Программа по УД Этика

паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА»

1.1. Область применения учебной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах, 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять на практике знания об этике как науке, морали, ее основополагающих понятиях, нормах и принципах; 


реализовывать знания о моральном воспитании и самовоспитании;


применять на практике требования профессиональной этики;


реализовывать знания о требованиях этикета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

содержание науки этики, происхождение и историческое развитие морали;


логику исторического изменения этических идей;


основополагающие понятия морали, ее нормы и принципы;


основы морального воспитания и самовоспитания.  

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__84__часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _56_ час;
самостоятельной работы обучающегося _28_ час.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
56

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
28

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28

в том числе:


подготовка творческих работ ( рефератов, докладов)
12

написание сочинений
4

подготовка ответов на проблемные вопросы
8

составление схем, сравнительных таблиц
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Этика

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1. Этика в контексте исторического развития




Тема 1.1. Мораль и этика.
Уметь:
находить и анализировать информацию, необходимую для профессионального самообразования и саморазвития
применять на практике знания об этике как науке.
Знать:
содержание науки этики.






Содержание учебного материала
2



1.


Этика как учение о морали
Место этики в структуре гуманитарного знания. Специфика этики как теории морали. Основные задачи этики. Этика, мораль, нравственность; мораль и закон.
1
2


2.
Кризис морального сознания.
Распад основополагающих форм чувственной культуры. Основные признаки цивилизации и ее влияние на мораль. Абсолютные ценности и искусство.
1
3


Практические занятия
2



1
Выявление сущности морали.
1



2.
Происхождение морали: изучение источников, обсуждение.
1



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на проблемные вопросы.
Выполнима ли такая задача этики как «учить морали»?
Можно ли с помощью теоретических знаний научить человека быть моральным?
Любые ли ситуации в жизни можно описать, применяя моральные нормы?
Сочинение-рассуждение: «Мораль-это практика человеческой жизни, а этика – это теория морали»
3


Тема 1.2. История этических учений.
Уметь:
применять на практике знания об этике как науке, морали, ее основополагающих понятиях
Знать:
происхождение и историческое развитие морали; 
логику исторического изменения этических идей.




Содержание учебного материала
6



1.
Восточные мудрецы о проблемах морали.
Характеристика этических представлений в философии Древнего Востока: Конфуцианство, буддизм, даосизм. Афоризмы, касающиеся учения о правильной и мудрой жизни, из китайской философии. Отличие этической мысли на Востоке от Западной.
1
2


2.
Этика античности.
Краткая характеристика философских школ античности: софисты, сократические школы, киники, киренаики, стоики. Мыслители европейской античности: Сократ, Диоген, Платон, Аристотель, Эпикур, Марк Аврелий. Возникновение этических концепций: эвдемонизм, рационализм, гедонизм, аскетизм.
1
3


3.
Этика Средних веков и эпохи Возрождения.
Характеристика основных идей христианской этики. Характеристика основных понятий: вера, гуманизм, аскетизм, патристика, схоластика, теология. Возникновение религиозной этики протестантизма.
1
2


4.
Этика Нового времени.
Характеристика моральных концепций Нового времени: рационализм, свобода, «теория общественного договора», «разумный эгоизм». Ж.-Ж. Руссо о воспитании. Учение о морали И. Канта.
1
3


5.
Этическая мысль ХIХ века. Нравственная философия русских мыслителей
Этика русской религиозной философии, этика марксизма, этика «философии жизни». Этические мысли Л.Н. Толстого. Характеристика выдвинутого Л.Н. Толстым принципа «непротивление злу насилием».
1
3


6.
Этическая мысль ХХ века.
Этический поиск в рамках научно-рационалистического направления: позитивизм и прагматизм. Этико-философские системы: психоанализ, экзистенциализм, персонализм.

