Реферат Религиозный туризм в современном мире: важнейшие центры и страны




ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»








Реферат по дисциплине:
«Экономическая и социальная география зарубежных стран. Методика преподавания курса в средней школе»

По теме:

Религиозный туризм в современном мире: важнейшие центры и страны



Исполнитель:


Феньшина Ольга Сергеевна

















Новосибирск 2017год
Содержание


Введение2
Глава I. История паломничества2
Глава II. Формы религиозного туризма.4
География экскурсионного туризма религиозной тематики5-6
География научного туризма с религиоведческими целями.6-7
Заключение 8-9
Список литературы10



























Введение

В последние годы все более усилилось значение туризма в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, увеличение количества свободного времени все большая открытость регионов и другие факторы.
Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно – в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – туристские объекты, которые пользуются всевозрастающим спросом. Памятники религии, истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения, того или иного региона или города. Во Франции около 60% памятников находящихся под охраной государства, являются и туристскими религиозными объектами.
Развитие общественного интереса к религиозному туризму не обошло и Россию. Наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных и паломнических туров, а также некоторые паломнические службы, организуются при монастырях, церквях и других религиозных организациях. Только за последние 3-4 года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляются за границу с религиозно- познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католизм), ислам и иудаизм.
Глава I. История паломничества

Существенное влияние на туристические потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилицы и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходит сюда, чтобы узнать предсказания жрицы – прорицательницы Тифии.
В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.
Паломническое движение заметно расширилось в XV веке и особенно в XVI веке. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, кто отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания. Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящения в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящихся овладеть оккультными знаниями, творческие личности которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешественники с торговыми целями.
В XIX веке священные путешествия принимают организованную форму. Начиная, с 1861 года ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870 года францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга.
Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:
Христианская Европа
Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями
Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями
Северная Африка с преобладанием ислама
Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционной религии
Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма
Южная Азия. Где получил распространение иудаизм и буддизм. А также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама
Юго-восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и христианства
Восточная Азия с господствующим буддизмом, конфуцианством
Центральная Азия с доминантой буддизма
Глава II. Формы религиозного туризма

Паломничество - посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывали Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходилась на религиозные праздники.
Центры христианского паломничества
В христианском мире существует много святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лувр (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к к исходящей от них благодати.
Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец – находится в Париже, в соборе Нотр - Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII веке. Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съежатся до 500 тысяч верующих студентов.
По преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной мирром и елеем, и помещено в пещеру в скале. Саван бережно сохранили и стали ему поклоняться как священной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано немало его подделок. К середине XIX века осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная среди них – саван, подаренный Людовику Савойскому в XV веке. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертания мужчины с терновым венцом на голове и многочисленными ранами и ссадинами на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один раз в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают до 3 млн. паломников. В 1978г. Люди выстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.
Другая святыня – капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находится в бельгийском городе Брюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тьери Эльзасскому. По возращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию. Сегодня каждую пятницу священную кровь в хрустальном сосуде можно увидеть, а во время праздника Дней крови – поцеловать святыню. Раз в год, в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.
Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашли в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельные части «истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попали в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.
Экскурсионные туры на религиозную тематику проходят, как правило, за один день и определял интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.
География экскурсионного туризма религиозной тематики.
Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для богомольца важен духовный момент , то турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно – познавательной целью. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к духовным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которые абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Ее сопровождают хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.
Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию – наследницу великой Византии, колыбель православия, с ее горными монастырями, монашеской республикой Афон, и в Ватикан – центр католической церкви. Религиозные достопримечательности привлекают туристов во Францию. 57% памятников, составляющих ее национальное достояние и находящихся под охраной государства, представляют религиозные объекты, действующие культурные или памятные.
В странах бывшего социалистического лагеря религиозное направление в туризме стало развиваться сравнительно недавно в результате переосмысления роли религии в жизни общества. Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить ее коммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена на выживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм. Сегодня картина постепенно меняется. У населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.
Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.
География научного туризма с религиоведческими целями.
Свои потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым. Это – прежде всего Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток – Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки в целом более полнокровными.
В связи с ростом спроса на религиозные туры за рубежом появились фирмы, специализирующихся на организации путешествий в сотрудничестве с церковью. Последняя, принимая во внимание гуманистическую направленность туризма, для привлечения клиентуры опубликовала документ под названием «Моленья – прощенья, паломничества и их художественный и архитектурный аспект». Он распространяется, в частности, в Польше и других странах Центральной Европы через религиозную прессу, с помощью деловых партнеров по туризму, а также на выставках и биржах. Таким путем церковь и соответствующие фирмы участвуют в формировании туристских потоков.
Разного рода организации и учреждения, в свою очередь, оказывают влияние на их направленность. Во Франции существует Фонд по культурным и международным мероприятиям в горах, призванный защищать и пропагандировать культурное наследие страны. На средства государственных и муниципальных структур он провел реставрацию часовен и церквей в отдаленных горных местностях и развернул рекламу для привлечения внимания и интереса туристов к ним. Кроме того Фонда, во Франции образована Национальная ассоциация директоров епархий по паломничеству, объединяющая французских и зарубежных религиозных деятелей. В союзе с профессионалами туризма она прилагает усилия к улучшению духовных, моральных и технических условий для паломничества, а также готовит организаторов и руководителей туристского дела. Большую помощь храмам в приеме индивидуальных туристов и паломников оказывает Ассоциация священников Святых мест. Развитию религиозного туризма уделяется внимание и в других странах.








