Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме Второстепенные однородные члены предложения.

Технологическая карта урока
Чаусова Лариса Игоревна
МОУ гимназия № 24
Учитель начальных классов
Русский язык
4 класс
Однородные члены предложения. Однородные второстепенные члены предложения.
Л.Я. Желтовская.
Цели урока: 1.Познакомить учащихся с однородными второстепенными членами предложения и постановкой знаков препинания при однородных второстепенных членах предложения. 2. Развивать умения проводить анализ, самооценку, самоконтроль. 3.Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Задачи: 1. Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения. 2. Обобщить условия определения однородных членов: 1)относятся к одному и тому же слову; 2)отвечают на один и тот же вопрос; 3) связываются особой перечислительной иногда противительной интонацией или союзами; 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза И. 3. Упражнять в анализе структуры предложений, нахождении однородных членов , установлении стрелками их связи с главным словом, составлении схем, объяснении причин появления в предложении запятых.
Основные понятия : однородные главные члены предложения , однородные второстепенные члены предложения Ресурсы: Основные: учебник « Русский язык « , 4 класс 1 часть, с 108-109 Дополнительные : мультимедиапроектор, экран Организация пространства : фронтальная работа, работа в парах ,групповая работа , индивидуальная работа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности. а) Мотивация к уроку.



б) Рефлексия настроения и эмоционального состояния.






в) Анализ своих работ. Самооценка.







г) Минутка чистописания.




д) Словарная работа. Запись словарных слов.

Учитель приветствует учащихся.

Начинается урок
Он пойдет ребятам в прок. ( дети)
Постарайтесь все понять
Будем грамотно писать. ( дети)
А теперь , покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Отлично, значит, нам сегодня весь урок будет светить солнышко! Итак, за работу
Детям раздаются анкеты самоанализа учебной деятельности , которую они заполняют во время урока при выполнении различных заданий.

- Сегодня наш урок мы как обычно начнем с анализа ваших работ. Откройте тетради и проанализируйте свою работу: укажите , довольны вы своей работой или нет, почему, что бы вы себе поставили и как будете действовать дальше. Молодцы!


Выбор учащимися элементов по выбору. – Сейчас я предлагаю вам выбрать элементы букв и записать их в тетрадь. Оцените свою работу.



Запишите слова . Ученики, писать, читать , рисовать, считать, , урок , класс, ребята, любить , играть, футбол, теннис, хоккей. Один ученик у доски. Проверка.






дети показывают смайлики с улыбками)







Дети открывают тетради и анализируют предыдущую работу. Высказывают свое мнение: довольны или нет своей работой, почему. Как бы они сами оценили свою работу.



Учащиеся самостоятельно выбирают элементы букв для дальнейшей работы над ними, прописывают элементы букв, соединения букв и оценивают свою работу. ( Рисуют на полях солнце или тучку)

Учащиеся записывают слова. Выполняют самопроверку.
Оценивание своей работы . Дети рисуют шкалу и оценивают по 3 признакам : К – красиво, Г – грамотно, А – аккуратно.
Регулятивные :
- нацеливание на успешную работу;
Личностные: - уметь объективно оценивать свою деятельность - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое;
Коммуникативные :
- формирование умения слушать и слышать.



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
а) Работа в группах.
На доске висят схемы:
1 группа

, , .

2 группа
, , .

- А сейчас мы с вами поработаем в группах. Посмотрите внимательно на доску. – Что напоминают вам эти схемы? - Какие умения помогут вам сегодня сделать еще одно « открытие» в мире однородных членов предложения?
Задания для групп: - Составить распространенные предложения по схеме, используя слова из словаря, предложенной вашей группе, и докажите, что оно соответствует ей.

Мини – защита предложений


- Докажите, что вы составили предложения с однородными членами. - Дайте определение однородным подлежащим, сказуемым.



- Как можно определить, что это предложения с однородными членами? Какие особенности , есть у этих предложений?













- Это схемы предложений с однородными членами.



Ученики 1 группы составляют предложение из слов 1 строки, а 2 группы – из слов 2 строки.


1 группа: На уроке ученики читают,
пишут, рисуют, считают. 2 группа: Ребята любят играть в футбол, хоккей, теннис .


Несколько подлежащих при одном сказуемом , несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными.
1. Слова зависят от одного и того же слова.
2. Слова отвечают на один и тот же вопрос.
3. В предложении присутствует интонация перечисления.

