Планирование УМКНачальная школа 21 века


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шумячская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Алешина


Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
1 класс
2015– 2016 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Е.Н.Лапиковапгт. Шумячи
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями:
Приказ Министерства образования и науки России №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Cоставитель Е.С.Савинов М.: Просвещение, 2010г.
Примерной программы по окружающему миру созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения М.: Просвещение, 2010г.
Учебника:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2011.
1.Цели курса с учётом специфики учебного предмета.
Изучение курса «Окружающий мир» на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс носит интегрированный характер. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика. Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления. Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отведено 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
коллективные,
фронтальные;
работа в парах
Основными формами текущего контроля  являются:
 устный опрос;
 диагностические работы;
 тестовые задания;
 самостоятельные работы.
В конце учебного года проводится  комплексная работа на межпредметной основе.
 Виды контроля: итоговый - комплексная контрольная работа – 1; наблюдение - листы контроля.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты естественнонаучного и обществоведческого образования.
интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир»
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
Воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
Ориентироваться в основных помещениях школы, их месторасположении;
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
Сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
Различать основные нравственно-этические понятия;
Рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Содержание учебного предмета
Введение. Этот удивительный мир (1 ч) Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мы — школьники (2 ч) Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание по сильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.Твоё здоровье (6 ч) Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня. Я и другие люди (3 ч) Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Труд людей (6ч) Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. Родная природа (30 ч) Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4—5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4—5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3—4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные). Семья (2 ч) Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Наша страна — Россия. Родной край (14ч) Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер. тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудится. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжал часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Тематическое планирование «Окружающий мир» 1 класс

п./пТема раздела, урока Кол-во часов Прак-тическая часть про-грам-мы Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД)
Региональное
направление
Этот удивительный мир 1ч
1 Урок экскурсия.
Этот удивительный мир 1 Экскурсия Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради Мы школьники 2ч
2 Урок игра
Давай познакомимся
1 Игра Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».
Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто, чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». 3 Урок экскурсия
Мы – школьники
Правила поведения в школе. 1 Экскурсия Понимать и описывать назначение некоторых школьных помещений. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Ориентироваться в основных помещениях школы. Родная природа 3 ч
4 Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в парк. 1 Экскурсия в парк. Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» Признаки осени в нашем регионе.
5 Что нам осень подарила? 1 Экс-кур-сия Называть отличительные особенности осеннего сада, огорода, цветника. Составлять описательный рассказ. 6 Грибная пора 1 Игра Называть богатства осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины и др. Классифицировать объекты природы по разным основаниям. Сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Работать с информацией, представленной в таблице. Грибы нашей местности.
Семья 2ч
7 Семья. Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье 1 Практическая работа Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста 8 Любимые занятия 1 Труд людей 2ч
9 Как из зерна получилась булка? 1 Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Называть профессии людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Рассказ о Шумячском хлебозаводе. Наблюдение общественных событий и труда людей родного села
10 Человек и домашние животные 1 Различать животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Родная природа 2 ч
11 Октябрь уж наступил. Птицы осенью. Экскурсия в парк. 1 Экскурсия в парк. Наблюдения: характеризовать основные признаки осени. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). 12 Явления природы 1 Кратко характеризовать некоторые явления природы. Находить ошибки в предъявленной последовательности. Наша Родина. Родной край. 2ч
13 Где ты живешь? Практическая работа « Ориентирование по карте». 1 «Путешествие по карте» Называть наименование населенного пункта, в котором живет ученик. Игра «Мой адрес». Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы Знать свой поселок
14 Правила поведения на дороге 1 Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес. Труд людей 2ч
15 Ты и вещи. Профессии людей. 1 Характеризовать труд людей разных профессий. Моделировать ситуации ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами. Называть правила отношения к вещам и окружающим предметам. 16 Кто работает ночью? Ролевые игры. 1 уточнять и обогащать представления о различных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека
Кто работает ночью в нашем поселке?
