Окружающий мир, 2 класс. Ориентирование на местности.


Урок окружающий мир: 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема Ориентирование на местности.
Педагогическая цель Познакомить с видами и способами ориентирования на местности; познакомить с приборами ориентирования.
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты ( предметные) Изучают устройство компаса, приобретают умение ориентироваться на местности по компасу, отрабатывают правила выполнения практических работ
Личностные результаты Формировать учебно- познавательный интерес к теме урока, самоанализ и самоконтроль результата.
Универсальные учебные действия
( метапредметные) Познавательные:поиск и выделение необходимой информации;применение методов решения проблемы; способность к умению учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Регулирующие: развивать память, мышление, внимание; формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение с опорой на свой жизненный опыт, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Образовательные ресурсы Учебник « Окружающий мир» 2 класс. А.А Плешаков, рабочая тетрадь, презентация.
Технологическая карта урока:
Этапы урока, цели Формы, методы, методические приемы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация начала урока.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. Фронтальная, индивидуальная.
1. Приветствие уч-ся.
2.Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
-Прежде, чем начать урок, проверьте свою готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебники окружающего мира, рабочие тетради, ручки.
- Так же не будем забывать, что сидеть вы должны правильно. Приветствует учащихся, настраивает на работу на уроке Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
II. Актуализация знаний
Цель: установить правильность, полноту осознанность выполнения д/з большинством учащихся. Фронтальная.
Словесный.
1. Фронтальный опрос. - Ребята, послушайте внимательно загадку,
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, что она – большущий шар. (Планета Земля.)
- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
-Послушайте следующую загадку,
Он и летом, и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (горизонт, точнее , линия горизонта.)
- Что такое горизонт, линия горизонта?
- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу?
- Назовите промежуточные стороны горизонта?
Дает целевые установки, задает вопросы по раннее изученному материалу. Отвечают на вопросы, актуализируют свои знания.
III.Сообщение темы и целей урока.
Цель: обеспечение мотивации учения школьников, принятие ими целей урока. Фронтальная, словесная
1.Прослушивание отрывка сказки.
2. Беседа.

3. Разгадывание загадок.
- Ребята, вспомните сказку «Маша и медведь».
В лес пошла Маша за грибами,
Очень весело с подружками.
Тут грибок и там грибок
Положила в кузовок.
Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, стоит посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался.
- Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса. (Ответы детей)
- Отгадайте загадку.
Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)
- Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)
- Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.).
- Откройте учебники на с.74.
-Прочитайте тему урока на с. учебника. (Ориентирование на местности.) Слайд 1.
- Как вы думаете, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Ответы детей.)
- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике Дает целевые установки.
Подводит детей к определению темы урока при помощи анализа сказки.
Предлагает прочитать учащимся текст, и определить цели занятия.
Отгадывают зашифрованное слово, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему и задачи урока. Высказывают свою точку зрения.
Определяют цель урока.
IV. Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
И, Ф, П.
Словесный, наглядный.
Рассмотрение иллюстраций на с. 74,75.

2.Формулировка правил по с.74,75.


3.Выполнение задания в рабочей тетради.

4.Чтение алгоритма работы с компасом.
5.Выполнение практического занятия.

Физминутка.
6.Работа с учебником с 76
7. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Что же это такое – ориентирование на местности? (Ответы детей.)
- Прочитайте об этом на с. 74 учебника.
- Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)
- Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.
- Прочитайте на с. 75 учебника, что такое компас.
-Дальше работать будем с рабочими тетрадями.
Откройте рабочие тетради на с.45
-Выполните 1 и 2 задания.
(проверка заданий)
Слайд 2.
-Рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника.
-Из чего состоит компас? (магнитная стрелка, предохранитель, компас)
-А вы знаете история возникновения компаса?
Слайд 3.
-Первый компас был изобретён более двух тысяч лет назад в Китае.
«Сынань» — «Ведающий югом» — так называли китайцы компас. Никто не знает о том, кто был тот первый человек, который обратил внимание на свойства железа. Об этом нам уже никогда не узнать. Одно ясно: именно на этом свойстве основывались неизвестные китайские мастера, придумывая прибор, названный «Сынань». Состоял он из «ложки» с тонким концом, материалом для которой служил магнитный железняк. Посередине она крепилась к бронзовой пластине с нанесенными на ней 24 делениями. «Ложку» вращали, как волчок. После остановки ее тонкий черенок всегда указывал на юг. Со временем прибор совершенствовался.
В Европе компас появился значительно позже - примерно 600 лет назад.

-Давайте познакомимся с правилами использования компаса.
1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
2.Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться.
3.Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный- с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
4.Закончив работу поставить стрелку на предохранитель.
-Откройте рабочие тетради на с.46. прочитайте задание.
Выполнение практической работы в рабочей тетради с.46.
-Давайте немного отдохнём.
Мы сейчас все дружно встанем (Встать.)
И немножко отдохнём . (Потянуться.)
Вправо, влево повернитесь
(Повороты вправо и влево.)
Низко-низко наклонитесь. (Наклоны.)
Пуки вверх, руки вбок,
(Движения руками.)
И на месте прыг да скок.
(Прыжки на месте.)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте.)
Молодцы вы, ребятишки!
-Вы уже знаете, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса, но так же есть ещё несколько способов ориентирования.
Откройте в учебнике с.76.
Слайд 4.
- Ориентирование по солнцу.
- Прочитайте текст.
Выполним задание в рабочей тетради на с.47 №4.
Слайд 5-12.
-Ориентирование по местным природным признакам.
-Прочитаем текст.
Выполним задание в рабочей тетради на с.47 № 5. Предлагает рассмотреть иллюстрации, проанализировать и, обсудив с соседом по парте, предложить описание ситуаций и правила поведения.
Формулировка обобщений, правил по высказываниям учащихся.

Проводит физкультминутку.
Показывает упражнения для выполнения.
Предлагает прочитать текст в учебнике, а затем выполнить упражнение в рабочей тетради.
Работают в парах, предлагают свои варианты ответов.
Анализируют предложенные правила.
Выполняют упражнения.

Выполняют упражнение под руководством учителя, читают, анализируют, работают в парах
V. Закрепление изученного материала. Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Ф., И.
Словесный.
Беседа.
Формулирования ответов на вопросы по изученной теме.


3.Разгадывание загадок о компасе. - Итак, ребята, мы сегодня отлично поработали! Подведем мини-итог:
- Что такое компас? (Прибор для определения сторон горизонта.)
- Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)
- Что называют ориентирами? (Хорошо заметные, запоминающиеся предметы.)
- Для чего нужно уметь ориентироваться? (Чтобы не заблудиться.)
- Какие виды ориентирования вы знаете?
- Отгадайте: (Загадки про компас)
1. Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь –
Дорогу без труда найдёшь.

2. И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
3. На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится –
С ним нигде не заблудиться. Руководит обобщениями знаний детей, задаёт вопросы.
Предлагает отгадать загадки о компасе. Делают выводы об изученной теме, отвечают на вопросы.
Отвечают загадки под руководством учителя.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Ф., И.
Словесный.
1. Беседа. - Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
- С чем вы сегодня познакомились?
-Что нового знали?
-В будущем вам пригодятся эти знания? Почему?
- Спасибо за урок! До свидания! Задает вопросы, проводит рефлексию. Отвечают на вопросы.