Регулятивные :
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще нам не известно.
- постановка и решение проблемы.
Познавательные :
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Личностные :
- развитие познавательных интересов учебных мотивов. - умение объективно оценивать свою деятельность
Коммуникативные:
- выстраивать коммуникацию в группе, умение выслушивать других, высказывать собственное мнение.


3. Определение темы урока и постановка учебной задачи.
























б ) Рефлексия учебной деятельности. Самооценка.
На доска записаны предложения : Оживают поля, леса, луга. Солнце осветило поля, леса, луга. ( упр.244, стр.108)

- Ребята, скажите, есть ли разница в строении записанных предложений?



- Что вы можете сказать об этих предложениях?





– Какими членами являются выделенные слова? - Что увидели нового, неизвестного во втором предложении?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
Молодцы!

- А теперь выпишите распространенное предложение. Укажите в нем главные и второстепенные члены предложения, укажите связь слов в предложении.

- Ребята, какие задачи мы будем сегодня решать на уроке?







Да. В 1 предложении выделенные слова – подлежащие. Во 2 предложении , эти же слова являются второстепенными членами предложения .
1 предложение – нераспространенное, потому, что состоит из только из грамматической основы . 2 предложение – распространенное , так как здесь есть второстепенные члены

В 1 предложении - подлежащими, во 2 предложении – дополнениями.
Мы увидели, что однородными членами во 2 предложении являются второстепенные члены предложения.

Темой нашего урока будет – однородные второстепенные члены предложения

Дети записывают предложение в тетрадь.
Солнце осветило поля, леса, луга.
Один ученик у доски. Самооценка

Будем учиться определять однородные второстепенные члены предложения, ставить знаки препинания
Регулятивные :
- ставить новые задачи по изучению известной единицы языка - предложения; - осуществлять самоконтроль и самооценку по результату работы. Познавательные: - выявлять новые особенности , признаки простых предложений , осложненных однородными членами; - анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем , - синтезировать: составлять предложения с однородными членами. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми ; - выстраивать коммуникацию в группе, умение выслушивать других, высказывать собственное мнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения
-Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?
Детям предлагается заполнить таблицу
Что надо знать? Что надо уметь?

Ребята, подумайте в группах и сформулируйте признаки однородных членов предложения. Каждая группа начинает свое выступление со слов « однородными называются члены предложения, которые.» ( признаки не повторять)



Для работы нам надо знать – признаки однородных членов предложения.
Надо уметь : находить их в тексте, употреблять однородные члены в своей речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях





Учащиеся формулируют признаки однородных членов предложения. 1.  Отвечают на один и тот же вопрос 2.  Являются одним и тем же членом предложения 3.Относятся к одному и тому же слову 4.Выражены одной и той же частью речи 5.Читаются с перечислительной интонацией.

Регулятивные :
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- составление плана и последовательности действий;
- осуществлять самоконтроль и самооценку по результату работы;
Познавательные:
- самостоятельное формулирование учебной цели;
- построение логической цепи рассуждения;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; - анализировать новый тип предложений; - синтезировать: составлять предложения с однородными членами.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- знание основных моральных норм работы в паре ( справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)
- мотивировать к использованию распространенных предложений в собственной речи


5. Первичное закрепление материала






Организация самостоятельных выводов

Ответьте на вопросы: - Ребята, скажите по каким признакам вы определите предложение с однородными членами предложения?
Откройте учебники на стр.108. Прочитайте текст в рамочке. - Что нового узнали?

- Ребята, давайте попробуем разобраться, как надо действовать , чтобы правильно определить строение распространенного предложения. Составим алгоритм действий. Запишем предложение: Солнце взошло и осветило сосны, ели, березы.
Разбор предложения и выработка алгоритма действия. - С чего нам надо начать работу над предложением?

- Что дальше мы должны определить?

-Когда определим наличие однородных членов предложения, какой будет следующий шаг?
Следующий шаг?
Какой сделаем вывод?








-связываются перечислительной интонацией или союзами И, А, НО - разделяются запятыми, кроме одиночного союза И .






Дети записывают предложение и проводят его разбор.



1) определяем главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
2) определяем, есть ли в однородные члены в предложении.
3) находим слово, к которому относятся второстепенные члены предложения .
4) ставим вопрос.
5) если второстепенные члены относятся к одному слову , отвечают на один вопрос делаем вывод – это однородные второстепенные члены..
Регулятивные :
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- осуществлять самоконтроль и самооценку по результату работы
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждения;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска;
- анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем ; - преобразовывать модели в словесные высказывания, - синтезировать: составлять предложения с однородными членами.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей;
- мотивировать к использованию распространенных предложений в собственной речи -умение объективно оценивать свою деятельность
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Психофизическая тренировка.
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
Учитель предлагает детям отдохнуть.
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть .
Учащиеся произносят считалку и выполняют упражнения.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши 3 хлопка
Головою 3 кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, слушать, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в группах.

