) выборность главы организации
б) следование установленным способам деятельности, образцам поведения
в) подчинение вышестоящих нижестоящим
г) опора на научные знания при осуществление своей деятельности

7. Укажите неверное утверждение:
а) общественные институты сложились в современном обществе
б) внутри каждого общественного института существует разграничение функций и полномочий
в) свои общественные институты существуют в каждой сфере жизни общества
г) отдельные общественные институты очень устойчивы и мало меняются со временем.

8. Установите соответствие между общественными институтами и сферами жизни общества:
а. Государство а. экономическая сфера
б. Банковская система б. Политическая сфера
в. семья в. социальная сфера
г. образование г. духовная сфера

9. Установите соответствие между типом общества и характеристикой его развития:
А) традиционное
Б) индустриальное
В) постиндустриальное
Г) аграрное
А) основной сферой экономики является сельское хозяйство
Б) ускоренными темпами развивается сфера связи коммуникаций
В) наука становится непосредственной производительной силой
Г) положение человека в обществе определяется его принадлежностью к определенным социальным группам


10. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства и массового потребления называется:
а) информационным
б) индустриальным
в) традиционным
г) постиндустриальным

Социальные отношения



15