1
2


Практические занятия
6



3.
Изучение особенностей этических учений Древнего Востока.
1



4.
Обсуждение основных идей мыслителей европейской античности
1



5.
Обсуждение основных идей Средневековой этики и этики эпохи Возрождения.
1



6.
Обсуждение моральных концепций Нового времени.
1



7.
Обсуждение основных идей этических концепций конца ХIХ века.
1



8.
Обсуждение основных тенденций этики ХХ века.

1



Контрольные работы
-
-


Самостоятельная работа обучающихся
Составление характеристики основных этических учений античности.
Подготовка реферата: «Этика: становление и современность».
Заполнение сравнительной таблицы основных этических учений.
Подготовка сообщений по основным этапам развития морали.
Составление схемы основных этических направлений 20 века.
Сочинение на тему: «Насилие безнравственно, но »
Заполнение таблицы «Основные моральные ценности в разные исторические периоды»
10


Раздел 2. Основные моральные понятия.




Тема 2.1. Принципы этической жизни.
Уметь:
применять на практике знания о морали, ее основополагающих понятиях, нормах и принципах.  
Знать:
основополагающие понятия морали, ее нормы и принципы;
основы морального воспитания и самовоспитания.




Содержание учебного материала
5



1.
Аскетизм. Эгоизм.
Аскетизм как стиль индивидуальной жизни. Нравственный смысл аскетизма. Сущность эгоизма. Причины возникновения эгоизма.
1
3


2
Альтруизм.
Сущность альтруизма. Два правила альтруизма отрицательное и положительное. Общее правило альтруизма.
1
3


3.
Аморализм, имморализм, утилитаризм.
Особенность жизненных позиций. Принципы, вытекающие из них. Поступки, как выражение жизненной позиции человека.
1
2


4.
Прагматизм. Нигилизм.
Особенность прагматизма. Жизненный принцип, выражающий данную жизненную позицию. Нигилизм, его сущность, нравственный принцип, выражающий нигилистическое отношение к жизни.
1
2


5.
Принципы этической жизни.
Обобщающая характеристика основных жизненных позиций и нравственных принципов: Аскетизм. Эгоизм. Альтруизм. Аморализм. Имморализм. Утилитаризм. Прагматизм. Нигилизм. Подвижничество. Самоотверженность.
1
3


Практические занятия
5



9.
Анализ конкретных, практических ситуаций по характеристике аскетизма, эгоизма.
1



10.
Анализ конкретных, практических ситуаций по характеристике альтруизма.
1



11.
Анализ конкретных, практических ситуаций по характеристике аморализма, имморализма.
1



12.
Анализ конкретных, практических ситуаций
1



13
Анализ конкретных, практических ситуаций
1



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита реферата: «Этические ценности в жизни и деятельности будущего педагога».
Выполнение творческих заданий.
А) Объяснение смысла высказываний:
«Чтобы понимать человека нужно его любить» (Л. Фейербах)
«Нравственное достоинство – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице» (И. Кант)
«Желающий добро - подобен делающему добро» (арабская мудрость)
«Золото собьет с пути и ангела» (тюркская мудрость)
«Когда нам платят за благородный поступок, у нас его отнимают» (Л, Вовенарг)
Б) Интерпретация фрагментов текстов:
1. «Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоятельств таково, что он не может выбрать какой-нибудь определенной морали» (Ж.-П. Сартр)
2. «Этика заключается в том, что я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению моей воли к жизни, так и по отношению к любой другой.» (А. Швейцер)
3. «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива. высшая безнравственность – это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого» (М. Пришвин)

3


Тема 2.2. Категории морали.

Уметь:
применять на практике знания о морали, ее основополагающих понятиях, нормах и принципах.  
Знать:
основополагающие понятия морали, ее нормы и принципы;
основы морального воспитания и самовоспитания.