а) Открытие новых знаний. Работа по определению строения распространенного предложения с однородными второстепенными членами предложения и способу его графического обозначения









б)Первичное закрепление.






в)Включение новых знаний в систему знаний повторение. Поиск информации.
- Мы выработали алгоритм разбора предложений. Попробуем найти предложения с однородными членами. Работу будете выполнять в группах .
Вашей задачей будет проверить, работает ли наш алгоритм, и понаблюдать, за знаками препинания в предложениях упражнения 245.




- Можно ли сказать, что способ, который мы разработали, работает?
- Что можно добавить в алгоритм?



- Вспомните, перед какими союзами в предложениях с однородными членами ставятся запятые, а перед какими нет.


Теперь, я предлагаю вам с опорой на наш способ выполнить упражнение 246. Надо выписать предложения , с однородными второстепенными членами предложения и проанализировать их, указывая стрелками связь слов в предложении. ( предложение 2,4)
Проверка. Самооценка выполненной работы

Учитель предлагает учащимся выполнить
упражнение 247.- для самых внимательных и любознательных. Упражнение выполняется устно.
Учащиеся работают в паре. Дети выбирают предложение для разбора. Записывают предложение и разбирают его по членам предложения, рисуют схему предложения.
Взаимопроверка.
Дети комментируют выполнение задания, основываясь на выработанном алгоритме. Акцентируется внимание на постановку знаков препинания .


Да можно.

6) Можно определить, как связаны между собой однородные члены предложения ( интонацией или союзами)
7) ставим запятые, кроме одиночного союза И.



Учащиеся записывают упражнение 246. Выполняют задания к нему.

Проверка. Самооценка выполненной работы.





Ребята устно выполняют задание.

Регулятивные :
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности ; - формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
- осуществлять самоконтроль и самооценку по результату работы.
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- выявлять новые особенности , признаки простых предложений , осложненных однородными членами ; преобразовывать словесные средства в схематичный образ и наоборот; - анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем , преобразовывать модели в словесные высказывания;
Коммуникативные:
- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные:
- мотивировать к использованию распространенных предложений в собственной речи - умение объективно оценивать свою деятельность
- готовность к сотрудничеству и дружбе;

8. Этап разъяснения домашнего задания.
А теперь ребята откройте дневники и запишите домашнее задание:
Упр.248 стр.109
упр.249 – инд.задание.
Р.т – стр35 № 5


Регулятивные :
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью;
- самостоятельное формулирование учебной цели;
- построение логической цепи рассуждения;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные :
- постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог

9. Рефлексия конца урока.
( итог урока)
- Какие новые открытия вы сделали на уроке? Какой новый способ мы вывели? Как мы работали?



Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Поведем итог нашего урока. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? О чем вы узнали? Вам было трудно?
Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными на уроке задачами?»
Подведем итог нашей работе. Учитель и дети читают стихотворение.
Дети жестами показывают свое отношение к уроку.

Молодцы!
Вы сегодня хорошо потрудились.
Спасибо за урок!



Мы узнали, что однородными членами могут быть и второстепенные члены предложения.
Мы разработали алгоритм выявления предложений с однородными членами
.
Дети читают заполненную во время урока анкету.


Помог. Мы узнали новое об однородных членах предложения.

Да, справились.


Дети произносят стихи и мимикой и жестами показывают свое отношение к уроку: Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!

Регулятивные :
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданны эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;.
-оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными
учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль;
Познавательные: – выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных целей;
- установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование;
Личностные :
- оценивание усвоенного содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
- оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
- проявлять активность в деятельности.



Формируемые УУД Личностные: мотивированность к использованию распространенных предложений в собственной речи , умение объективно оценивать свою деятельность.
Регулятивные: ставить новые задачи по изучению известной единицы языка - предложения, осуществлять самоконтроль и самооценку по результату работы.
Познавательные: выявлять новые особенности , признаки простых предложений , осложненных однородными членами, преобразовывать словесные средства в схематичный образ и наоборот, анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем , преобразовывать модели в словесные высказывания, синтезировать: составлять предложения с однородными членами.
Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать понимание пословицы, выстраивать коммуникацию в группе, умение выслушивать других , высказывать собственное мнение.

15