Урок-мастерская по русскому языку на тему Назывные предложения (8 класс)













«В творческой мастерской»
Урок русского языка в 8В классе
«Назывные предложения»


Провела: Мавринская Н.А
учитель МБОУ СОШ№18.

























2016

Тема: Односоставные предложения с главным членом- подлежащим. Назывные предложения
.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Урок-мастерская.
Цели: Развивать творческое способности учащегося, понять законы языка через слово, повысить активность учащихся в творческом познавательном процессе.
Задачи:
Знакомство с односоставными предложениями с главным членом- подлежащим;
Выяснить, какую стилистическую окраску придают речи назывные предложения;
Формировать умение употребления назывных предложений в языке;
Показать выразительно-изобразительные возможности назывных предложений.
Ход урока:

1. Актуализация опорных знаний и лингвистическая разминка:
Что такое предложение? какие бывают предложения по наличию главных и второстепенных членов.
а) Записываем и анализируем предложения:
Вот и зима! Вечереет. Выхожу во двор. Серо-белое низкое небо, крупные хлопья снега. Тишина. Дорожки посыпали песком.
- прочитайте; в чем особенность текста;
- найдите односоставные предложения с главным членом- сказуемым, подчеркните грамматическую основу;
- определить тип, надпишите наверху;
- внимательно посмотрите остальные записанные предложения, подчеркните в них грамматическую основу, чем она выражена;
- как называются такие предложения;
- с какой интонацией произносят;
- в каких предложениях просто утверждается наличие предмета или явления; а в каких подчеркивается значение указательности; При помощи чего;
- по наличию второстепенных членов какие это предложения;
- найдем согласованные и несогласованные определения в нашем предложении.
б) Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, как вы уже поняли, сегодня на уроке мы рассмотрим предложения с главным членом-подлежащим.

В мастерской слова: Как вы понимаете само название «Назывное предложение»? (Дети обсуждают: Предмет существует, он есть в тот момент, когда о нем говорится. Утверждение бытия, существования предмета).

2. Изучение нового материала. В творческой мастерской.
Мы сегодня поработаем самостоятельно с различными текстами и выясним особенности и выразительно-изобразительные возможности назывных предложений.

а )Первая группа- мастерская рассказов А.П.Чехова.
Почему в рассказах Чехова так много назывных предложений?
б) Вторая группа мастерская пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».
Авторские ремарки в пьесе.
1.В мастерской слова «ремарка»: от франц.- Пометка, замечание:
- Пояснение автора к тексту пьесы, содержащее характеристику обстановки, действия, внешности действующих лиц, особенностей их поведения.
2.Работа над ремарками комедии.
в) Третья группа – мастерская стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье»
1.Выразительное чтение стихотворения.
2.Осмысление высказывания Л.Н.Толстого: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина».
3.Исследование текста.
Вывод: функции(восприятие, указание, достижение, эмоциональная оценка) и особенности (экспрессивность,фрагментарность, фиксирует один кадр, чаще используется в начале, в письмах.)назывных предложений, роль назывных предложений в художественной литературе (в прозе, драматургии, поэзии).

3.Творческая письменная работа учащихся (задания по выбору):
1.В мастерской спортивных комментаторов – написать краткий репортаж о любом спортивном соревновании.
2.В мастерской путешественника - путевые заметки (вы находитесь на смотровой площадке, что вы видите внизу?)
3.В мастерской искусствоведов: представьте картины (например: «Золотая осень», «Рожь») известных художников (надо так описать, чтобы остальные «узнали» полотно).
Рефлексия. Итоги работы мастерских, выставление оценок.
Продолжите предложение :сегодня на уроке я узнал(а),понял(а),научился(-ась)
4.Домашнее задание: п 26.Описать комнату Хлестакова в гостинице (+) или упр 183.( -)



15