Перезентация Методы обучения Различные подходы к их классификации.


Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Метод обучения Совокупность приемов учебной работы (Я.А. Коменский)Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения (Ч.Кулисевич)Форма реализации содержания образования (Дж. Брунер)МО - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский)МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)МО – упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П. Подласый) Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер Средства обучения – материальные и идеальныеобъекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей МЕТОД - это путь, способ продвижения к истинеМЕТОД обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и ученика, в ходе которого решаются дидактические задачи, обеспечивается усвоение содержания образования. Структура метода обучения Деятельность учителя Деятельность ученика Цель учителя Цель ученика Приемы обучения Средства обучения Упр. : Обоснуйте направление стрелок Методы обучения (МО) (по Б.Б. Аймонтасу) РассказБеседаЛекцияДискуссияРабота с книгойДемонстрацияИллюстрацияВидеометодУпражнения Лабораторный методПрактический методПознавательная играМетоды программированного обученияОбучающий контроль Ситуационный метод Классификации методов обучения Методы обучения(П.И. Пидкасистый) Основание: деятельность Методы учителя Методы ученика РассказБеседаобъяснение УпражненияСамостоятельная работа Методы обучения (Основание: источник получения знаний) Словесные методы (устное и печатное слово)РассказОбъяснениеБеседа(вводная, эвристическая,вступительная и пр.)4. Дискуссия5. Лекция6. Работа с учебникоми книгой Наглядные методыНаблюдаемые явления2. Наглядные пособияметод иллюстраций метод демонстраций Практические МУпражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые; У. воспроизводящие и тренировочные )Лабораторные занятияПрактические занятия Методыдидактичесих игр Методы обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)Основание: характер познавательной деятельности по усвоению материала Объяснительно-иллюстративные М. Репродуктивные М. Исследовательские М М. проблемного изложения М. частично-поисковые Методы обучения(Основание: дидактическая цель) Методы изложения новых знаний Методы повторения и закрепления знаний М. применения знаний Методы контроля Методы обучения(В.А. Онищук)Основание: дидактические цели занятий и виды деятельности учителя и учащихся Коммуникативный методЦель: усвоение готовых знаний Познавательный М.Цель: восприятие, осмысление, запоминание Преобразовательный М.Цель: усвоение и творческое применение умений и навыков Систематизирующий М.Цель: обобщение и систематизация полученных знаний Контрольный методЦель: выявление качества усвоения З, У, Н и их корекция Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому 1 группаМетоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 2 группаМетоды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 3 группаМетоды контроля и самоконтроля в обучении Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной информации По логике передачи и восприятия учебной информации По степени самостоятельности мышления обучающихся Словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция) Наглядные ( иллюстрация, демонстрация Практические (лабораторные опыты,упражнения,учебно-производственный труд) индуктивные дедуктивные репродуктивные Продуктивные(проблемные,проблемно-поисковые,эвристические) По характеру управления учебной работой Работа под управлением учителя Самостоятельная работы (работа с книгой, письменные задания,)лабораторная работа, работа в мастерских 1 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому) 2. Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательнойдеятельности Стимулирование интереса к учению:Познавательные игрыУчебные дискуссииСоздание ситуаций занимательностиСоздание ситуаций успеха Стимулирование долгаи ответственности:УбеждениеПредъявление требованийУпражнение в выполнении требованийПоощрение и порицание 2 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому) 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении Методы устного контроля Устный опрос: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опросУстный самоконтроль: устные зачеты и экзамены Методы письменного контроляПисьменный опрос: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опросПисьменный самоконтроль: письменные зачеты и экзамены Методы лабораторно-практическогоконтроля и самоконтроляКонтрольно-лабораторные работыМашинный контрольЛабораторно-практический самоконтроль 3 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому) ? Напр. МО «Рассказ» - пригоден для 1, 2, 3, 4 и в меньшей степени пригоден для 5. Функции МО ОбучающаяРазвивающая воспитывающая побуждающая контрольнаяМО в разной степени пригодны для выполнения этих функций ? Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4. 6 и непригоден – 3, 5 Задачи развития:мышленияпознавательного интересаактивностипамятиволиспособности выражать мыслиэмоций ? Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4, 5, 7 и непригоден – 3, 6 Побуждают к :продуктивному мышлениюприменению полученных ЗУпроявлению инициативы, самостоятельностисоревнованиюколлективному сотрудничеству ? Напр. МО «Рассказ» – непригоден для 1, 2, 3, 4, 5 Эффективность МО МО Задачи формирования:Кругозора, мировоззренияТеоретических знаний Практических, трудовых умений умений систематизировать и применять знанияУмения учиться, навыков самообразованияНавыков упрочения знаний , умений Выбор методов обучения зависит от: целей и задач обучения,соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы,условий обучения,уровня знаний, умений, навыков учащихся,возрастных особенностей учащихся,индивидуальных особенностей и способностей учащихся . Д/З Особенности деятельности учителя и учащихся (при использовании различных методов обучения)