Групповой проект В каждом слове скрыт чудесный клад

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»


В каждом слове скрыт чудесный клад
Исследование слова с непроверяемым написанием как лексической единицы через призму всестороннего изучения, накопления информации, творческого использования в разных областях жизнедеятельности младших школьников

Коллективный проект по русскому языку


Учащиеся 3-б класса
Научный руководитель:
Лужбина Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №4»



г. Миасс
2010 год
Оглавление
стр.
Введение3
1. Накопление информации о словарных словах,
ее обработка и пополнение.6
I этап - организационно-подготовительный.
II этап -творческий
2.Исследовательская работа8
а) «Узелки на память» - практическая реализация
« двуполушарного» подхода к изучению словарных слов:
Исследование эмоционально-образной памяти9
Различные каналы нашей памяти:.....10
слуховой
зрительный
мыслительный
творческий
б) Межпредметные связи в слове
3.Выводы по проекту.12
Приложение 1 (Требования к ассоциативному образу)..13
Список источников информации..16









Введение
Мысль совершается в слове.
Л.С. Выготский
Учебно – исследовательский проект по теме: Исследование слова с непроверяемым написанием как лексической единицы через призму всестороннего изучения, накопления информации, творческого использования в разных областях жизнедеятельности младших школьников.
Творческое название проекта: В каждом слове скрыт чудесный клад.
Цели и задачи для учителя: создать условия для обучения основам проектно-исследовательской деятельности учеников 2 класса; расширения словарного запаса, речи и мышления учащихся; формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями через активную учебную работу учащихся.
Цель для учащихся: создать орфографическую тетрадь по русскому языку для 3 класса и всесторонне изучить словарные слова, для дальнейшего их правильного использования в жизни.
Актуальность данной работы очевидна. Работа со словарными словами идет на каждом уроке русского языка. Мы, ученики 3 класса, обучаемся по программе «Школа 2100». Нам нравятся и учебники, и рабочие тетради. «Орфографическая тетрадь для 2 класса» помогла нам выучить словарные слова. Оказалось, что изучать слова не только интересно, но и познавательно. Каждое новое слово вводится через ребус или загадку. Каждому слову предлагается:1) удобный способ его запоминания; 2) толкование лексического значения; 3)упражнение в подборе однокоренных слов; 4) задания, связанные с употреблением слова в речи, в том числе в составе пословиц, устойчивых выражений, фразеологических оборотов.
После такого тщательного изучения слов с непроверяемыми написаниями, словарные диктанты учащиеся нашего класса писали с удовольствием и только на «4» и «5».

Но вот проблема! Орфографической тетради для 3 класса по программе «Школа 2100» нет. И мы решили собрать материал самостоятельно, но уже расширив возможности изучения словарных слов. Для этого составили коллективный план сбора информации о словарных словах, ее обработки и постоянного пополнения материала, обозначили идею проекта.
Гипотеза: «Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад» Слова юной поэтессы заставили нас задуматься. Действительно СЛОВО таит в себе клад или нет? Какой клад скрыт в СЛОВЕ?
Объект исследования: словарное слово.
Предмет исследования: всестороннее изучение словарного слова как лексической единицы.
Основная идея проекта: В слове совершается мысль.
Методы исследования:
наблюдение
сравнение
анализ
аналогия
беседа - интервью и др.
Консультантами были:
классный руководитель,
учителя информатики,
библиотекарь,
родители



Тип проекта изначально был задуман как информационный проект по русскому языку. А в ходе работы получилось следующая картина:
По доминирующей в проекте деятельности – творческий, исследовательский.
По предметно-содержательной области – информационный, познавательный.
По характеру координации проекта – гибкий.
По количеству участников проекта – коллективный, но личностно ориентированный.
По широте охвата содержания – межпредметный.
По времени проведения – продолжительный.
По характеру контактов – межличностный.
Практическая значимость этого проекта заключается в том, что мы используем этот материал на уроках в 3 классе и делимся им с другими.
На этапе урока русского языка – словарная работа – каждый ученик презентует свое слово во всей его красе и широте использования.
Используем материал на других уроках – информатика, окружающий мир, математика, музыка, изобразительное искусство, труд, литературное чтение, во внеклассной работе.
Защита проекта состоялась 20 мая 2009 года.
Экспертная оценка: 5 « отлично»


