Конспект урока по биологии 6 класса по теме Распространение плодов и семян растений местных видов



Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:
Орг. момент.
Проверка знаний учащихся.
А) Индивидуальный опрос:
по карточкам (3 учащихся);
у доски:
1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие
признаки лежат в основе этой классификации?
(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).
после того, как первый ученик закончит, вызываются еще
четверо учащихся:
2-й ученик: напишите все известные вам сухие
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
3-й ученик: напишите все известные вам сочные
плоды. Какие растения имеют такие плоды?

Б) Работа с классом (фронтальный опрос):
Из чего развивается плод?
Какое строение имеет плод?
По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

(проверка ответов у доски)


Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

Что такое семя?
Какова роль семян в жизни растений?
Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,
мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –
около 27 млн.

Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
Как решает эту проблему природа?

Вс. Рождественский
Одуванчик.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются
плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они
имеют.

Изучение нового материала

Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих
загадках?

Пролетают вереницы –
Новоселы - птицы;
Прилетят домой
И крылья долой.

Коробка запечатана,
А в ней берёза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля – слева, пуля – справа
На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

Расцветаю всюду смело
И порой бывает так.
Что вцеплюсь я озверело
Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в
стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?

Лесной ручей певуч и звонок
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну
Да спас листок случайный – парус
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорка дробиться
И дар свой к берегу несёт
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадёт.
В зелёном встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане
Плывет в бочонке богатырь.

(записывается четвертый способ распространения)

Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными
способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и
человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует
в распространении не только пассивно, но и активно, именно че -
ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много
семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.
Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из
Мексики.


Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды
разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из
плодов?

Приспособления к распространению плодов и семян.

Показ презентации


Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб -
разные приспособления у плодов и семян выработались в результате
длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –
странения зависит от конкретных условий среды.

Закрепление знаний учащихся

Отгадать кроссворд
написать сказку «Путешествие семени».



Итог урока.

Дом. задание: параграф 31 пересказывать, написать сказку «Путешествие семени».









































Беседа по вопросам:

Как распространяются плоды и семена в природе?
У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой
Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,
Какое это имеет значение для растений?
Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –
того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было
величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег
холодного океана?
Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –
чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?
- На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это
имеет значение для растения?

































Кроссворд «Распространение плодов и семян»



















Вопросы:
Кто распространяет рябину, черемуху, чернику?
Кто помог переселиться подорожнику из Евразии на другие континенты?
Семена этого растения распространяются саморазбрасыванием.
Плоды этого растения имеют крючки, с помощью которых прицепляются к шерсти животных, одежде человека.
Таким способом распространяются семена одуванчика, березы, сосны.
Она разносит семена ольхи, частухи+ ?
Семена этого растения распространяются ветром.


















Карточка 1

Согласны ли вы следующими суждениями:
семена образуются из семязачатков (да);
ягода - сочный плод с мякотью и тонкой кожицей(да);
тыквина – это сухой многосемянный плод, встречается у огурца, арбуз(нет);
лимон, апельсин имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец (да);
коробочка развивается у капусты, репы(нет).



Карточка 2

Согласны ли вы следующими суждениями:
околоплодник – это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи(да);
зерновка - сухой плод, встречается у подсолнечника (нет);
орех имеет жесткий , деревянистый околоплодник (да);
к костянковидным плодам относят костянку, яблоко, орех (нет);
созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть (да).



Карточка 3

Раздели плоды на односемянные и многосемянные: слива, малина, яблоко, желудь, мак, огурец, орех лещины ( односемянные: слива, желудь, орех лещины, а многосемянные – остальные).
Найди лишнее:
А - семянка, зерновка, костянка, желудь;
Б - яблоко, ягода, орех, тыквина;
В – тыквина, арбуз, огурец, семянка.

