Твоё здоровье 4ч
17 Твои помощники - органы чувств. 1 Исследование Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение. Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они 18 Урок – игра. Правила гигиены 1 Игра Осваивать правила индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
19 О режиме дня. Практическая работа. Составление режима дня 1 Практическая работа. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности 20 Урок в спортивном зале 1 Практикум Планировать и контролировать свои действия, взаимодействовать с участниками диалога. Родная природа 5ч
21 Экскурсия в парк. Ноябрь – зиме родной брат 1 Экскурсия в парк. Формировать основы экологической культуры, понимание ценности любой жизни. Наблюдать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеризовать основные черты предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Проявлять интерес к окружающей природе. Определять последовательность времен года
22 Ноябрь – зиме родной брат 1 23 Дикие и домашние животные 1 Различать животных по внешним характеристикам. Назвать животных и их детенышей. Рассказывать о жизни диких животных поздней доенью. Слушать и слышать собеседника. 24 Звери – млекопитающие 1 Осознавать характерные особенности зверей млекопитающих: кормление молоком детенышей. Называть различных представителей этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классифицировать понятия: « домашние животные», «дикие животные». Группировать животных по разным основаниям. 25 Викторина. Что мы знаем о птицах. 1 Викторина Классифицировать птиц по признаку «перелетные - зимующие». Понимать и называть отличительные особенности этих птиц. Устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц. Перечислять причины сезонных перелетов: отсутствие пищи, холода. Наша Родина. Родной край. 2ч 26 Родной край. 1 Наблюдать общественные события и труд людей родного посёлка. Кратко характеризовать особенности разных населенных пунктов: город, село (общее и различное). Осознавать, что наш населенный пункт - часть нашей страны России. Рассказ о своем поселке. (Шумячи)
27 Дом, в котором ты живёшь 1 Описывать здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы близкие опыту детей. Получать информацию из материалов учебника. Понимать и объяснять значение некоторых вывесок. Труд людей 2ч
28 Зачем люди трудятся? Экскурсия в библиотеку 1 Экскурсия Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Понимать, зачем люди трудятся. Объяснять выражение рабочие руки. Составлять описательный рассказ. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Приводить пример различных профессий. Рассказы детей «Как я тружусь дома?». 29 Зачем люди трудятся? 1 Родная природа 2ч
30
Экскурсия в парк. В декабре, в декабре все деревья в серебре…
1
Экскурсия Наблюдать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Перечислять сезонные изменения в начале зимы. Уметь критически оценивать результат своей работы. Приметы зимы в нашей местности.
31 Какой бывает вода? Практическая работа «Опыт с водой». 1 Практическая
работа Проводить опыты под руководством учителя. Определять свойства воды как вещества. Заносить результаты исследования в таблицу. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Различать понятия «тело», «вещество». Находить ошибки. Практическая работа «Опыт с водой»: определение свойств воды как вещества». Я и другие люди 3ч
32 О дружбе. Ролевые игры.
1 Игра составлять описательный рассказ по картинкам;
использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Составлять правила дружбы. 33 Идём в гости. 1 Игра Составлять правила поведения в гостях. Называть правила выбора подарка. Принимать нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Различать основные нравственно - этические понятия. 34 С Новым годом. Праздник. 1 Праздник Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач. Обсуждать сценарий праздника на Новый год. Родная природа 5ч
35 Январь – году начало, зиме – середина Экскурсия. 1 Экскурсия Проводить наблюдения по плану. Различать времена года по признакам. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». Понимать основные изменения в природе в январе. Определять деревья по силуэту. Наблюдать из окна за погодой. Работать в группе с иллюстрированным материалом. 36 Январь – году начало, зиме – середина 1 37 Хвойные деревья 1 Описывать внешние признаки растения. Кратко характеризовать хвойные деревья: особенности отличия от лиственных. Понимать что такое хвойные деревья, называть ель, сосну, кедр и др. Приводить примеры хвойных деревьев, которые сбрасывают на зиму листья (сибирская лиственница). Уметь доводить работу до конца. Предвидеть результат своей деятельности. 38 Жизнь птиц зимой. Проект «Поют ли птицы зимой». 1 Проект Называть, классифицировать животных. Выделять группу птиц по отличительным признакам. Характеризовать поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Понимать зависимость питания от строения клюва. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. 39 Жизнь птиц зимой. Проект «Что умеет делать клюв» 1 Проект Птицы нашего края
Наша Родина. Родной край 5ч
40 Наша страна - Россия 1 Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки) Знать, что наша страна Россия, Российская Федерация; Москва – столица РФ. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, Достопримечательности нашего поселка
41 Наша страна - Россия 1 42 Богата природа России. Практическая работа. Работа с картой. 1 Практическая работа Осознавать разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентироваться по карте, понимать значение цвета, определять по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Природа нашего края
43 Богата природа России 1 44 Мы - россияне 1 Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки). Объяснять, что означает понятие «Россия – многонациональная страна». Понимать, что у каждого народа есть свои особенности: язык, искусство, обычаи. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Родная природа 5ч