Содержание учебного материала
3



1.
Свобода.
Высшее благо. Высшие моральные ценности. Моральная свобода человека. Выбор как форма проявления свободы. Нравственная ответственность. Моральный долг.
1
2


2.
Творчество.
Творческий характер морали. Закон и творчество. Творческое отношение к жизни.
1
3


3.
Высшие моральные ценности и их роль в идеологическом воспитании будущего гражданина.
Иерархия нравственных ценностей. Высшие моральные ценности: свобода, долг и совесть, смысл жизни, счастье, любовь , дружба. Материальные и моральные ценности, приоритетные в воспитании гражданина России. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России.
1
3


Практические занятия
3



14.
Обсуждение категорий: «Добро и зло».
1



15.
Обсуждение категорий: «Совесть».
1



16.
Обсуждение категорий: «Смысл жизни. Счастье».
1



Контрольная работа по разделу 2.




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата: «Идеи классиков педагогики о роли нравственного воспитания в развитии, формировании личности».
Подготовка и защита реферата: «Гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века».
4


Раздел 3.
Профессиональная и прикладная этика.




Тема 3.1. Педагогическая этика.
Уметь:
применять на практике требования профессиональной этики;
реализовывать знания о требованиях этикета.
Знать:
основополагающие понятия морали, ее нормы и принципы;
основы морального воспитания и самовоспитания .




Содержание учебного материала
6



1.
Педагог и воспитанник: этико-нравственные основы педагогического
общения в работах наших современников.
Характеристика этико-нравственных основ общения в работах: Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.
2
2


2.
Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно-этический аспект.
Понятие «конфликт». Группы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе. Способы разрешения конфликта.
2
3


3.
Кодекс профессиональной этики учителя.
Понятие «Кодекс профессиональной этики». Источники этики учителя.
Нравственные нормы, регулирующие системы отношений: отношение учителя к своему труду, "педагог - учащийся", "педагог - педагог", "педагог - общество".

2
3


Практические занятия
6



17.
Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду.
1



18
Этика отношений в системе "педагог - учащийся".
1



19.
Этика отношений в системе "педагог - педагог".
1



20.
Этика гражданственности и политическая культура педагога.
1



21.
Этикет в профессиональной культуре педагога.
1



22
Основы психодидактики, политкультурного образования,закономерностей поведения в социальных сетях
1



Контрольная работа
-



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и демонстрация педагогических этюдов общения учителя с ребенком.
Подготовка и защита рефератов на тему: «Этико-нравственные основы педагогического общения в работах наших современников. (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.)».
Создание Кодекса профессиональной этики учителя.
5


Тема 3.2. Основные проблемы современной этики
Уметь:
применять на практике знания об этике как науке, морали, ее основополагающих понятиях, нормах и принципах; 
реализовывать знания о моральном воспитании и самовоспитании.
Знать:
основополагающие понятия морали, ее нормы и принципы;
основы морального воспитания и самовоспитания .




Содержание учебного материала
6



1.
Этика гражданственности.
Особенности этики гражданственности: требования морального равенства, плюрализм, духовный суверенитет личности, социальная справедливость. Права человека как моральная основа этики гражданственности. Свобода личности. Нравственный идеал этики гражданственности – активная гражданственная позиция. Патриотизм.
1
2


2.
Биоэтика, экологическая этика.
Особенности экологической этики: нормативная, ситуативная. Предмет экологической этики. Проблемы этики: «Человек – Общество – Природа». Основные принципы и императивы морали экологической этики: принцип экологизации морали, «Экологический императив», принцип «благоговения перед жизнью», принцип субъект-субъектных отношений человека и природы, принцип морально-экологической свободы и ответственности во взаимодействии человека с природой.
1
3


3.
Этика науки и техники.
Проблема этики научных исследований, нравственной ответственности ученого. Проблема «техника и нравственность». Цели и перспективы технического развития. Сопричастность человека в решении проблем науки и техники.
1
2


4.
Этика бизнеса и партнерских отношений.
Нравственные проблемы, связанные с предпринимательской деятельностью. Особенности экономической этики. Условия формирования предпринимательской этики. Принципы этики бизнеса.
1
2


5.
Этические проблемы современной молодежи.
Моральные воззрения, ценности и идеалы начала ХХI века. Понятие «субкультура». Признак субкультуры. Распознавание субкультур и выработка соответствующего отношения.
2
3


Практические занятия
6



23.
Проблема межличностного общения. Моделирование жизненных ситуаций
1



24.
Этика делового общения. Моделирование жизненных ситуаций

1



25.
Этикет и мораль.

