Роль нетрадиционных форм обучения в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся


Роль нетрадиционных форм обучения в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся
В современной психолого-педагогической и методической литературе распространено следующее определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения.
Нетрадиционные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.
Такой урок может сохранять традиционную структуру, то есть организационный момент, сообщение новых знаний, контроль изученного, а может быть оригинальным за счет изменения последовательности обычных этапов, он может иметь игровую основу и т.д.
Эти «увлекательные» дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более 100 типов, даже разработана их классификация.
В классификации, которую предлагает В.А. Щенев, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами (см. схему № 1).
Схема № 1. Типы уроков

В основу организации и проведения нетрадиционных уроков положено несколько принципов (Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общей ред. С.М. Годника – Воронеж: 1998, с.174-175):1. максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке;
2. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
3. развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;
4. «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям;
5. использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Помимо принципов исследователи относят к весьма значимым условиям организации периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ. В подготовке к уроку обучающиеся принимают активное участие, которое может выражаться в подготовке сообщений, составлении вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлении необходимого дидактического материала.
На самом уроке обучающиеся изучают новый материал или систематизируют ранее полученные знания в различных «нестандартных» формах организации мыслительной активности.
На этапе анализа проведенного урока исследователи рекомендуют оценивать не только результаты достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картину общения – эмоциональный тонус урока.
Развитие личности обучающихся зависит не только от их включения в деятельность, а, прежде всего, от уровня их активности в рамках этой деятельности.
Проведение нестандартных уроков в сочетании с классическим уроком и учетом ряда других факторов (положительный эмоциональный фон, характер общения и др.), максимально способствует развитию учебно-познавательной активности обучающихся.
Нетрадиционные уроки способствуют формированию мировоззрения, практических умений и навыков самообразования, все это способствует развитию продуктивного мышления, познавательной активности, развитию волевых качеств личности, памяти, развивает способность выражать свои мысли. Развиваются такие личностные качества, как аккуратность, ответственность, внимательность, целеустремленность, дисциплинированность. Эти качества имеют большое значение в успешном формировании будущего специалиста-профессионала, в развитии его профессиональной самостоятельности.
Как учителями, нами была разработана целая серия уроков в рамках этого направления. Сегодня мы предлагаем Вам разработку по теме «Подобие треугольников» для учащихся 8 класса.
Цель:
Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они научились решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). Создать условия для овладения учащимися методами научно-исследовательской деятельности.
Исходя из цели перед учащимися ставятся следующие задачи:Задачи:
Повторить определение подобных треугольников, свойства, признаки подобия треугольников.
Выполнить на местности необходимые замеры, решить практические задачи по вычислению высоты дерева
3. Проверить на практике теоретические способы вычисления высоты предмета.
4. Создание презентации своей деятельности, вычисление высоты выбранного ими дерева.
Этапы реализации:
Урок Стадия процесса реализации проекта Деятельность учащихся Итоговые результаты учащихся
1 Формирование команд Разбились на команды, выбрали ведущего Урегулирование климата группы, участники представляются, устанавливают основные правила для группы, определяют роли учащихся и ведущего
2 Запуск проблемы Сформулировали проблему. Учащиеся сталкиваются с проблемой. Они работают в группах, чтобы идентифицировать и разъяснить проблему. Составление таблицы действий.
3 Анализ проблемы Провели урок обсуждение способов вычисления высоты дерева, выяснили, что необходимо для практического решения вопроса. Учащиеся начинают искать информацию и узнавать необходимые факты о проблеме изучения индивидуально. После чего суммируют собранную информацию, активно обсуждая найденные ими способы вычисления высоты предмета.
4 Переоценка проблемы Выход на местность для практического применения способов вычисления высоты дерева. Ученики суммируют свои знания, соединяют новые понятия со старыми., выясняют, что не все теоретические способы вычисления высоты применимы на практике. Производят необходимые замеры, для последующих вычислений.
5 Презентация решения Выбрать наиболее удачный способ вычисления высоты дерева в данной ситуации. Создание презентации своей деятельности, вычисление высоты выбранного ими дерева.
6 Рефлексия и оценивание
Обмен опытом с ребятами по классам процесса решения проблемы. Ученики размышляют над проделанной самостоятельно работой, осуществляют анализ функционирования группы, процесса решения задачи, полученных знаний и вклад в ее решение.
Ожидаемые результаты:
Обучение в командах посредством процесса решения проблемы.
Форма изучения, использующая реальные проблемы, отражение реального мира, и снабжает учеников практическими знаниями.
Побуждать обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения). Организация проблемного обучения на уроках геометрии посредством использования проблемных заданий способствует развитию активности и самостоятельности учащихся.
Нетрадиционные уроки влияют прежде всего, на познавательную сферу личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности, вырабатывается познавательное отношение к учебному материалу.
Структура 1 урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Какие треугольники называются подобными?
Сформулируйте признаки подобия треугольников.
Формирование групп.
Постановка проблемы.
«Еще сейчас памятно мне то изумление, с каким смотрел я в первый раз на седого лесничего, который стоя возле огромной сосны, измерял ее карманным прибором. Когда он нацелился своей квадратной дощечкой в вершину дерева, я ожидал, что старик сейчас начнет взбираться туда с мерной цепью. Вместо этого он положил прибор обратно в карман, и объявил, что измерение окончено. А я думал, еще не начиналось…»
Решение проблемной ситуации. Заполнение таблицы (факты, идеи, вопросы, план действий)
Факты
-измерить высоту дерева
-залезать на деревья нельзя
Идеи
1. С земли запустить шар, привязанный к веревке, надутый гелием, затем измерить длину веревки.
