Практическая работа по географии 6 класс Построение профиля дна океана


Раздел: Геосферы Земли. Литосфера.
Тема урока: Рельеф дна мирового океана.
Практическая работа: Построение профиля рельефа дна океана.
Цель проведения: закрепляющая
Задачи:
проверить уровень освоения навыков работы со шкалой высот и глубин;
закрепить понятия «рельеф», «срединно-океанический хребет», «ложе океана», «глубоководный желоб», «остров»;
научить строить профили рельефа;
развивать умение анализировать информацию, полученную из географических карт, глобуса;
продолжить формирование умения составлять характеристику географического объекта;
способствовать развитию аккуратности и внимательности.
Вступительное слово учителя.
Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью, а направление на карте, вдоль которого строится профиль, — профильной линией.
Ход работы:
Провести профильную линию.
Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. (горизонтальный масштаб, как правило, принимается равным масштабу карты, вертикальный масштаб – в зависимости от высоты, глубины географического объекта, превышение между самой высокой и самой низкой точками). Для того чтобы, наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб принимается крупнее (в 1 см – 1 км). Если же масштаб будет очень мелким, линия профиля становится сглаженной, вследствие чего теряется наглядность.
Лист бумаги прикладывают нижним или верхним обрезом к профильной линии и из каждого пересечения ее с горизонталью проводят перпендикуляр до той линии, которая соответствует отметке данной горизонтали.
На пересечении вертикальных линий с соответствующими на плане горизонталями поставить точки на основу.
Точки пересечения этих линий с линиями высот соединяем от руки плавной кривой и получаем профиль рельефа земной поверхности.
Практическое задание (выполняется учащимися под руководством учителя с использованием презентации PowerPoint c анимацией)
Построить профиль Индийского океана по экватору, используя шкалу глубин.
Провести анализ изменения глубин океана по экватору.
Сопоставить данные об изменениях глубин океана и определить местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.

ЗОНА ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная) СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, м ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ
1 42-43° 0-200 Светлый
2 78-79° 200-500 желтый
3 76- 78° 500-5000 коричневый
4 69-76° 200-500 желтый
5 61-69° 0-200 зеленый
6 58-61° 200-500 желтый
7 56-58° 0-200 зеленый
В результате анализа данных таблицы учащиеся устанавливают, что 1, 9 – зоны шельфа, 3, 5, 7 – зоны наибольшей глубины, 4, 6 – зоны океанических хребтов. Следует обратить внимание учащихся на резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны и еще раз объяснить понятия "материковый склон" и "ложе океана".