1



26.
Открытые проблемы прикладной этики. Блиц-игра «Проблематизация»
1



27
Моделирование жизненных ситуаций.
1



28 Дифференцированный зачет
1



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита реферата: «Этические проблемы информационного пространств в нравственном становлении личности».
Подготовка ответов на проблемные вопросы:
Девизом одного из выдающихся президентов США Д. Ф. Кеннеди были слова: «Не спрашивай, что может сделать для тебя твоя родина, - спроси, что можешь сделать для нее ты». Готовы ли вы разделить такую позицию? Задумывались ли вы когда-либо над тем, что вы можете сделать для своей страны?
Какой смысл вы вкладываете в понятия «долг перед природой» и «долг перед потомками»?
Человечность распространяется не только на человека. Как вы понимаете смысл этой фразы?
Как вы понимаете смысл слов «потребительское» и «действенное», творческое отношение к окружающей среде? Приведите примеры потребительского отношения. К чему оно приводит?
Назовите ценности и приоритеты, необходимые для формирования гражданской позиции современной молодежи.

Сочинение «Ценности и приоритеты, необходимые для формирования гражданской позиции современной молодежи».
6


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
-


Всего
84






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии. Оборудование учебного кабинета:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): учебно-методический комплекс (программа, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, тестовые материалы); методические пособия и книги для преподавателя.
Печатные пособия: таблицы в соответствии с основными разделами программы; альбом демонстрационного и раздаточного материала.
Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Экранно-звуковые пособия: видеофильмы (общение, виды общения, конфликт, виды конфликтов и др.), презентации по основным темам программы.
Оборудование кабинета: ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол для преподавателя с тумбой, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр., настенные доски (полки) для вывешивания наглядного материала.

Технические средства обучения:

компьютер с программным обеспечением,
мультимедийный проектор,
магнитная доска.










3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Белоус, И.А., Безлюдова, Л.В. Этика [Текст]: практикум для студентов дневной и заочной формы обучения / И.А. Белоус, Л.В. Безлюдова. - Мн.: Издательство МИУ, 2004. – 60 с.
Губин, В.Д., Некрасова, Е.Н. Основы этики [Текст]: Учебник /В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005. – 224 с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст]:Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012. – 142 с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст]:Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
Этика. Практикум [Текст] / Т.В. Мишаткина. – Минск, 2002. – 144 с.
Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст]: Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов и колледжей /С. Д. Якушева. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.


Дополнительные источники:

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 495 с.
Артемова Л.А. Аристотель о нравственных добродетелях как основе гармоничных отношений личности [Текст] // Воспитание школьников.-2012.- № 1.-С.65-72.
Григорьева М.Н. Правила профессионального такта в работе с родителями учащихся// Классный руководитель. - 2005. - № 8. - С. 18.
Закирова, И.Г. Программа классных часов по культуре общения «Мы живём среди людей» [Текст] // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 12.
Канке, В.А. Современная этика. [Текст] / В. А. Канке. – М.: Изд – во Омега –Л., 2011.- 400с.
Касицина, Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств : педагогика поддержки: тактика защиты [Текст] / Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин -- М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября", серия "Воспитание. Образование. Педагогика". Вып. 2(8)).
Клепиков В.Н. Ролевой диалог в этическом воспитании школьников [Текст] // Воспитание школьников.-2010.-№ 4
Козлов, Э.П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. [Текст]: Предисловие С.В. Михалкова М.: Новый учебник, 2007.
Курбанов, М.Ш. Тенденции развития и совершенствования совместной деятельности школы и семьи по формированию нравственных отношений старших подростков [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал "Педагогика высшей школы и профессионального образования".- 2(4)-Май-Август, 2012 – Режим доступа / pedagogy-of-high-school.ingnpublishing.com.
Сальникова, О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя [Электронный ресурс]: конспекты лекций, тренинги / Т. Ф. Орехова. – М.: Флинта: НОУ ВПО «НПСИ», 2011. – Режим доступа: http//e.lanbook.com/view/book/2427/
Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст] : учебник
для студ. сред. проф. учеб. Заведений / С.Д. Якушева – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256с.


