Урок чтения и развития речи для коррекционных школ (3 класс)


КГУ «Специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии г Риддера» УО ВКО
Конспект урока чтения и развития речи для учащихся 3 класса
с нарушением интеллекта
Подготовила и провела: Емельянова Е.Ф., учитель высшей квалификационной категории
Тема: «Смородинка». Е. Пермяк
Цели.
1.Общеобразовательные: познакомить учащихся с новым произведением; учить осознанному, правильному и выразительному чтению целыми словами и плавному слоговому чтению.
2.Коррекционно – развивающие:
развивать умения правильно строить предложения через вопросно - ответную форму; развивать монологическую речь через пересказ рассказа, опираясь на план пересказа; активизировать словарь учащихся именами прилагательными, обозначающих черты характера, поведения.
3.Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, настойчивость, желание добиваться положительных результатов.
Оборудование: веточки-черенки смородины, иллюстрации смородины, девочки, слова прилагательные, пословицы, книги Е.Пермяка.
Ход урока
IОрганизационный момент. ППН
Учащиеся повторяют за учителем, положив голову на руки.
Я - человек.
Я - умею смеяться и удивляться,
обижаться и огорчаться.
Я - умею думать и понимать,
слушать и отвечать.
Я - могу ошибаться.
Я - умею учиться.
Я - хочу учиться.
IIАртикуляционная гимнастика.
Чок-чок-чок разомнем -ка язычок.
Вдох носом, выдох ртом и пропеть на выдохе а - о - у .«Улыбка-трубочка»
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы
Словно дуем, - дуем в трубы.
Чистоговорка.
Са - са-са - в лесу бегает лиса
Сы -сы -сы хвост пушистый у лисы.
III Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
1 -2 книжки открыли,
3-4 читать приступили,
5-6 стихотворение прочесть.
1. Выразительное чтение стихотворения « Важные дела» С.Михалкова.
(Индивидуальное чтение по букварю).
2.- О каких ребячьих делах рассказывает автор?
-Какие из них вы тоже делаете?
-Какая главная работа у учеников?
-Что значит хорошо учиться?
Физминутка.
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработаем ногами, Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!
IV Работа над новым материалом.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом, который называется «Смородинка» и написал его Евгений Пермяк.
(На доске выставка книг Е.Пермяка, портрет).
Вступительное слово учителя об авторе.
Родился Евгений Андреевич Пермяк в 1902 г. именно в Перми и прожил на Урале половину своей жизни. Он писал рассказы, повести, сказки для взрослых, но больше всего для детей. Е.Пермяк писал о трудолюбивых людях, которые на все руки мастера. Сам Евгений Пермяк любил и умел работать лопатой, топором, мастерить самоделки. Книги Пермяка известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на разные языки.
-Прочтите название рассказа.
-Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь в этом рассказе?
2.Чтение рассказа учителем.
-Кого автор называет «смородинкой»?
3.Словарная работа.
Смородиновые черенки - веточки для посадки.
Палисадник - маленький садик перед домом.
Лопухи, репейники - сорная трава, растения.
Цепкие - крепко держатся корнями.
Долгожданный день - долго ждали.
Проклюнулись ростки — появились.
4.Чтение текста учащимися «про себя» и вслух «цепочкой»
5. Беседа по содержанию.
Что принес отец?
Что решила вырастить Таня самостоятельно?
Что для этого она сделала? Расскажи.
Лопухи, репейники - сорная трава, растения
Цепкие - крепко держится корнями
Долгожданный день - долго ждали
Проклюнулись ростки — появились
4.Чтение текста учащимися про себя и вслух «цепочкой»
5. Беседа по содержанию.
Что принес отец?
Что решила вырастить Таня самостоятельно?
Что для этого она сделала? Расскажи.
6. Выборочное чтение.
- Сколько времени девочка ожидала первого урожая? Прочитай.
Что люди говорили о Тане? Прочитай.
Как они её называли?
Рассказ учителя о смородине учащимся.
Смородина - это ягодный кустарник.
7.Гимнастика для глаз.
1- налево,
– направо,
3- по кругу посмотри.
V Закрепление.
1.Повторное чтение текста, деление его на части с помощью вопросов.
План пересказа.
1.Почему люди называли Таню «смородинкой»?
2.Что говорили о ней?
Задание на карточках.
3. Прочитать слова и подобрать те, которые можно отнести к девочке, её характеру, поведению.
Настойчивая, трудолюбивая, ленивая, скромная.

4.Работа с пословицами. Прочесть пословицы, объяснить их значение.
О чем эти пословицы?
Какие пословицы можно отнести к нашему рассказу? Почему?
Без труда мечта мертва.
Суди о человеке по его труду.
Без труда ничего не дается.
Поле любит труд.
VIИтог урока.
Чему учились на уроке?
Кого автор называет «смородинкой»? Почему?
VII. Д\з Чтение, пересказ рассказа.
Отгадайте загадку.Была зеленой, маленькой
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (смородина)