45 Февраль месяц метелей и вьюг 1 Наблюдать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Составлять сообщение по теме «Февраль-третий месяц зимы». Называть характерные признаки февраля (зима в разгаре, снега много, стоят морозы, это месяц метелей и ветров). 46 Звери - млекопитающие 1 Описывать внешний вид и характерные особенности строения зверей (волосяной покров, передвижение и питание в зависимости от условий жизни). Уметь сотрудничать в группе, в паре. Иметь представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство. Находить ошибки в предъявленной последовательности. 47 Звери - млекопитающие 1 Млекопитающие лесов Смоленской области
48 Наш уголок природы. 1 Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. Описывать отдельных представителей растительного и животного мира. Под руководством учителя проводить опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Выращивать растение из черенка, листа, семени, луковицы. 49 Наш уголок природы. Растения уголка. Опыт по установлению условий жизни растений. 1 Опыт. Наша Родина. Родной край 4 ч
50 Мы – граждане России 1 Понимать кто такой гражданин страны. Отвечать на вопросы по теме «права и обязанности гражданина России» Участвовать в беседе «Почему человек должен выполнять свои обязанности». Воспроизводить название города, страны. Воспроизводить достопримечательности Столицы России 51 Правила поведения 1 Тренинг Составлять правила поведения по телефону, Приводить примеры правил дружбы. Рассказывать, как разрешать споры и ссоры. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей, отвечать на вопросы, формулировать вопрос. 52 23 февраля – День защитника Отечества 1 Праздник Рассказать, как можно встретить праздник, как проявить внимание к родным и близким. Составлять поздравление с праздником. Предвидеть результат своей работы. Готовить салат из фруктов. Уметь доводить работу до конца. 53 8 марта – праздник всех женщин. Практическая работа: рисование поздравительной открытки. 1 Практическая
работа Родная природа 2 ч
54 Март – капельник 1 Экскурсия в парк. Наблюдать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеризовать изменения в жизни природы ранней весны. Объяснять народное название месяца – «капельник». Комментировать приметы весны. Приметы весны в нашем крае.
55 Птицы и звери весной 1 Узнавать птицу по описанию. Обсуждать тематический текст «Птичьи разговоры». Рассказывать о жизни птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Составлять правила отношения к птичьим гнездам Птицы и звери нашей области.
Твоё здоровье 2 ч
56 Если хочешь быть здоров, закаляйся! 1 Понимать значение здорового образа жизни человека. Правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Составлять и перечислять правила закаливания. 57 Здоровая пища. Какое бывает настроение. 1 Принимать задачи, выполнять правила. Моделировать ситуации на правила поведения во время еды. Рассказывать, какая пища полезна. Объяснять, как правильно питаться. Родная природа 2 ч
58 Апрель – водолей. Экскурсия на водоем 1 Экскур-сияРассказывать о сезонных изменениях в разгар весны. Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. 59 Жизнь насекомых весной Устанавливать зависимости между явлениями в неживой и живой природе. Описывать насекомых. Комментировать календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, пчел, муравьев. Труд людей 2ч
60 Весенние работы. Кто работает на транспорте. Экскурсия. 1 Экскурсия в парк. Давать краткую характеристику весенним работам на полях, огородах, в садах и цветниках (уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников). Характеризовать труд людей разных профессий. 61 День космонавтики. Викторина. 1 Викторина Рассказать о России – стране, открывшей космос. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей, отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Рассказывать о космонавтах. Родная природа 4ч
62 Май весну завершает. Экскурсия в парк. 1 Экскурсия в парк. Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об изменениях в природе в конце весны – начале лета (состояние деревьев, цветение разных растений). Выражать свои чувства, вызванные смостоянием природы. 63
Жизнь земноводных весной 1 Обобщать полученные представления: любое животное живет (существует) – дышит, питается, строит жилище, передвигается, спит, дает потомство. Перечислять особенности жизни земноводных весной. 64 Комплексная работа 1
Комплексная работа Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Цель: выявить базовые знания и степень усвоения по теме, умение строить речевые высказывания в устной форме. 65 Животное – живое существо
Природе нужны все! 1 Различать животных по классам. Обобщать полученные представления: любое животное живет (существует) – дышит, питается, строит жилище, передвигается, спит, дает потомство. Игра «Животные, полезные для человека». Выполнение заданий в тетради. Наша страна – Россия. Родной край. 1ч
66 Скоро лето.ТБ. «Ты – пешеход». 1 Праздник Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей, отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Правила поведения пешехода на улицах посёлка
Учебно – методическое и материально – техническое
обеспечение образовательного процесса.
Учебно – методический комплект
1. Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 1 ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Методические пособия
Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд. доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 368с. – (Начальная школа XXI века).
Таблицы «Природоведение»
Планирование учебной деятельности. Система уроков УМК «Начальная школа XXI века»(CD- диск)
Карты.
Технические средства обучения.
Музыкальный центр
Компьютер
Мультимедиа-проектор
Экранно-звуковые пособия
1. Самостоятельно разработанные презентации(CD- ROM)
2. Электронный образовательный ресурс.
Интернет – ресурсы.
1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
2.УМК "Начальная школа  ХХI века"
3.  http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4.САЙТ: http://videouroki.net