1. Накопление информации о словарных словах, ее оформление и пополнение
Поэтапный план работы над проектом:
I этап - организационно-подготовительный
Необходимо:
1.Составить список самых часто употребляемых (по нашему мнению) словарных слов для 3 класса и распределили их между собой.
2.Оформить первый демонстративный лист со словарным словом (напечатать или написать крупно слово, поставить ударение, подчеркнуть букву, которую необходимо запомнить, нарисовать или наклеить картинку с изображением слова)
3.Начать сбор информации о слове по плану:
значение слово (толкование, этимология)
«сбор родственников» (подбор однокоренных слов)
словосочетания с другими словами
Схема построения словосочетаний:

загадки, ребусы
пословицы, поговорки
синонимы, антонимы
фразеологизмы
отрывки из художественных произведений, тексты с этим словом
Мы оставили понравившиеся виды работ со словарными словами, которые были во втором классе.
II этап - творческий
Но стоят на месте мы не могли, ведь надо было узнать, что ещё может хранит слово. Добавили новые приемы введения и изучения словарных слов.
запоминалки
маршрут слова
ассоциации
сказки о словах
каламбуры
«прием родственников»
праздник слова
Мы работали с толковыми, этимологическими, энциклопедическими, фразеологическими словарями, словарями антонимов и синонимов, с художественной, справочной и научно-популярной литературой, с Интернет-ресурсами. Брали интервью у одноклассников, проводили анкеты. Находили и придумывали сами занимательный материал к словам.
В ходе работы над проектом
написали сценарии и провели «Праздники слова»;
сделали презентации;
распределили слова по тематическим, смысловым группам;
составили памятки «Как работать со словарем», «Как составить ребус»;
углубили свои познания в области математики, русского языка, устного народного творчества, литературы, искусства, природоведения, информатики;
познакомились с таким науками как этимология, география, физика, биология, геология, история и другими;
познавали азы народной медицины, кулинарии;
использовали краеведческий материал;
узнали больше и сдружились с одноклассниками;
научились работать в группах, помогать друг другу;
научились мыслить, думать, фантазировать.
2.Исследовательская работа
а) «Узелки на память» - практическая реализация « двуполушарного» подхода к изучению словарных слов:
запоминалки
ребусы
ассоциации
использование «приемного родственника»
каламбуры
цепочки слов
сказки о словах и др.
Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Нам не хотелось оставаться в рядах такого большинства. Мы узнали от учителя, что существуют два основных типа мышления человека: экологичный (двуполушарный) и неэкологичный (однополушарный). Экологичное мышление (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, природосообразное) определяется согласованностью с естественными законами вселенной. Оно является двуполушарным, что естественно для человека.
Итак, необходимо исследовать нашу память, т.к. главное правило в написании слов с непроверяемыми написаниями - «Запомни!

1)Исследование эмоционально-образной памяти
Чтобы образная память заработала по отношению к обычной информации, необходимо, чтобы эта информация превратилась в активную: для этого необходимо обыкновенные для нас слова связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций (Приложение 1), и тогда включается эмоционально-образная память.
Например, вот такие ассоциации:

Мы использовали уже готовые «запоминалки», но чаще всего придумывали свои.
Очень удобная «зацепка» для памяти каламбур (Приложение 1), однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!».


Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и зонт!
2)Различные каналы нашей памяти
Воздействовать на память можно через разные каналы. Через зрительный канал:
изографы, ассоциации, « запоминалки»


Через слуховой канал: ассоциации, сказки, стихи с повторяющимся звуком, который необходимо запомнить и др.
Иней (сказка)
Жили-были две буквы - "И" и "Й". Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У "Й" был бантик, а у "И" его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо "И" писали "Й" или наоборот.
Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог "не" устроиться между ними. И на доске появилось предложение "И - не Й!".
Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли. А учительница сказала: "Какое красивое слово серебрится на нашей доске!" И дети хором прочитали слово "ИНЕЙ". С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это красивое слово.
Через мыслительный канал (хотя такого, утверждают ученые, нет): это разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, головоломок.