Интернет-ресурсы
http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm - специализированный образовательный портал «Инновации в образовании».
www.kollegi.kz/load/14 - журнал «Творческая педагогика»
www.livejournal.ru/communities/23 - живой журнал «Педагогика и воспитание»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Издательство «Просвещение» (раздел «Школа России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Российский общеобразовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.it-n.ru/board.aspx - сеть творческих учителей
http://www.mailcleanerplus.com/profit/elbib/obrlib.php - электронная библиотека Педагогика и образование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Этическое воспитание: электронная версия журнала



Общие требования к организации образовательного процесса по дисциплине

В соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050146 Преподавание в начальных классах реализация данной программы предусматривает проведения учебных занятий, как в форме лекционных, так и практических занятий, предусмотрена и самостоятельная работа студентов по данному курсу. Для освоения заложенного в программе содержания учебной дисциплины, предполагается не просто знакомить обучающихся с достижениями этических учений в области философии и педагогики, а включать их в активную деятельность – учебные дискуссии, моделирование учебных и воспитательных ситуаций, проектирование этических кодексов, проведение этических экспертиз, разрешение этических дилемм, деловых игр, в т.ч. нестандартных.
Использование интерактивных форм на занятиях

Тема
Интерактивные формы

Этика античности,
средних веков, 18- 19 столетия, 20-21
века (ретроспективный анализ)
Дебаты

Принципы этической жизни: Аскетизм. Эгоизм. Альтруизм. Аморализм, имморализм, утилитаризм. Прагматизм. Нигилизм.
совместное решение этических дилемм

Обсуждение категорий: «Добро и зло». «Совесть». «Смысл жизни. Счастье». «Вера. Любовь. Дружба».
Моделирование жизненных ситуаций



Этика отношений в системе "педагог - учащийся"
case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду
групповая дискуссия

Этика отношений в системе "педагог - педагог"
совместное решение этических дилемм

Педагог и воспитанник: этико-
нравственные основы педагогического
общения в работах наших современников
творческий отчет

Кодекс профессиональной этики учителя.
круглый стол

Открытые проблемы прикладной этики
блиц-игра «Проблематизация»



Успешность изучения данной дисциплины зависит также от степени осознания обучающимися своей деятельности. Рефлексивная деятельность должна относиться не только к самостоятельному изучению различных источников, но и включать в себя все ситуации и коммуникации, в которых студенты принимают участие. В процессе изучения дисциплины предполагается использовать наряду с традиционными технологиями, технологию конструктивного взаимодействия, технологию метода проектов, технологии дискуссионного типа (круглый стол и др.), технологию витагенного обучения с голографическим методом проекций.


Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения


Применять на практике знания об этике как науке, морали, ее основополагающих понятиях, нормах и принципах  
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических, контрольных работ

Дифференцированный зачет

Реализовывать знания о моральном воспитании и самовоспитании
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических работ

Экспертное наблюдение в ходе формализованных образовательных ситуаций

Дифференцированный зачет

Применять на практике требования профессиональной этики
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических работ

Экспертное наблюдение в ходе формализованных образовательных ситуаций

Дифференцированный зачет

Реализовывать знания о требованиях этикета 
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических работ

Экспертное наблюдение в ходе формализованных образовательных ситуаций



Усвоенные знания


содержание науки этики, происхождение и историческое развитие морали 
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических, контрольных работ

Дифференцированный зачет

логику исторического изменения этических идей
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических работ

Дифференцированный зачет

основополагающие понятия морали, ее нормы и принципы
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических, контрольных работ

Дифференцированный зачет

основы морального воспитания и самовоспитания  
Экспертное наблюдение в ходе выполнения практических работ



















Заголовок 115