Урок по теме «Плоды и семена. Распространение плодов и семян»
Цели:
- Сформировать представления о разнообразии плодов и способах их распространения;
- Формировать устойчивый интерес к предмету;
- Развивать познавательную активность учащихся;
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с загадками, иллюстрации плодов, коллекции семян.
План урока:
1. Повторение (с использованием видеоряда растений)
- На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения? (Класс Двудольные и Класс Однодольные)
- Органы цветковых растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Признаки двудольных и однодольных растений.(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая)
- Особенности строения семян двудольных растений. (Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками)
- Особенности строения семян однодольных растений. (Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш - 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками)
Новый материал.
1. Многообразие плодов.
Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян. Выделяют плоды сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
(смотри таблицу в приложении)
2) Приведите примеры таких типов плодов.
- Костянка (сочный односемянный плод)  -  слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.
- Ягода (сочный многосемянный  плод) -  черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.
- Яблоко (сочный многосемянный) -  яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.
- Померанец (сочный многосемянный)  -  цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).
- Тыквина (сочный многосемянный)  -  тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.
- Семянка (сухой односемянный плод) -  подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.
- Зерновка (сухой односемянный )  - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).
- Орех (сухой односемянный)  -  кокос, лещина, фундук.
- Крылатка (сухой односемянный) -  клен, липа, ясень, вяз.
- Боб (сухой многосемянный плод) -  бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)
- Стручок (сухой многосемянный )  - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).
- Коробочка (сухой многосемянный )  -  белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.
3)  Распространение плодов и семян  (демонстрация с использованием  мультимедийного проектора)
Основные способы распространения семян:  водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием.
Плоды и семена имеют приспособления, которые помогают при распространении тем или иным способом (например, парашютик у одуванчика помогает распространению ветром).
Проверка полученных знаний в форме теста.
Установите соответствие:
Признаки плодов и семян
Способ распространения

1. Плоды имеют сочную мякоть
1.  ветром

2. Плоды имеют перистые волоски
2.  водой

3. Плоды и семена мелкие, легкие
3.  животными

4. Плоды имеют крючочки
 

5. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки
 

(Ответ:      1  -  3;  2  -  1; 3  -  1;  4  -  3;  5  -  2 )
4)   Закрепление материала  (Загадки)
-  В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь – орех)
-  В сенокос  -  горька,
А в мороз  -  сладка.
Что за ягодка?  
(Рябина – яблоко)
-  Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
(Одуванчик – семянка)
-  Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь,
На себе их все найдешь.
(Лопух, репей – семянка)
-  В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.  
(Зерно – зерновка)
-  На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков
(Горох – боб)
- В огороде у дорожки  
Стоит солнышко на ножке,
Только жаркие лучи  
У него не горячи.
(Подсолнух – семянка)
-  Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз – тыквина, ягода)
-  На сучках висят шары –
Потемнели от жары.
(Слива – костянка)
- Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые  
И маленькие детки.
(Яблоко – яблоко)
-  Голова - на ножке,
В голове – горошки.
(Мак – коробочка
-  Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня – костянка)
-  Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха – костянка)
-  Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель – ягода)
-  Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,-
Меня ищи.
(Капуста – стручок)
- Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
 Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква   - ягода)
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)
5) Д/з: параграф   30, 31.  Загадки, пословицы, поговорки о плодах.  Придумать примеры растений, имеющих перечисленные типы плодов.