Заключение
В конце XX – начале XXI веков наступила своего рода новая эра Великих географических открытий, когда человечество открывает для себя мир в форме туризма и рекреации. С этих пор число посещений культурных, религиозных, исторических и природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Возрастет популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей становится более широким и включает объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многих других странах.
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Он уже вышел на первое место в мире по экономической эффективности, значительно опередив лидеров мировой торговли – автомобильную и нефтегазовую сферы экономики. Эксперты ВТО в своих прогнозах заключают, что к 2020 г. следует ожидать, что число всех путешествующих во всем мире будет составлять более 1 млрд.600 млн. человек.
Международный туризм - это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм.
Религиозный вид туризма имеет богатую историю и в то же время продолжает занимать важное место в современной системе международного и внутреннего туризма. Как и тысячи лет назад, люди совершают поездки по святым местам и религиозным центрам, стремятся принять участие в священных ритуалах и церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Несмотря на бурное развитие науки и техники, религия продолжает сохранять прочные позиции в современной культуре. А в постсоветской России даже происходит «религиозное возрождение».
Религиозный туризм обычно рассматривается как особый вид туризма, при котором мотивация путешествия основана на желании знакомства с памятниками религиозной культуры. К религиозному туризму относят те виды деятельности, которые связаны с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Согласно существующим в туристике представлениям, туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий.
Общеизвестно, что за последнее столетие бурное развитие получила индустрия туризма, постоянно совершенствовались средства транспорта и связи, поэтому у людей появилось гораздо больше возможностей посещать духовные центры различных религий. Причем в путешествия к святым местам отправляются не только паломники, исповедующие соответствующую религию, но и туристы, желающие приобщиться к духовным достижениям разных стран и народов, понять суть их верований.
Важным фактором, обуславливающим характер религиозного туризма на современном этапе, является общая религиозная ситуация в современном мире и отдельных его регионах. В связи с этим следует отметить такие тенденции, как определенный кризис традиционных религий на Западе и секуляризация общественной жизни; устойчивый интерес в рационалистическом западном обществе к восточным культам, которые воспринимаются как сосредоточие духовности; усиление религиозного фундаментализма, особенно в исламе; экуменистическое движение; своеобразный «религиозный ренессанс» в России, наступивший после эпохи советского государственного атеизма.






















Список литературы

1.Александрова А.Ю. «Международный туризм» - М., 2002г. – 195с.
2.Вавилова Е.В. «Основы международного туризма» - М., 2005г.
3.Воскресенский В.Ю. «Международный туризм» - М.. 2006г. – 227с.
4.Кусков А.С. «Рекреационная география» - М., 2005г. – 355с.
5.Сенин В.С. «Организация международного туризма» - М.. 2001г. – 171с.
6.Скалницкого А.А. «Организация международного туризма» - М., 2008г. - 55с.






15