Разработка урока по русскому языку на тему Правописание слов с безударным гласным звуком в корне


2 класс. Русский язык. Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
Цели. Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных; развивать умение строить предложение и текст; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты. Учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование. Стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора!»; карточки с безударными гласными а, о, и, е, я; карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Постановка задачи.
Учитель. - Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием слов с безударной гласной в корне слова.
На доске. Осень наступила.
Учитель. - Какие изменения в природе произошли с приходом осени?
Дети. - Листья на деревьях желтеют и опадают, дни стали короче, птицы улетают.
Учитель. - Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора!» (Дети выполняют задание)
- Что очаровало автора?
Дети. - Прощальная краса. Пышное природы увяданье. В багрец и золото одетые леса.
Учитель. - Что обозначает слово Багрец?
Дети. - Это значит красный.
Учитель. - Назовите слова с безударными гласными в корне.
Дети. - Это слова пора, краса, увяданье, леса, волнистою, небеса, зимы.
Учитель. - Устно подберите проверочные слова.
По мере выявления слов на доску выставляются гласные а, о, и, е, я (безударные гласные, которые необходимо проверять)
III. Минутка чистописания.
Учитель. - Давайте эти буквы свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные надо проверять. (дети прописывают в тетрадях буквы а, о, и, е, я)
Учитель. - Как проверять безударную гласную в корне?
Дети. – Нужно ее поставить под ударение.
Учитель. – Как мы называем слова, в которых в корне есть гласная, не проверяемая ударением?
Дети. – Словарные.
IV. Словарная работа.
Учитель загадывает загадки, отгадками которых являются названия птиц. Учащиеся называют отгадки и записывают их в тетради.
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Он в своей лесной палатке
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел)
Днем спит,
А ночью летает,
Людей пугает. (Сова)
Учитель. - Какие птицы остаются зимовать в наших краях?
Дети.- Дятел, воробей, сорока, сова.
Учитель. - Как помочь зимующим птицам?
Дети. - Подкармливать.
Учитель. - Какие птицы улетают в теплые края?
Дети. - Журавли, соловьи.
Учитель. - В каком слове безударную гласную можно проверить?
Дети. - В слове сова.
V. Работа по теме.Учитель. - Из текста, записанного на доске, выпишите слова с безударными гласными в корне, напишите к ним проверочные.
На доске.
На утренних и в..черних зорях все л..сные жители подают свои г..л..са. П..щат рябчики. Скр..пят жуки. Тр..щат сойки.
В тетрадях.
Вечерних – вечер, пищат – писк, трещат – треск, голоса – голос, отголосок, скрипят – скрип.Учитель. - Сейчас я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и устно подобрать проверочное слово.
Учитель называет слова: ос..нь, т..мнота, з..леный, кр..снеют, л..ства, р..ды, т..шина, др..жит.Учитель. – Запишите предложение (В лесу на краю озера остановились на отдых журавли.)
Ученик у доски комментирует и записывает предложение, обозначает известные орфограммы.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по теме.
Работа по учебнику.
Упр. 141 (с. 93)
Учитель. - Прочитайте четверостишие. Что обозначает выражение скучная пора?
Дети. - Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.
Учитель. - Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
Упр. 142 (с. 93)
Учитель. - Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова?
Дети. -Тигр - один, тигры - много. Отличаются количеством предметов.
Учитель. – Чем отличаются слова во второй паре?
Дети. - Они обозначают один и тот же предмет, но береза - одна, березы - много.
Учитель. - Это формы одного и того же слова. Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок – одно и то же слово?
Дети. -Нет. Тигр - взрослое животное, тигренок - детеныш тигра. Это однокоренные слова.
Учитель. - Береза и березовый - это формы одного слова или однокоренные слова?
Дети. - Однокоренные слова.
Учитель. - Что записано в первом столбике?
Дети. - Формы одного слова.
Упр. 143 (с. 94)
Учитель. - Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова?
Дети. - Одинаково.
Учитель. - Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки? Как проверить?
Дети. - Валы - вал, волы - вол.
(Аналогично рассматривается вторая пара предложений)
Учитель. - Какой вывод можете сделать?
Дети. - Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.
Учитель. - Найдите среди предложений пословицу.
Дети. - До поры до времени не сеют семени.
Учитель. - Объясните ее смысл.
Дети. - Не нужно торопиться с важным делом.
Учитель. - Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
VIII. Рефлексия.
Карточка
Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
Слон - слон, семья - семьи, сады - садик, лиса - лисы, сосна - сосны, снега - снег.Учитель. - Какие слова подчеркнули? Почему?
IX. Итог урока.