Статья ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.


ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
Шакирова Б. Б.
ГУ «Досовская основная школа» с. Досовка, Казахстан
Развитие современной малокомплектной школы является одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан. Изучив основы кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения, я приступила к реализации основных идей Программы на практике в малокомплектной школе.
Я работаю в МКШ 35 лет, понимаю, что нужно в корне поменять формы и методы преподавания. В условиях малокомплектной школы целесообразно применение в практике семи модулей Программы, так как на данный момент малокомплектные школы не перспективны, подвергаются реорганизации, объясняется это тем, что в МКШ низкое качество преподавания. Думаю, что благодаря творческому подходу к обучению детей можно решить очень важную проблему: поменять традиционные формы и методы работы на нетрадиционные. В результате этого ребенок должен научиться методам, приемам, способам получения знаний самостоятельным путем. Изучая новые подходы в обучении, я поняла, что не проводила систематическую работу по воспитанию у учащихся  сознательного отношения к своей учебе. В этой связи, проанализировав свою работу, я поняла, что отсутствие осознанного подхода учащихся к  своей учебной деятельности - это большая проблема в педагогике на сегодняшний день. И мне кажется, что эта проблема само собой не решится, пока ученик  не будет оценивать свою деятельность сам. Мощным инструментом в этом может послужить формативное оценивание. Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» - это один из семи модулей Программы курсов Кембриджского подхода к преподаванию и обучению. В «Руководстве для учителя» дается следующее понятие: « Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении». [1:117]
Вследствие многолетней работы в МКШ я пришла к выводу: востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Проанализировав 5 ключевых факторов, от которых зависит улучшение обучения через оценивание [2:176], изучив методическую литературу по данному вопросу, я определила основные правила формативного оценивания, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь эффекта «оценивания для обучения»: 1. Необходимо регулярно обеспечивать обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности. 2. Важно, чтобы учащиеся принимали активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. В зависимости от изменения результатов обучения учащихся необходимо менять техники и технологии обучения.
4. Необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Используя формативное оценивание, я корректировала и свою деятельность и деятельность учащихся на основе промежуточных результатов совместно с учащимися с целью улучшения результатов обучения. Чтобы добиться влияния на качество образования, использовала техники формативного оценивания ежедневно, ежеурочно. При использовании формативного оценивания я использовала различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволило мне получить качественный результат обучения. Как показывает практика, наиболее эффективными на уроке русского языка в МКШ являются следующие техники формативного оценивания:
1.Индекс карточки для обобщения или для вопросов. Раздаю учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
2. Сигналы рукой прошу учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно договариваемся с учащимися об использовании этих сигналов: Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх). Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону). Я не совсем уверен (помахать рукой). Посмотрев на сигналы, опрашиваю учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов принимаю решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
3. Светофор. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Прошу учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем учащиеся отвечают на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно? По итогам полученных ответов принимаю решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. 4. Трехминутное эссе. Вопрос на одну минуту - это целенаправленный вопрос, ответ на него может занять 2-3 минуты. Например: 7 класс. Тема: деепричастный оборот. После прохождения темы для выяснения уровня понимания учащимися темы, задаю вопрос: Как вы думаете, что является для вас главным и что осталось непонятным по данной теме? Затем он прошу написать ответ в течение одной минуты. После написания  выборочно прошу учащихся озвучить эссе.
5. Речевые образцы (подсказки) . Периодически даю учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Глагол – это…………., которая отвечает на вопросы………….., обозначает …………….Глагол имеет постоянные морфологические признаки:……….
6. Трехминутная пауза. Предоставляю учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. ƒ Я изменил свое отношение к…… ƒ Я узнал больше о …………. ƒ Я удивился тому, что…… ƒ Я почувствовал … ƒ Я относился к …………
7. Элективный (выборочный) тест. Раздаю каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г, Д», прошу учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом, предоставляю 20 секунд  на выбор ответа. Например: Определите, каким членом предложения являются выделенные слова: Наше село Досовка славится гостеприимством и радушием. А) определением Б) дополнением В) подлежащим Г) сказуемым Д) обстоятельством. Затем прошу поднять карточки с буквами - правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Обсуждаем с учащимися разные варианты ответов, прошу их объяснить свой выбор. При необходимости  вызываю к доске одного из учащихся. Ответы позволяют мне определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. 8. Упражнение на проверку усвоения нового материала. Представляю учащимся таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала прошу учащихся выбрать определенный квадрат. При этом поясняю, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата задаю вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то даю следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то задаю следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» 9. Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. 10. Обобщение в одном предложении. Прошу учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? как?». 11. Обобщение в одном слове. Даю учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
Практика наглядно демонстрирует, что при использовании на уроках различных видов формативного оценивания, уровень учебной мотивации повышается, т.к. ребятам интересно оценивать себя и других, независимо от того, сильный это ученик или слабый. Формативное оценивание дает возможность учащимся увидеть свои ошибки, позволит исправить недочеты и улучшить свое обучение.  Хочу также отметить положительные моменты оценивания для обучения, то есть то, чему научились ученики в процессе обучения: 1.Работать в группе и парах. 2. Сопереживать, развивать эмпатию. 3.Видеть свои «+» и «-» 4.Позитивно воспринимать критику. 5.Прослеживать понимание темы на каждом этапе урока. 6.Оценивать себя и других. 7.Прогнозировать свое обучение.
Литература
1.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.
-АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.- 117с.
2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.
-АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.-176 с.
3. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство –
с. 21-24.