Русский язык тема: Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.


Предмет:Русский язык
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных
в родительном и дательном падежах.
Цели:
- сравнить правописание окончаний родительного и дательного падежа;
- развивать умение правильно указывать падеж и склонение имён существительных, верно писать окончание.
- воспитывать аккуратность, сосредоточенность.
Оборудование: мультимедийные слайды, алгоритмы «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»; «Разделительный твёрдый и мягкий знак», карточки.
Ход урока:
1. Мин. чистописания.
Ь Ъ ь ъ Ь Ъ ь ъ2. Повторение
1 задание:
Какие орфограммы вы знаете с этими буквами?
Разделительный твёрдый и мягкий знак.
(правило)
Алгоритм.
1 – й шаг: слышится ли в слове после согласного звука звук [й].
да нет
Разделительный Ъ и Ь знак
не нужен.
2 – й шаг: находится ли звук [й] после приставки?

Да: пиши Ъ. Нет: пиши Ь.
Вставьте пропущенные буквы. Докажите.
В…езжать, лист…я, ненаст…е, об…едают, в…ют, с…езд, хлоп…я, поп…ет, с…ехать, грозд…я.
Какая часть слова нам помогала определить правильность написания?
А какие ещё части слов вам известны?
Как они называются, одним словом?
2 задание:
Разбери слова по составу.
Зеркальный, подарок, притащил.
Игра «Составь слово».
ПРИСТАВКА - понёс
КОРЕНЬ - слово
СУФФИКС - курица
ОКОНЧАНИЕ - крапива
3 задание:
Запишите предложения. Найди слова на орфограммы, которые мы только что повторяли. Подчеркните главные члены. Укажите знакомые части речи, определите склонение и падеж имён существительных.
Под корнями старой сосны бьёт ключ. Дорога идёт через рожь.
Проверка:
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Как называются все остальные члены предложения?
Какие части речи вам известны?
Как определить склонение имён существительных?
Как определить падеж?
Сколько падежей в русском языке?
Как называют изменение имён существительных по падежам?
4 задание:
Просклоняйте сущ. – платье.
И.п. что? платье
Р.п. чего? платья
Д.п. чему? платью
В.п. что? платье
Т.п. чем? платьем
П.п. о чём? о платье
3. Тема урока.
Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
Сегодня на уроке мы должны:
- вспомнить и сравнить правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
- уметь определять склонение и падеж имён существительных, а также верно писать падежные окончания.
Откройте учебник на странице 92.
Рассмотрите таблицы. Сравните. Ответьте на вопросы. Затруднения чаще всего вызывают существительные 1 – го и 3 – го склонения.
Запомните! (учебник) стр93
1 задание:
Вставьте пропущенные окончания имён существительных, определите склонение и падеж.
К маск…, от печал…, к ноч…, по вахт…, к математик…, от палк…, по дубрав…, без картошк…, к матер…, около сирен… .2 задание:
Выпишите существительные только 1 и 3 склонения.
Герой, Маша, пустошь, ерш, ералаш, ночь, дядя, чувство, пень, мать, море, земля, зеркало, метель, собака, родник, яйцо, тень, огонь.1скл. 3 скл.
Маша пустошь
дядя ночь
земля мать
собака метель
тень
3 задание:
Поставь слова 1 и 3 склонения сначала в Р.п., а затем в Д.п. Используя предлоги. Выдели окончания.
Образец: роща - Р.п. около рощи; Д.п. к роще.
4. Закрепление.
КАРТОЧКА
Спишите, вставьте пропущенные окончания, определите склонение и падеж. Окончание выделите.
До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк… около речк… и скрылись в предрассветном тумане. Дача дедушк… стоит на окраине деревн… . Наташа пробежала по комнат… к кроват… Тан… .
5. Итог
Отгадайте ребусы.
Вьюга, подъём, листья, въезд.
6. Домашнее задание.
1. Просклоняйте существительные неделя, тополь, ель.
2. Выпишите из учебника литературное чтение существительные с предлогом
родительного и дательного падежа 1 и 3 склонения.
Образец:
Р.п. Д.п. Р.п. Д.п.
1скл. 1 скл. 3 скл. 3 скл.
(по 5 примеров)