Рабочая программа по внеурочной деятельности. Социальное направление «Азбука безопасности» (1 класс)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Олонца»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Е.В. Чанцева
«____» ______20 __г.




Рабочая программа
по внеурочной деятельности.

Социальное направление
«Азбука безопасности»

1 класс

срок реализации 1год





Разработчик:
Николаева Ю.С.,
учитель нач. классов.







Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____20 _г.


Принята на педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____20 _г.



2011 год 1. Пояснительная записка.


1.1. Актуальность проблемы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. Поэтому, одним из путей сохранения безопасности жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать организация внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности». Данная подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образования. Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для одной возрастной группы. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению «Азбука безопасности» направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, в общественных местах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.

1.2. Нормативно правовая база.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
«Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №030296).


1.3.Цели и задачи программы.
Основная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. Общая характеристика курса.
1.1. Принципы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в общественных местах.
 Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
 Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
 Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

1.2 Идея курса.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры безопасного поведения в жизни общества. Основная идея курса формирование представлений о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, при возникновении ЧС.

1.3. Формы и методы
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология развивающего обучения.
Во внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» используются разнообразные формы обучения:
- работа с дидактическим материалом в игровой форме;
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках, в общественных местах, на природе)
- знакомство с научно-популярной литературой;
-беседы;
-просмотр тематических видеофильмов;
-решение ситуационных задач;
- экскурсии;
- участие в конкурсах, КВН;
-театрализованные представления;
-выставки.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности Азбука безопасности» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.


3. Содержание программы.

3.1. Планируемые результаты
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
Личностные результаты –общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
Метапредметные результаты - формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-составлять план решения проблемы совместно с учителем;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
-отбирать необходимые решения учебной задачи источники информации среди предположенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, иллюстрация);
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления: определять причины явлений, событий
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором», ставить вопросы к тексту, выделять главное, составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группах, сотрудничать в совместном решении проблемы.
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.
Предметные результаты – овладение начальными представлениями об окружающем мире.
Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:
привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» будет сознательное отношение обучающихся к личной безопасности. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» обучающиеся должны знать:
правила дорожного движения;
серии дорожных знаков и их представителей;
элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).
правила обращения с животными;
правила безопасного поведения в общественных местах.

уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
пользоваться электроприборами в быту;
правильно пользоваться телефоном, в случае возникшей ситуации;
пользоваться общественным транспортом;
оценивать ситуацию; находить выход из возникшей ЧС.
3.2. Участники реализации программы
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» краткосрочная, рассчитана на 1 год. Предназначена для обучающихся 1-х классов, все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 часа в год).
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете,в курс включены практические занятия на улицах города. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

3. 3. Содержание разделов программы.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» состоит из 4 разделов:
«Безопасность на улицах и дорогах»
«Безопасность в природной среде»
«Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре»
«Безопасность в социальной среде»

Тематический раздел
(33 часа)

Содержание тематического раздела

«Безопасность на улицах и дорогах»
( 10 часов)
Безопасность в населенном пункте. Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности. Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, "Скорая помощь", Служба спасения, коммунальные и другие службы). Правила вызова служб безопасности. Безопасное участие в дорожном движении. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны, пешеходов и групп детей. Основные правила безопасности на городском общественном транспорте.

«Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре»
(7 часов)
Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Причины возникновения пожаров и их последствия. Правила пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. Природные пожары и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре в лесу.

«Безопасность в природной среде»
(7 часов)
Безопасность на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасности поведения на водоемах летом и зимой. Правила переправы по льду водоемов. Помощь, терпящим бедствие на воде и на льду. Безопасность в лесу.
Правила обращения с представителями животного мира.

«Безопасность в социальной среде»
(9 часов)
Понятие и условия личной безопасности. Личная безопасность в доме. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа. Правила безопасного поведения при обращении с электрическими и электронными приборами в быту. Правила безопасности при просмотре телепередач. Затопление жилища. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Общие сведения о зонах криминогенной опасности. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире), на улице. Внешние и внутренние признаки людей, способных совершать преступные действия. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Правила поведения при встрече с хулиганами.



3.4. Учебно-тематическое планирование.