русский рабочий весело
Очень нам понравился творческий канал памяти, когда мы сами, что-то творим: сочиняем запоминалки, сказки, выдумываем «приемного родственника», рисуем изографы, ассоциации, делаем презентации, составляем ребусы, кроссворды, головоломки, шифровки.
б) Межпредметные связи в слове
Собирая информацию о слове, мы поняли, что слово может объять необъятное, объяснить непонятное, разглядеть невидимое, помочь услышать неслышимое. Мы установили связи между, казалось бы, непохожими науками и областями жизнедеятельности человека.
география слова (со словом кофе «побывали» в странах, где его выращивают)
история слова (со словом газета узнали об истории первой газеты в России)
биология слова (слова рябина, синица, природа поведали нам об интересных фактах из окружающего мира)
этимология слова (узнали об исконно-русских и заимствованных словах)
слово – носитель ценной информации
слово – средство коммуникаций (интервью со словами мечта и коллекция раскрыло интересы учеников и их желания)
слово – экскурсовод по родному городу (слово бассейн прорекламировало все плавательные бассейны города Миасса)
слово в искусстве (слово сирень – живопись, слово огурец - литература (рассказ Н.Носова «Огурцы»), оранжевый – музыка, «Оранжевая песенка» и многое другое)
3.Выводы по проекту
После проведенной работы над проектом мы можем сделать следующие выводы:
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово – носитель ценной информации.
В слове совершается мысль.
Для лучшего запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходимо использовать все каналы памяти человека.
Все слова запомнить невозможно – для правильного написания и применения слова надо пользоваться словарями, энциклопедиями, Интернетом.
Слово – это маленькая частица в океане знаний, без которой познание невозможно, поэтому надо бережно, вдумчиво использовать СЛОВО.
Чем больше мы будем знать слов, тем богаче, разнообразнее, правильней будет наша речь (и письменная, и устная).
Наша гипотеза нашла свое подтверждение. В слове скрыт чудесный клад. А проблема с орфографической тетрадью решена. У нас теперь есть целая книга полезной информации и занимательного материала по теме «Словарные слова 3 класса». И мы с радостью будем делиться накопленным материалом со всеми.









Приложение 1
Требования к ассоциативному образу
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:



Ассоциативная связь может быть по:
- цвету (БЕрёза БЕлая)
- месту расположения (До МЕТРо МЕТР)
- форме (бЕреза – кудрявая, нужен грЕбень, чтобы расчесать по форме гребень, как буква Е)
- звучанию (сочинение про СОЧИ)
- действию (мечта мечется)
- вкусу (Как какао? О!!!)
- назначению (Томе – томат, Роме и Маше – ромашка) и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Можно при этом использовать прием введения слова неоднокоренного, неродственного, но которое имеет общую часть со словарным словом, так называемого «приемного родственника»
Например:
Костя в костюме
Ягода год растёт
Соло поет соловей
Горы гороха
Газета из газа
Фон от фонаря
ОКО видит яблОКО
ХарАКТЕР у АКТЕРа
Сей сейчас!
Вор в воротах
Запад падает
Ветер терпит, чтобы не дуть.
В бассейне поют басом.
Можно использовать такой прием как каламбур.
Каламбур - словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен быть нов, поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов. Например,
горизонт – ГОРИ ЗОНТ
С частью к счастью
Сейчас – сей час!
Программы про граммы
иней - И не Й
гаммы – ГАМ МЫ устроили
чемпион – ЧЕМ ПИОН? и т.д.
Необходимо закрепить ассоциативный образ в памяти через слуховой и зрительный канал. Для этого надо:
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму)


Р
Я
Б
И
Н
А


Г




О



Д





А






Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму
Нельзя навязывать ученику своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Эта методика - не догма, а источник творчества.



Источники информации
300 трудных слов. Учимся работать со словарными словами.1,2,3,4 класс / Авт.-сост. В.М.Кузнецов, Н.В.Кузнецова, Р.Д.Кузнецова. – М.: ООО «Аквариум Бук», К: ФГУИППВ,2003. – 88с.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь.2 класс (к учебнику «Русский язык», 2-й кл.)/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А.Фролова – 2-е изд., испр.- М.: Баласс,2007. -64с. - (Серия «Свободный мир»)
Волина В.В. Я познаю мир: Дет энциклопедия»Русский язык/ Авт.-сост. В.В.Волина. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»,1998.-554с.
Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах /авт. – сост. О.В. Росланова. – Волгоград: Учитель,2006. – 139с.
Холодова О.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-10 лет) / Методическое пособие,2,3,4 классы. Курс «РПС». – 3-е изд.-М.: Росткнига,2009. – 220с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615



Словарное слово

Ассоциативный образ



Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 2C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект\img2.gifРисунок 3C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект\bagazh.jpg