ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД.


Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Результаты обучения, которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться, становятся всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил в качестве главных результатов не предметные, а метапредметные- универсальные учебные действия. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук- не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рубу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем- « Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
ОС « Школа 2100» накопила огромный опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов, что достигается целостной системой работы как на уроках, так и вне учебного процесса.
В ОС « Школа 2100» существует тесная взаимосвязь результатов( целей) освоения предмета с используемыми образовательными технологиями.
К основным инновационным технологиям обучения относятся:
- технология проблемного диалога;
- технология оценивания;
- технология продуктивного чтения.
Технология проблемного диалога даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы школьники ставили и решали проблемы. Постановка проблемы- это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения- этап формирования нового знания. Постановку проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Данная технология нацелена прежде всего на формирование регулятивных УУД, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных за счёт использования диалога, познавательных- вследствие необходимости извлекать информацию, делать логические выводы.
Например, на уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций: учащихся просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. Далее формулируется проблема учениками, а затем поиск решения.
В учебниках для 3-го класса технология проблемного диалога реализована во всей полноте. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (плашка оранжевого цвета «Определяем проблему урока»). Сформулировав проблему и определив основной вопрос урока, ученики приступают к планированию, учась самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. С помощью вопросов, помеченных плашкой «Вспоминаем то, что знаем», ученики повторяют уже имеющиеся у них сведения, необходимые для изучения новой темы. Плашка «Решаем проблему, открываем новые знания» выделяет учебный материал, который позволяет учителю организовать подводящий или побуждающий диалог по изучению нового, используя учебник в качестве источника информации или для проверки верности своих предположений. При этом ученики обучаются работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправляя ошибки с помощью учителя. Под плашкой «Сравниваем свой вывод с авторским» содержится главный вывод параграфа, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Технология оценивания нацелена на достижение контрольно оценочной самостоятельности учеников вследствие коренного изменения школьных правил личностно ориентированной ОС « Школа 2100». Средством достижения поставленных целей является развитие у школьника умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех, избавление ученика от страха перед школьным конролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки, что позволяет сберечь психологическое здоровье детей. Эта технология нацелена на формирование регулятивных УУД. Вместе с тем происходит формирование и других УУД:коммуникативных- за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, познавательных- благодаря умению логически отстаивать свою точку зрения, познавательных- благодаря умению логически обосновывать свои выводы. Эта технология нацелена на формирование регулятивных УУД, обеспечивая выращивание умения определять, достигнут ли результат деятельности. Вместе с тем происходит формирование и других УУД:коммуникативных – за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, познавательных – благодаря умению логически обосновывать свои выводы.
Толерантное отношение к иным решениям приводит к личному развитию ученика. Результаты в виде умений приводятся в каждом задании в тетрадях для проверочных и контрольных работ ( как предметных, так и метапредметных), чтобы ученик смог определить, что проверяет данное задание. Ребёнок в соответствии с личночтно ориентированным подходом может выбирать уровень выполнения каждого задания (необходимый, программный или максимальный).
В ОС «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология продуктивного чтения, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Её цель –научить самостоятельно понимать прочитанное за счёт овладения приёмами освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология преследует в первую очередь формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора), читать вслух и про себя тексты учебников. Наряду с этим происходит формирование и других УУД, например познавательных (умение извлекать информацию из текста).
Эта технология преследует в первую очередь формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора), читать вслух и про себя тексты учебников. Наряду с этим происходит формирование и других УУД, например познавательных (умение извлекать информацию из текста). Эта технология преследует в первую очередь формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора), читать вслух и про себя тексты учебников. Наряду с этим происходит формирование и других УУД, например познавательных (умение извлекать информацию из текста).
Для реализации данной технологии в учебники по чтению и окружающему миру для 3–го класса включены специальные элементы методического аппарата, помогающие учителю организовать беседу, нацеленную на понимание текста (В – задай вопрос автору, О – попробуй ответить или выскажи свои предположения, П – проверь себя по тексту). В рамках ОС «Школа 2100» на занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Она составляет основу для формирования коммуникативных УУД и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять иные позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к их мнению. Задания, предусматривающие групповую форму работы, помечены зелёным цветом.
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы : эмоциональная, воображения, осмысления содержания, художественная форма.
В рамках ОС «Школа 2100» на занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Она составляет основу для формирования коммуникативных УУД и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять иные позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к их мнению. Задания, предусматривающие групповую форму работы, помечены зелёным цветом.
Современный урок с использованием инновационных педагогических технологий должен способствовать личностному росту ученика. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных УУД. Таким образом, особенность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач
Литература
1. Асмолов, А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе :от действия к мысли : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. :Просвещение, 2008.
2. Улановская, И.М.О некоторых результатах психологической экспертизы школ – внедренческих площадок Образовательной системы «Школа 2100» / И.М. Улановская // Образовательная система «Школа 2100» : Педагогика здравого смысла : сб. мат. / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс ; Изд. дом РАО,2010.