Применение нетрадиционных уроков в обучении математике


Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Белгородский строительный колледж»
Применение нетрадиционных уроков в обучении математике
Преподаватель математики высшей категории
В.А. Рябенко
Белгород, 2017 г.
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей студентов, наличия целенаправленной мотивации преподавателя, от их прилежания, трудолюбия, обученности.
Однообразие урока когда на нем в течении нескольких лет повторяется в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепления и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у студентов скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.
Такие условия достигаются определенным соотношением на уроке форм учебной работы.
Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Надо ставить их позицию говорящих, делающих.
В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями. Необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять, развивать это качество. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя со студентами, студентов друг с другом. Преподавателю необходимо создавать атмосферу сотрудничества, избегать перезагрузок учащихся, учитывать их индивидуальные запросы, внедрять в педагогическую практику результаты научных и методических разработок, приемов, использующих подходы к проведению различных форм занятий.
При работе в традиционных условиях учащиеся редко обращаются к друг другу за помощью. О чем спрашивать? Учебники у всех одни. А сколько спортивного интереса, когда в игру втянут весь класс?
По форме проведения можно выделить группы нестандартных уроков.
Уроки в виде Соревнований и игр
Математический турнир.
Проводиться в конце урока, когда студенты уже устали, в течении 20 минут. Класс делится на две команды. Каждой команде дается две-три задачи или пять-шесть примеров. Через 8 минут каждый должен записать решение в тетрадь и уметь объяснить. Допускается консультация внутри команды, затем начинается турнир. Капитан 1-й команды вызывает участников 2-й команды, тоже делает капитан 2-й команды. Первая пара обменивается заданиями, идет к доске и начинает решение, затем вызывается вторая пара и т.д. Если позволяет доска, можно вызвать три пары. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснить наибольшее кол-во заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Арбитром выступает учитель. Участниками турнира выставляется оценки в журнал и подводятся итоги.
Поединок.
На таком уроке происходит приобретение новых знаний. Основной является соревнования между командами при ответах на вопросы и решения упражнений, а так же доказательство математических утверждений. На равных условиях соревнуется две команды. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся. Превратить процесс обучения в процесс поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны и их ассистенты. Капитаны следят за порядком, дисциплины, участвуют в игре. Ассистенты дают консультации, стремятся, что бы их работа приносила успех команде. Игровые действия состоят в том, что бы быстро и без ошибок отвечать на вопросы преподавателя, выполнять нужные записи в тетрадях, следить за правильностью ответов у доски. Во время объявленной консультации консультировать членов команды или самому брать консультацию, быть активным и внимательным.
Викторина.
Доска делиться на 3 части, по числу рядов. На каждой части доски преподаватель записывает баллы, которые зарабатывает во время викторины каждая команда. Каждый вопрос имеет свою стоимость, её заранее сообщают классу:
1 балл - вопрос, проверяющий знания определений;
2 балл - задача; (условие задачи на экране);
3 балл - нестандартная задача на сообразительность.
Вопросы задаются поочередно каждой команде. После викторины даётся самостоятельная работа, что бы подсчитать очки. Итоги подводятся в конце урока.
Математическая эстафета.
Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде студент начинает закрывать «форточку» т.е. заполнять первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. последний участник в ряду бежит к столу учителя. За быстрое решение дополнительно даются два очка. Преподаватель проверяет правильность заполнения таблицы, за каждую правильную заполненную таблицы, за каждую правильно заполненную клетку - 1 балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты. После проведения эстафеты правильно заполненная таблица показывается всему классу. Вид опроса эффективен при проверке умений пользоваться формулами решать сложные задачи. Правильность ответа проверить на экране.
Деловая игра.
Представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи.
Этапы урока.
Знакомство с профессией. (Просмотр презентации).
Постановка главной задачи бригадирам, выяснение их роли в производстве.
Создание игровой проблемной ситуации. Овладение необходимых теоретическим материалом.
Решение производственной задачи.
Проверка результатов.
Анализ итогов работы, оценка результатов.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом. Применить полученные знания на практике.