Сотрудничество учреждений основного и дополнительного образования во внеурочной деятельности


«Сотрудничество учреждений основного и дополнительного образования во внеурочной деятельности».
Выступление Романенко С.М., преподавателя МБОУ «Яшкульская школа искусств имени А.К. Сирохи» на открытых Педагогических чтениях памяти Хаглышевой Елизаветы Кюкеновны «Современный педагог. Каков он…?»

Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения ресурсов.
Подоплёка целевых установок организации внеурочной деятельности связана с тем, что стандартами определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны были быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна стать внеурочная деятельность.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса.
Взаимодействие в системе образования предполагает организацию непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей и подростков.
Образовательное взаимодействие обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, которая основана на федеральных государственных образовательных стандартах, с учётом достижений мировой культуры, российских традиций, культурно-национальных особенностей региона.
Реализация тенденций взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в настоящее время очень актуальна и своевременна. А это предполагает пересмотр некоторых традиционно устоявшихся подходов к пониманию «взаимодействия» и «открытости» в образовательном пространстве.
Выделяют следующие уровни отношений между образовательными учреждениями:
1.   Добрососедский - школа знает о существовании учреждения дополнительного образования и благожелательно относится к занятиям в нём своих воспитанников, когда происходит обмен основной информацией.
2.       Партнёрский – оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с общерайонными или общегородскими мероприятиями, когда привлекаются материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем и когда-то и другое учреждение может рассчитывать на определённую помощь своего партнёра;
3.   Интеграционный – двум автономным учреждениям удаётся создать единое образовательное пространство, в котором они решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом.
Из многочисленных уровней отношений между образовательными учреждениями мы выбрали    интеграционный, когда нескольким учреждениям удаётся создать единое образовательное пространство, в котором они согласовывают действия друг с другом.
Механизмы интеграции:
разработка и осуществление совместных программ и проектов,
кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом.
Такая интеграция позволяет:
1) повысить качество предоставляемых услуг;
2) расширить спектр предоставляемых услуг;
3) рационально использовать как собственные ресурсы, так и ресурсы социальных партнёров;
4) расширить границы доступности дополнительных образовательных услуг для обучающихся школы всех возрастов;
5) создать условия для реализации интеллектуальных, творческих, социальных инициатив обучающихся.
Формы сотрудничества:
договор о совместной деятельности;
совместное планирование работы;
проведение массовых мероприятий для параллелей, школы; выставки-конкурсы художественно-прикладного творчества; образовательно-игровая деятельность;
занятия по выбору учащихся в студиях, кружках;
участие в конкурсах различного уровня.
Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:
– время реализации – вне или после обязательных учебных занятий и основных образовательных программ;
– формы организации (кружки, секции, клубы) и виды и направления деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.);
– связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы;
– направленность на сотрудничество с родителями школьников.
В специальной литературе по художественному образованию неоднократно отмечалось, что школьные уроки не могут обеспечить возможности полного раскрытия творческого потенциала ребенка. Предметы эстетического (художественного) направления часто считаются малозначимыми, то есть второстепенными, в школьном образовании. Кроме того, школьные программы по искусству все больше урезаются по объему предоставляемых знаний и количеству учебных часов. Поэтому предметы эстетического цикла скоро из развивающих могут превратиться в ознакомительные. Школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Дополнительное образование по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Необходимо создавать совместные методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования, которые будут координировать совместную работу, составят программу совместной деятельности.
В настоящее время Яшкульской школой искусств заключены партнерские договоры с МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.», МБОУ «Яшкульская средняя общеобразовательная школа», КОУ РК «Яшкульская школа интернат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», МКОУ «Уланэргинская средняя общеобразовательная школа», в которых оговариваются формы сотрудничества школ и школы искусств. В начале года распланированы совместные мероприятия: тематические вечера, музыкальные гостиные. Также можно организовать персональные выставки юных художников в школах. Юные музыканты должны больше музицировать на публике. Педагогам надо пересмотреть репертуар, изучаемый детьми, чтобы можно было составить программу мероприятия, посвященного какому – либо композитору, например, музыкальная гостиная, посвященная Д. Шостаковичу или Л. Бетховену. Мы взаимодействуем в рамках недели искусств в школах. Концерты учащихся в школах становятся ярким событием в жизни, социально значимым для ребенка: он не музыкант за печкой, а его выступление кому-то нужно. Нетрадиционная форма подачи материала, «живое исполнение» классики сверстниками – такая встреча с музыкой вызовет интерес детей к классической музыке, расширит их кругозор, привлечет новых учеников в ДШИ.
Опыт взаимодействия образовательных учреждений и Школы искусств показывает, для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Педагогам основного и дополнительного образования надо знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.