2. Это как-то связано с подобием треугольников.
3. Высота дерева может быть измерена с помощью какого-нибудь прибора.
4.Использовать какие-нибудь подручные средства.
5.Произвести математический расчет.
Вопросы
1.Где взять гелий, чтобы надуть шар?
2.Как с помощью подобия треугольников найти высоту дерева?
3. Существует ли какой-нибудь прибор для вычисления высоты предмета?
4. Какие подручные средства можно использовать для нахождения высоты дерева ? И как?
5. Знание каких законов физики и математики позволит рассчитать высоту дерева?
План действий
1.Узнать, можно ли и где надуть шар гелием?
2.Проследить взаимосвязь нахождения высоты дерева с подобием треугольников. Проанализировать возможность применения признаков подобия треугольников для измерения высот.
3.К следующему уроку найти информацию о подобного рода приборах. Проанализировать, с помощью каких инструментов можно измерить высоту предмета.
4. Проанализировать, какие законы, свойства и теоремы математики можно применить для решения данной задачи.
5. Выяснить, какие законы физики и математики помогут решить данную задачу.
Поиск информации распределить следующим образом:
№1 – поиск в интернете
№2 – в библиотеке
№3 – узнать у взрослых
№4 – почитать в учебнике
VI.Домашнее задание. (1 мин). Осуществить план действий.
Структура 2 урока - обсуждение
Организационный момент.
Ребята, на прошлом уроке пред вами была поставлена задача. Сформулируйте ее. Вы заполнили таблицу действий и сегодня у нас урок обсуждение ваших идеи.
В углах кабинета я прикрепила таблички с распределением ваших обязанностей по сбору информации. Встаньте, и подойдите к углу, где записан ваш способ получения информации (в библиотеке, в интернете, у друзей и знакомых, в учебнике.) Разбились в пары. И поделитесь результатами своего поиска. (по 1,5 мин). Спасибо, займите свои места. Пожалуйста, выберите ведущего за своим столом, критика и практика, теоретика.
2. Обмен идеями (по 1 мин каждый участник)
3. Разделение ролей. Ведущий будет записывать ваши идеи. Критик находить материал для критики, практик думать, как практически реализовать идею, а теоретик подводит теоретическую базу.
Один лист – идеи, другой – что нужно сделать для реализации этих идей .(- « использую тень человека и дерева»- «с помощью вешки»
- «способ Жюля Верна»
- «по фотографии человека у дерева»
- «при помощи зеркала»
- «используя булавочный прибор»
- «с помощью карандаша»
- «используя транспортир, отвес и таблицы Брадиса для нахождения тангенса острого угла»)
4. Провести жеребьевку выступлений.
5. Заслушать каждый стол.
6. Домашнее задание. Для выбранного вами способа, построить чертеж, доказать, что используются признаки подобия и вывести формулу для вычисления высоты дерева.
Структура 3 урока – практическое занятие.
Ребята выходят на местность, чтобы сделать необходимые измерения для вычисления высоты деревьев.
2. Домашнее задание: сделать презентацию по плану:
Вычислить высоту дерева по выбранному способу.
(если способов несколько, то сравнить полученные результаты).
Сделать выбор наиболее удобного способы вычисления высоты дерева на практике.
Структура 4 урока – итоговый.
Ребята, сегодня мы подводим итог нашей исследовательской работы. Вы расскажите нам, как вы справились с поставленной задачей и поделитесь опытом друг с другом.
Но в начале урока проведем рефлексию, вашего эмоционального состояния: поднимите карточку того цвета, который характеризует ваше эмоциональное состояние (зеленый цвет – комфортное состояние, синий цвет – спокойное, ровное состояние, красный цвет – тревожное состояние).
Давайте вспомним, какая перед вами была поставлена проблема?
Проведем жеребьевку, которая определит порядок ваших выступлений.
Выступление каждой группой (6 мин)
Рефлексия: Ребята, давайте поделимся мнениями о работе данной группы? (- что получилось - что не получилось
-что можно добавить
-что было интересно
-что можно было бы изменить?)
Подведение итогов. (2 мин)
- Какая перед вами была поставлена задача?
- Какие знания по геометрии вы применили для ее решения?
- В каких еще областях и для измерения каких величин можно применять признаки подобия треугольников?
Заполните рефлексию оценки своей деятельности после выполнения проекта.(карточки на столе)
Выставление баллов.
При выходе сдать оценочные листы и карты рефлексии.
Заполнение оценочного листа.
Фамилия Имя _________________
Класс
Задание Номер задания Количество баллов
Работа в группах №1 Составление таблицы.
(оценивается учителем) (max 3 балла) №2 Работа учащегося в группе
(оценивается лидером группы)
(max 5 баллов) №3 Решение проблемы
(оценивается учителем) (max 5 баллов) №4 Объяснение у доски (оценивается учителем) (max 2 балла) Итоговое количество баллов (max 15) Оценка 15 - 14 балла – оценка «5»;
13 – 11 балла – оценка «4»;
10 – 6 баллов – оценка «3»;
5 – 0 баллов – оценка «2».