УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ


МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 15
г.Новотроицка Оренбургской обл."
Конспект урока по русскому языку
тема урока: Упражнение в правописании безударных падежных окончанийимен существительных
4 класс
Составитель
Учитель начальных классов
Коваленко Анна Владимировна
МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 15
г.Новотроицка Оренбургской обл."
2015г.
тема урока: Упражнение в правописании безударных падежных окончанийимен существительных
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Организационный момент урока.
Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.
Запишите:
Число.
Классная работа.
Минутка чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Разберите его по членам предложения. Над словами обозначьте части речи.
Выполняют чистописание.

Хорошим словом мир освещается.
Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах
I I I. Объяснение нового материала.
Работа по учебнику (упражнение 242)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар».
– Догадайтесь, о чем это стихотворение.
– Объясните написание выделенных букв. Спишите.
– В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж.
– Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара». Подготовьтесь его рассказать
Упражнение 242.
Составляют текст на тему «Берегите лес от пожара» (см. ресурсный материал к уроку.)
Забывчивый охотник (2 скл., И. п.) на привале (2 скл., П. п.)
Не разметал, не растоптал костра (2 скл., Р. п.).
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
(На) привале – сущ., на чём?, н. ф. – привал, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., П. п., ед. ч., второстепенный член.
Ветер – сущ., что?, н. ф. – ветер, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., И. п., ед. ч., подлежащее.
I V. Первичное закрепление знаний. 
Работа по учебнику (упражнение 243)
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Озаглавьте текст. («Зимой на озере».)
– Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения «не тут-то было».
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже, выделите их окончания
Зимой на озере
Ночью хозяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной ледяной (лёд) крышкой (1 скл., Т. п.). Прилетела (полёт) сорока. Села на кочку у кромки льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, долбанёт клювом (2 скл., Т. п.) – и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбкой (1 скл., Т. п.), рыбка под самым носом (2 скл., Т. п.), но не тут-то было!
Выражение «не тут-то было» обозначает несбывшееся ожидание или предположение, неудачу в выполнении намеченного или желаемого.
Упражнение 245.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний имен существительных.
– Подготовьтесь записать предложения под диктовку.
Белый снег пушистый в воздух (2 скл., П. п.) кружится. Мартышка к старост (3 скл., Д. п.) слаба глазами стала. Божьей коровк (1 скл., Д. п.), цветочной головк (1 скл., Д. п.) ласково кланялся ёж. Пахнет свежестью сирен (3 скл., Р. п.). Сколько алых ягод у лесной рябинк (1 скл., Р. п.). Таня и мама ушли к дяд (1 скл., Д. п.) Кост (1 скл., Д. п.). У Саш (1 скл., Р. п.) и Вал (1 скл., Р. п.) гости. Зачем ты держишь кнут в ладон (3 скл., П. п.)? Легко в упряжк (1 скл., П. п.) скачут кони.
Снег [сн’эк] – 1 слог.
с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
е – [э] – гласный, ударный;
г – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
–––––––––––––––––––––––––––
4 буквы, 4 звука.
в воздухе кружится. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)
Снег (какой?) белый;
кружится (где?) в воздухе;
снег (какой?) пушистый.
VI. Закрепление изученного.
Проводит проверочную работу по теме «Падежи имен существительных».
1. В каком падеже стоят имена существительные
в начальной форме?
2. Укажи количество косвенных падежей.
3. Имена существительные в форме какого падежа не употребляются с предлогами?
4. Имена существительные в форме какого падежа не употребляются без предлога?
5. Укажи количество падежей, в которых имена существительные употребляются как с предлогами так и без них.
6. Существительным в форме какого падежа может быть выражено подлежащее в предложении?
7. Роль каких членов предложения выполняют имена существительные в косвенных падежах? Выбери нужный ответ:
а) главных;
б) второстепенных.
8. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «что?»?
9. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «кого?»?
10. К какому падежу относится вспомогательное слово «горжусь»?
11. К какому падежу относятся вспомогательные слова «говорю», «думаю»?
12. К какому падежу относятся вопросы «где?», «в чем?»?
13. К какому падежу относятся вопросы «откуда?», «из чего?»?
14. К какому падежу относятся вопросы «куда?»,
«во что?»?
15. С существительными в каком падеже употребляются только два предлога: «к», «по»?
16. К какому типу относятся вопросы «куда?»,
«где?», «откуда?»? Выбери нужный ответ:
а) падежные;
б) смысловые.
17. Определите падежи имен существительных:
Встретил друга.
Плывет пароход.
Висел на вешалке.
Любовался картиной.
Достал из шкафа.
Рад гостю.
18. Составьте словосочетания со словами, поставив их в указанный падеж.
Мышонок (Р. п.), ветка (Т. п.), сирень (Д. п.), ключ (В. п.).
Ключ
1. И. п.
2. В русском языке 5 косвенных падежей.
3. И. п .
4. П. п.
5. 4 падежа.
6. И. п.
7. б) второстепенными.
8. И. п., В. п.
9. Р. п., В. п.
10. Т. п.
11. П. п.
12. П. п.
13. Р. п.
14. В. п.
15. Д. п.
16. б) смысловые.
17. Встретил друга (В. п.).
Плывет пароход (И. п.).
Висел на вешалке (П. п.).
Любовался картиной (Т. п.).
Достал из шкафа (Р. п.).
Рад гостю (Д. п.).
18. Убегал от мышонка (Р. п.), любовался веткой
(Т. п.), подошел к сирени (Д. п.), нашел ключ (В. п.).
V I I. Итоги урока. Рефлексия.
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Урока время истекло.
И я всем очень благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
V III Домашнее задание
– Выполнить упражнение 245
Ресурсный материал к уроку
Берегите лес от пожара
Лес – наше богатство. Наша страна стоит на первом месте по площади, занимаемой лесом. Из деревьев, растущих в лесу, люди строят дома, производственные предприятия, делают мебель, бумагу, фанеру, спички. В недавнем прошлом обогревание квартир и домов осуществлялось при помощи печей, в которых сжигали дрова. Добывая дрова, человек вырубал огромное количество деревьев и губил природу.
И дети, и взрослые должны хорошо знать правила и приемы борьбы с огнем, возникающим в лесу. Чаще всего в природе огонь возникает из-за неосторожности людей. Причины разные: брошенная непотушенная сигарета или спичка, искра от двигателя трактора, непогашенные костры, оставленные недисциплинированными туристами.
Летом человеку нужно быть вдвойне осторожным с огнем в лесу. При очистке леса сухие ветки, гнилые деревья нужно собирать и сжигать в безопасном месте. В сухое время нельзя разжигать костры, устраивать пикники в лесу, потому что в такую погоду высока вероятность возникновения пожаров в лесу. Костры безопасны для леса ранней весной, зимой и поздней осенью, во влажные времена года.
Иногда огонь в лесу возникает естественным путем, например, при грозовом разряде, когда молния ударяет в дерево. Причиной огня в лесу может стать и вулкан – во время извержения из кратера выходит горящая лава, которая всё воспламеняет на своем пути.
У древнего человека были проблемы с добыванием огня. Зато сегодня любой ребенок может при помощи спичек развести костер. И это очень опасно. Детская забава может привести к большому пожару и обернуться бедой.
Огонь может быть беспощадным врагом, уничтожающим все на своем пути.