Урок по географии Ориентирование на местности. Азимут (6 класс)

Ориентирование на местности. Азимут.
Эпиграф к уроку: Стрелка компаса на север  Показала направленье.  И по плану ты проверил  Путь дальнейшего движенья.
Цели и задачи урока:
1.Образовательная:
создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу. определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.
2.Развивающая: :    развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач. 3. Воспитательная:
 развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность, понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.  
Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры,  компьютер, мультимедийная презентация
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания
Задания на знание понятий:
- Что называется масштабом?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?
Задания на проверку умений:
1). Выразите численный масштаб именованным:
   1:250 000;                                 1:1 000 000;
   1:1 000;                                    1:50;
   1:25 000.
2). Выразите именованный масштаб численным:
В 1см-100м;                             В 1см-1км;
В 1см-25км;                             В 1см-350 км;
В 1см-900км.
   3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.
   4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.
   5). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5мм; 65,1мм; 67,5мм; 75мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города, и каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625км, Минск-651км, Харьков-675км, Казань-750км.
Задание на проверку практических навыков:
- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
- Как перевести именованный масштаб в численный?
- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?
2. Изучение нового материала
Лесвы заблудились
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Цель нашего урока: Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Давайте вы попробуете самостоятельно назвать мне тему урока. При необходимости учитель уточняет: “Ориентирование на местности. Азимут”.
Презентация   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Что такое Ориентирование? (Слайд 2).
Слово “ориентир” означает “восток”, отсюда и происходит слово “ориентирование”.  В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.  Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно – знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Перечислите      способы ориентирования по местным признакам. (Слайд 3–6).
Что для      этого нужно знать и уметь? (Стороны горизонта.) (Слайд 7).
Что вы      знаете про стороны горизонта? (Основных – 4, промежуточных – 4.) (Слайд      8–9).
Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.
По стране в поход идем – Друга мы с собой берем. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный друг Путь на север и на юг.(Слайд 10).
Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. (Слайд 11).
Выступление заранее подготовленного ученика
Компас это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках .4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.
В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
     - Познакомимся с правилами работы с компасом:
(Слайд 12). 1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.
                                               Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)
- Покажите на схеме, где азимут.(Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.)
Практическая работа по поиску новых знаний.(Слайд 13).
Покажите      стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
Как мы      можем узнать точное направление сторон горизонта?
Укажите      величину угла на предмет.
Мы с вами      определили Азимут.
Так что же      такое Азимут?
(Учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – Угол.)(Слайд 14).
Далее учитель проговаривает, а ученики фиксируют в рабочую тетрадь последовательность определения азимута.
(Слайд 15).
Давайте с вами определим азимут на предметы. (Слайд 16).
А теперь немножко усложним нашу задачу, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.
3.Рефлексия:
Учитель   
- Определите азимут на предметы по рисунку.
                      
- Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д.)
(слайд17)
1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса? 2. Какая сторона горизонта находится напротив востока? З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях? 4. С какой стороны на деревьях растет мох? 5. С какой стороны муравьи строят муравейник? б. В какой стороне восходит Солнце?
Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
4. Домашнее задание: Слайд 17
Параграф 6, вопросы стр.16 с 1-3, приготовиться к практической работе на улице.
Задания для учащихся:
1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 ?
А). север;
Б). юг;
В). запад;
Г). восток.
2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225 ?
А). северо-восток;
Б). юго-восток;
В). северо- запад;
Г).юго-запад.
3. Какому азимуту соответствует направление на запад?
А). 0 ;
Б). 90 ;
В). 180 ;
Г). 270 .
4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?
А). 45 ;     Б). 135 ;   В). 225 ;   Г). 315

15