Тема занятия
Форма проведения
Количество часов

1.
Что такое безопасность?
Правила поведения учащихся.
беседа
1

2.
Где и как переходить дорогу.
практическое занятие
1

3.
Мы идём в школу.
беседа
1

4.
Наш город и его транспорт.
просмотр тем. видеофильма;
беседа
1

5.
Опасные ситуации на дороге.
решение ситуационных задач
1

6.
Дорожные знаки - наши верные друзья.
беседа
1

7.
Где можно, где нельзя играть? Мостовая не для игры.
Беседа;
конкурс рисунков
1

8.
Транспорт и правила поведения в нём.
Занятие-игра
1

9.
Клуб внимательных пешеходов. В гостях у Светофорчика.
КВН
1

10.
Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.
викторина;
конкурс рисунков.
1

11.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
беседа
1

12.
Личная безопасность на улицах города.
беседа,
решение ситуационных задач
2

13.
Безопасность на льду.
беседа,
конкурс рисунков
1

14.
«Огонь друг, огонь враг»
беседа,
проблемная ситуация дидактическая игра «Пожароопасные предметы».
1

15.
Пожар и его причины и последствия.
беседа;
просмотр мультфильма «Кошкин дом».
2

16.
Огонь в доме. Как говорить по телефону.
практическое занятие
1

17.
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование
экскурсия
1

18.
«Искру туши до пожара, беде отводи от удара»
викторина
1

19.
Как могут стать опасными домашние вещи.
беседа
2

20.
Чем опасен электрический ток?
беседа
1

21.
«Ты остался дома один»
практическое занятие
1

22.
Правила личной безопасности на улице.
беседа,
видеосюжет
1

23.
Безопасное поведение при возникновении ЧС.
беседа
1

24.
Как вести себя с собаками.
беседа,
видеосюжет
1

25.
Безопасность при укусах насекомых.
беседа
1

26.
Правила безопасности при грозе.
беседа
1

27.
Осторожно,клещ!
беседа
1

28.
Безопасность при отдыхе на природе.
деловая игра
1

29.
Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.
беседа
1

30.
Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали.
отчётное занятие;
сценка
1

итого


33


3.5. Мониторинг.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы проводится в ходе занятий "Учимся решать жизненные задачи", направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Тематическое спортивное ориентирование предполагает ориентирование на местности с остановками, на которых необходимо ответить на вопросы или выполнить задания на предполагаемую тему и получить маршрут движения далее. Прохождение всего маршрута движения воспитанниками предполагает положительную оценку сформированности УУД по данной теме (разделу). Таким образом, руководитель приобретает необходимые диагностические сведения, а кружковцы с удовольствием их демонстрируют в игровой форме.
Уровень удовлетворенности кружковцев определяется по результатам анкетирования «Семь причин» в конце учебного года. Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Почему ты посещаешь кружок «Азбука безопасности»?» путем выборатолько шести причин, а седьмую дописывают сами. Анкетирование родителей проводится на родительском собрании или в заочной форме через кружковцев, а так же среди родителей, пришедших на итоговое спортивное ориентирование по станциям по приглашению руководителя кружка и обучающихся. Анкета состоит из нескольких вопросов без ответов и вопросов с выбором ответа (временной промежуток посещения кружка ребенком;делится ли обучающийся информацией, полученной на занятиях; какие эмоции испытывает; где знания могут пригодиться или уже пригодились и т. п.) и просьбы об отзыве о работе кружка «Азбука безопасности».

4. Ресурсное обеспечение.

Для реализации программы «Азбука безопасности» необходима материально-техническая база:

Учебные пособия:
Плакаты «Основы безопасности жизни»
Дидактический набор «Дорожные знаки»

Оборудование :
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Принтер.
Документ камера.
Фотоаппарат цифровой
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности.Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2003-2011.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Литература для учителя:

1. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г
2. Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».
3. Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».
4. Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».
5. Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.
6. Учебное пособие «Школа безопасности» М: «АСТ»,1997.
7. «ОБЖ» поурочные планы 1 класс, Волгоград 2000г.
8. С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице» -СПб: «Литера»,2010.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В.Григорьев, П. В. Степанов -М.:Просвещение,2010.





















15