Разработка занятия на тему: Ракурсная съемка, ее особенности


Тема занятия: «Ракурсная съемка, ее особенности. Практика».
Цель: Знакомство с понятием «ракурс» и использование его при съемке.
Задачи:
- дать понятие термина «ракурс»;
- познакомить с видами ракурса и их применением;
- создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний на практике;
- развить умение правильно выбирать ракурс во время съемки;
- развить стремление к самовыражению через творческую деятельность;
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, фотоаппарат, компьютер.
Дидактическое оснащение: подборка фотографий.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Урок рассчитан на два академических часа.
План занятия:
Организационная часть. (10 мин.)
Знакомство с новым материалом. (35 мин.)
Практическая работа. (40 мин.)
Подведение итогов занятия. (5 мин.)
Ход занятия:
Организационная часть.
- Добрый день! На прошлом занятии мы изучали виды планов, и даже пробовали правильно снимать. Давайте повторим пройденный материал.
- Для чего нужен детальный план?
- Каким планом лучше всего снимать человека, если мы хотим показать действие?
-Для чего нужен дальний план?
1 слайд.
Мы продолжаем изучение основ видеосъемки. Вы уже знаете основные правила съемки, можете определить виды планов. Все эти знания, несомненно, помогут вам снять качественное видео. Тем не менее есть еще много правил и понятий которые необходимо знать любому фотографу или видеооператору. Сегодня вы узнаете, что такое «ракурс», научитесь использовать его на практике.
Знакомство с новым материалом.
2 слайд.
Ракурс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.
Однако, под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.
Хоть это определение не совсем верно, для удобства и понимания мы будем использовать именно такое понимание ракурса (точка и направление съемки).
3 слайд. Немного истории
Долгое время фотографы использовали те же композиционные принципы, которыми пользовались художники в живописи.
Положение фотоаппарата зависело не от творческой задумки фотографа, а от его роста или высоты штатива. Все фотографии были выполнены с одинаковых точек съемки и имели похожий ракурс. Эти принципы сохранялись вплоть до того момента, когда известный французский фотограф Надар сделал фотографию Парижа с высоты полета воздушного шара.
За свой поступок он был высмеян художником Домье, который даже создал по этому поводу карикатуру с подписью «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства».
Однако, со временем стало ясно, что это саркастическое высказывание Домье оказалось действительным отражением истины. Надар впервые использовал ракурс, никогда не применявшийся в живописи. Это стало началом революции в фотографическом видении мира.
Это новшество было активно подхвачено художниками-авангардистами, которые искали новые подходы в отображении быстро меняющегося мира начала ХХ века.
4 слайд. Ракурсы и их применение.
Незначительное смещение, относительно объекта (легкий ракурс), изменит лишь некоторые элементы кадра, в то время как сильное смещение (явный ракурс) продиктует композиционное перестроение фотографии.
Иногда, для того, чтобы добиться более яркого снимка, вам придется значительно сместиться относительно привычной точки съемки.
Интересно может смотреться кадр с довольно низкого либо наоборот, высокого положения камеры.
Применять нижний или верхний ракурс нужно в зависимости от творческой задумки и идеи, которую вы желаете передать этим снимком.
Нижний ракурс
К примеру, используя нижний ракурс в репортаже можно визуально усилить высоту прыжка спортсмена. Применение нижнего ракурса позволяет продемонстрировать величие и грандиозность снимаемого объекта, усилить значимость его размера и подчеркнуть выразительность.
При нижнем ракурсе предмет съемки как бы заваливается вперед или назад, что придает снимку динамичность. Эффект динамичности и движения можно значительно усилить, используя диагонально построенную композицию.
5 слайд. Верхний ракурс.
Съемка из верхнего ракурса изменяет реальные размеры объекта, как будто их придавливает к поверхности. При помощи верхнего ракурса можно отобразить значительное пространство и расположение в нем снимаемых объектов, а также подчеркнуть положение важного объекта в общем пространстве композиции.
При съемке в студии верхний ракурс позволяет сделать оригинальные кадры, однако в этом случае нужно помнить о возможности искажения привычных пропорций.
6 слайд. Направление съемки

Также одним из важных показателей, которые характеризуют ракурс в фотографии, является направление съемки: диагональное, центральное, со смещением (боковое).
При использовании центрального ракурса строится фронтальная композиция (на рисунке В), в которой совпадают ось снимка и оптическая ось объектива камеры. В результате этого предмет съемки становится как бы плоским, снимок лишается глубины.
При постепенном смещении камеры от центральной оси вправо или влево, мы получим боковой ракурс, при котором объекты становятся более объемные (на рисунке Б, Г, Д).
Смещение происходит до тех пор, пока фотографируемый объект не станет находиться по диагонали от точки съемки. Такой ракурс называют диагональным (на рисунке А).
Подобную технику зачастую применяют в архитектурной съемке или при съемке городских ландшафтов.
7 слайд.
Это очень распространенный прием, когда фотограф с помощью необычного ракурса для фотографии слегка искажает очертания объектов. В результате получаются фотографии с неправдоподобным сюжетом.
Просмотр фотографий «Необычный ракурс».
Физкультминутка.
Если вы сидеть устали
Попрошу, чтоб все вы встали.
Проведем сейчас игру
Интересную одну.
Повторяйте вы за мной
Все фигуры до одной (2 раза)
Вы налево наклонитесь,
Вы направо повернитесь,
Сделайте круг головой
И обратно круг другой.
Чуть согнитесь, распрямитесь,
Покачайте головой.
Перемена 10 мин.
3. Практическая работа.
Выполнение заданий по мини-группам 2-3 человека.
1 задание.
Сфотографируйте человека.
а) используя нижний ракурс;
б) используя верхний ракурс;
в) используя ракурс по уровню;
2 задание.
Сфотографируйте игрушку, выбрав правильный ракурс.
задание.
Используя подручные предметы, обстановку, снимите три фотографии с необычным ракурсом.
Просмотр фотографий, обсуждение.
4.Подведение итогов занятия.
Давайте подведем итог нашего занятия.
- С какого ракурса лучше всего снимать человека?
- Какой ракурс используется при съемке домашних питомцев?
- Как лучше всего фотографировать здания?
И помните ребята, уметь подбирать красивые ракурсы для съемки – это пожалуй самый лучший талант для видеооператора и фотографа. До следующего занятия!