Классный час Дорога к звёздам


Классный час
Дорога к звёздам
Цель: привить чувство патриотизма, показывая великие свершения русских людей.
Оформление: картины на тему космоса, рисунки учащихся, фотографии.
Ход мероприятия
Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы собрались. Чтобы поговорить об одном из самых знаменательных событий 20 века – первом полёте человека в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек.
А как вы думаете, давно ли человек начал мечтать летать?
Ученик Очень давно, как появился на Земле.
Учитель. С глубокой древности человека манило звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов нашла своё отражение в мифах, легендах и сказаниях практически всех народов Земли.
Как вы думаете, у кого люди учились летать?Ученик. Конечно, у птиц.Учитель. Да, человеку очень хотелось летать. И сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы.
Ученик.
Легенда о Дедале и сыне его, Икаре
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.
У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.
Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.
Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах...
Учитель. Однако человек не мог успокоиться: придумал всё-таки металлическую птицу с неподвижными крыльями и назвал её…Ученик. Самолёт.Учитель. Пионерами авиации считают сразу трёх конструкторов. В России это был Александр Фёдорович Можайский (1882).Через 20 лет американские лётчики братья Райт взлетели на построенном ими самолёте и продержались в полёте меньше минуты.И в те времена никто и не думал, что человеку покориться космос. Россия гордиться, что первый человек космоса – русский.Назовите имя первого космонавта.Ученик. Юрий Гагарин.Учитель. Назовите дату первого полёта человека в космос.Ученик. 12 апреля 1961 год.Ученик.
Самый первыйРассвет. Еще не знаем ничего.Обычные «Последние известия»...А он уже летит через созвездия.Земля проснется с именем его.«Широка страна моя родная...»Знакомый голос первых позывных.Мы наши сводки начинали с них,И я недаром это вспоминаю.Не попросив подмог ни у кого,Сама восстав из пепла войн и праха,Моя страна, не знающая страха,Шлет ныне в космос сына своего.Мы помним все. Ничто не позабыто.Но мы за мир; всерьез! для всех! навек!И, выведен на мирную орбиту,С природой в бой идет наш человек.Волненье бьет, как молоток по нервам;Не каждому такое по плечу:Встать и пойти в атаку, самым первым!Искать других сравнений не хочу.
Константин Симонов
Учитель. Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе.Полёт продолжался сто восемь минут. Корабль "Восток" поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли.Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту.Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос.
Ученик.
Сказал «поехали» Гагарин,Ракета в космос понеслась.Вот это был рисковый парень!С тех пор эпоха началась.Эпоха странствий и открытий,Прогресса, мира и труда,Надежд, желаний и событий,Теперь все это - навсегда.Наступят дни, когда пространствоКто хочет, сможет бороздить!Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!Никто не сможет запретить!Вот будет жизнь! Но все же вспомним,Что кто-то первым полетел...Майор Гагарин, парень скромный,Открыть эпоху он сумел.
Ученик.
Я помню, солнце в этот день искрилось:Какой был удивительный апрель!И в сердце радость с гордостью светилась:Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали —Такой улыбки не было второй!Весь мир рукоплескал! Все ликовали:Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,Осваивают космос корабли…А начинал — российский, славный парень,ГАГАРИН — ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
Учитель. Первый шаг в космос был сделан, а за ним последовали всё новые – смелые и удивительные. Например, выход в открытый космос. Это очень сложная операция, но она может понадобиться для разных нужд – для устранения неисправностей, для осмотра космической станции и ремонта, для сборки больших конструкций. Ведь если конструкции очень велики, их можно доставить с Земли на космическую станцию только по частям.Первый выход был совершён в марте 1965 года. Подготовка к нему была не малой – три года. На космическом корабле "Восток- 2" находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов.Леонов первый шагнул в открытый космос. Представьте себе: космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблём лишь тонким, прозрачным кабелем.Десять минут пробыл космонавт в открытом космосе.Это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса.Но зачем людям покорять космос?А вы как думаете, ребята? С какой целью человек это делает?Ученик. Мы запускаем спутники, которые передают много сведений. Я знаю, что мы так узнаём погоду.Учитель. Правильно.Космические аппараты и искусственные спутники решают очень много задач. Ведь до запуска спутников, как ни удивительно, не было точных карт многих областей.Спутник, двигаясь по орбите, фотографирует быстро и аккуратно земную поверхность. Очень важно было получить снимки тех мест, куда трудно добраться. Это пустыни, высокие горы, районы северного и южного полюсов.Мы узнаём, какая погода нас ожидает, какие стихии могут принести беду. Спутники ведут наблюдения за лесами, сельскохозяйственными посевами, они осуществляют теле- и радиосвязь (благодаря им мы смотрим телевизор, разговариваем по мобильным телефонам), помогают кораблям, терпящим бедствия.На спутниках устанавливаются приборы, которые могут заглянуть в глубь океана и подсказать, где суда ожидает опасная мель.И ещё очень важная задача возложена на спутники: они должны следить за тем, что делает человек на Земле. Ведь зачастую человеческая деятельность наносит вред природе. Спутники наблюдают за состоянием воды, воздуха и почвы, за экологией нашей планеты. Когда человек попал в космос, появились новые загадочные слова "Комета", "Астероид", "Метеор" и т.д.Так Галактика – это загадочное слово – потихоньку стала открывать свои тайны.
А сейчас я предлагаю вам разгадать тайны кроссворда.
Учитель.
Молодцы. Вы успешно справились с заданием. А теперь давайте проведём небольшую викторину "Да или нет".На вопросы викторины вы должны дать короткий ответ – да или нет. Ну что, начнём?
Викторина
1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.) 2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (ДА.)3. Солнце – это звезда. (Да.) 4. Сейчас вокруг Земли движется только один спутник. (Нет.) 5. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.)6. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.)7. Нога человека уже ступала на Луну. (Да.) 8. В космос летали собаки. (Да.) 9. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.)10. В космосе уже побывали женщины. (Да.) Учитель. Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос.Ученик.
Космонавтики День
Космонавтики День - ты совсем еще молод!Мы сегодня Гагарина вспомним опять.Наша память согреет космический холод,Ведь о подвиге этом нельзя забывать.Не забыты Отчизной они - люди долга,Вот стоит наш Гагарин такой молодой,Комаров, Добровольский, Пацаев и Волков -Подвиг ваш не забыт нашей Русью родной.Так устроены мы, всё прошедшее помнить,Вспоминая ушедших от нас, горевать.Поминать их по-русски в местечке укромном,И по стопочке горькой за них выпивать.В тебе больше успеха и звонкого счастья!Тост второй мы поднимем за этот успех.Тренажер нас кружит, унося все ненастья,Смотрит Юрий Гагарин с улыбкой на всех.Космонавтики День – наша радость и гордость.День, когда человек устремился в полет.Люди космоса - в вас есть характера твердость,Она с верой в успех вас к победе ведет.Даже те, кто сегодня уже не летает,Вы, как прежде, Отчизне любимой нужны!Космонавты родные, вас Русь обожает,Ей любые дела космонавтов важны.Вас, герои Земли, Разрешите поздравить,Счастья вам в этот праздничный день пожелать:На планете далёкой автограф оставить,И улыбку на Землю оттуда послать!
Александр Гаврюшкин