Как организовать проектно-исследовательскую работу в школе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ В ШКОЛЕ

Учитель математики
Свеженцева М.П.

Проектно-исследовательская работа школьников является важным элементом образовательного процесса, т.к. дает учащимся опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, формирует способность оценивать события и процессы, протекающие в обществе. Через решение поставленной проблемы и переживание, ученики осваивают частично-поисковый и исследовательский методы работы, соотнося их с собственными потребностями и мотивами.
Занятия проектно-исследовательской работой развивают творческие способности школьников, т.к. способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются в труде и гибнут в бездействии. Таким образом, творчество является деятельностью, дающей новые, оригинальные продукты общественной ценности.
Проектно-исследовательская деятельность школьников способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности:
- умственной активности;
- смекалки и изобретательности;
- стремлении добывать знания, необходимые для выполнения конкретной работы;
- самостоятельности в выборе и решении задачи;
- способности выделять главное, общее и различное в сходных явлениях;
- делать выводы и аргументировать их.
Проектно-исследовательская работа организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения учащимися навыков исследовательской работы. В школе сложилась система включения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая включает написание и защиту рефератов, докладов, выполнение исследовательских заданий в рамках изучаемых дисциплин.
В школе проводятся конкурсы исследовательских работ, организуется публичная защита исследовательских работ; публикация в сборниках; участие в городских и областных конкурсах исследовательских работ и проектов.
Исследовательская деятельность стимулирует обучающихся на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать задачи.
Задачи проектно-исследовательской работы:
Формирование личностных УУД:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- воспитание целеустремлённости и настойчивости.
Формирование коммуникативных УУД:
- умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром;
- способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Актуальность исследования:
- научная значимость;
- социальная точка зрения;
- личностная точка зрения;
- практическая значимость работы.
Цель: во имя чего предпринимается проект.
Этапы исследования:
- постановка проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- подбор методик исследования;
- сбор собственного материала, анализ и обобщение;
- научный комментарий;
- собственные выводы.
Задачи учителя:
- Выявлять и создавать условия для развития исследовательских способностей;
- Создавать условия для поддержания и развития поисковой активности школьников;
- Создавать условия для овладения учащимися навыками исследовательского поведения;
- Создавать условия для развития исследовательского типа мышления.
Таким образом, задача учителя - способствовать становлению исследовательской позиции личности.
Задачи исследовательского проекта:
- проанализировать;
- описать;
- выявить;
- определить;
- установить.
Распределение ролей при работе в команде:
- исследователь его основная задача отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;
- творец создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
- помощник помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;
- организатор следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
- докладчик готовит вместе с другими участниками доклад о работе; отвечает за этап презентации.
Завершающий этап - защита учебного проекта.
Проектно-исследовательская деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.