Конспект урока "Распространение плодов и семян"
Автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],   Размер: 23.23 КB Добавлен: 03.12.2013.
Цель:
Образовательная. Расширить знания учащихся об оплодотворении, образовании плодов и семени ; ознакомить с разнообразием плодов в природе , дать понятие " сухие " и " сочные " плоды ; раскрыть процесс распространения плодов и семян в природе и значение плодов в жизни человека .
Развивающая. Развивать умение сравнивать биологические процессы в природе, умение наблюдать и делать соответствующие выводы и обобщения .
Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде , к природе родного края ; воспитывать научное мировоззрение, что семя - это будущее растение .
Тип урока. Усвоение новых знаний .
Форма урока. Комбинированный.
Ход урока
І.Организационный момент : порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой .
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
ІІ . Актуализация опорных знаний учащихся .
а ) - В начале урока мы проведем небольшую проверочную работу: восстановить текст , частично поврежден Сороконожкой . И пусть слова Конфуция " Достаточно, чтобы слова выражалы смысл " стимулирует работу ваших мыслей.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуются .... Плоды бывают ... и .... Односеменной сочный плод называется ... , он встречается в .... Сочные многосеменные плоды называются ... , они образуются в ... Односеменные сухие плоды называются ... ,  они встречаются в ... . Сухие многосеменные плоды называются ... , они образуются в ... . Плоды - это приспособление для ....
б) Самоконтроль 
Биологическая мини - викторина
1. Какие приспособления позволили покрытосеменным стать доминирующей группой в растительном мире?
2. В чем заключается биологическое значение двойного оплодотворения?
3. С чего образуются плод и семя?
4. Какие условия необходимы для образования у растений плодов и семян?
ІІІ . Мотивация учебно - познавательной деятельности учащихся.
Начинается демонстрацией плодов , среди которых есть луковица , корнеплоды свеклы , моркови , редьки и клубни картофеля.
Чтобы избежать отождествления плодов с другими органами растений, употребляемых в пищу , учащимся предлагается ответить на такой проблемный вопрос : можно луковицу , корнеплоды и клубни отнести к плодам? Ответ обоснуйте .
Сравнение помогает учащимся сделать вывод , что только плоды имеют семена , в других органах ( корнеплодах , клубнях , луковицах ) его нет.
Следующее проблемный вопрос, который ставится ученикам:
- Доказать , что плод - это орган , который дает начало следующим поколениям?
ІV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Плоды являются конечным этапом развития цветка , как генеративного органа. За высказываниями американского ботаника А. ИМСА, плод - это    « зрелый цветок» . На нашей планете большое разнообразие плодов и они являются результатом эволюции. Тема нашего урока « Плоды . Распространение плодов и семян ». Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь .
Информационная подборка интересных фактов о растениях, в которых созревают удивительные плоды.
- Учитель:
Известно, что
редька полевая ежегодно образует 160 семян,
фиалка трехцветная - 2500 семян ,
одуванчик лекарственный - 5000 семян ,
мак самосейка - 20000 семян ,
тополь черный - 28000000 семян .
- Если бы все семена созревающий падал прямо под материнское растение , то их прорастанию и развитию мешала бы острая конкуренция. Как решает эту проблему одна из самых известных растений, описал в своем стихотворении «Одуванчик » Всеволод Рождественский. Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить.
Когда идешь тропинкою Куда ни глянь, в полях Белеют чудо - шарики На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые, Они, как пух, легки, Стоят и не качаются От ветерка с реки
Но лишь пройдется осенью Других ветров волна, - Срываются, взвиваются На воздух семена.
Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес И к нам парашютистами Спускаются с небес.
Формулировка ученикам цели урока : изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе. Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.
Очень редко случается так, что семена прорастают на материнском растении (растения манговых зарослей ). Большинство семян распространяются на значительные расстояния. Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? Это позволяет растениям распространяться на дальние расстояния и заселять новые территории.
Известно несколько способов распространения семян:
Объяснение с демонстрацией презентации «Распространение плодов и семян» (показ слайдов)
1. Автохория. Этот способ характерен для таких растений как : бешеный огурец , акация , горох , фасоль .
2. Анемохория. Семена для этого способа должны обладать небольшим весом и иметь специальные приспособления. Малый вес имеют такие семена, как : орхидея, грушанки . Одуванчик, ива, тополь, иван- чай - имеют различные выросты в виде хохолков или волосков. А какими средствами у клена, ясеня, березы? Выросты в виде крылышек .
3. Гидрохория . Как вы думаете для каких растений характерен данный вид распространения? Для водных или околоводных растений. Осока , ольха , кокосовая пальма .
4. Зоохория , антропохория . В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления к этому типу распространения . Какие приспособления встречаются у растений для распространения с помощью животных ? Лопух  . Он имеет особые выросты в виде крючков , шипиков , липучек , которые прикрепляются к шерсти животных , одежде человека и переносятся на большие расстояния .
5. Орнитохория. Сочные плоды имеют яркую окраску и тем самым привлекают внимание птиц. Они поедают их и переносят далеко от материнского растения.
6. Мирмекохория. Распространение с помощью муравьев.
7. «Зеленые пришельцы».Растения завезенные в нашу страну из других стран, но за многие годы они стали местными.
V. Закрепление изученного материала. Осмысление объективных связей.
На этом этапе урока учитель обращается к учащимся с вопросом : какое значение имеют плоды и семена в природе и жизни человека ?
Ученики делают выводы: семена и плоды не только обеспечивают размножение и распространение растений на большие расстояния , многие из них являются пищей для животных и человека.
VІ. Домашнее задание.
Подготовить сообщения  об использовании человеком плодов и семян.