Урок истории в 6 классе на тему Начало раздробленности Древнерусского государства


Тема раздела: Начало раздробленности
Древнерусского государства.
- Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть! Ребята, с прошлых уроков мы с вами уже знаем как на карте Мира появляется могущественное государство, с единым правителем, едиными законами, имя которому - Киевская Русь! мы приступим к изучению следующего периода истории нашего государства.
Но для начала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
(- детям раздаются карточки, некоторые отвечают устно.)
Вопрос:
- Как называлось народное собрание в Древней Руси?
+ вече
- назовите годы правления Ярослава Мудрого.
+ Ответ: 1019 – 1054 гг.
-кто окончательно разбил печенегов и в каком году?
+ в 1036 г. Ярослав Мудрый разбил печенегов под Киевом.
Постановка проблемного вопроса.
- во время правления Ярослава Мудрого Древнерусское государство было сильное и единое. Он хотел чтоб и впредь так было.
- после смерти Ярослава остаются 3 сына. (Слайд №1) Ярославу казалось, что он все предусмотрел и оставил завещание, однако отношения между братьями складывались очень не просто. Прочитайте этот документ на слайде и на партах. (Слайд №2)
II. Введение в тему: работа с историческим документом "о Ярослава Мудрого".
От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника?
Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?
- у вас на партах есть карта Руси, обведите фломастерами унаследованные княжества. (Слайд №3)
- что произошло с картой Руси?
( показ детям о разделении карты Руси на части )- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Записываем тему урока: "Начало распада Древнерусского
государства" (Слайд 4).
-Ярослав пытался предотвратить усобицы между сыновьями, оставив завещание.
- Послушались ли Ярославичи своего отца?
+Почем на Руси начались братоубийственные войны, усобицы?
- что такое усобицы?
-Какие обычно последствия усобицы?
+ ослабление страны.
-какую проблему нам надо решить сегодня на уроке?
+ (Слайд 5) Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события?
III. Изучение нового материала
Но каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их.
1. Сообщение учащихся о половцах. (Слайд 6,7)
-Какое значение для процесса распада Руси имело соседство с половцами?
+ потому что половцы совершали бы постоянные набеги и разграбляли город; половцы мешали осуществлению торговых связей с Византией.
+ они не смогли дать отпор половцам, хозяйничали на юге Руси.
- ( Слайд №8) В 1097 году уже внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. ( укажите красным цветом это место на карте), дата на доске и на слайде
2. Любечский съезд: Работа с отрывком из "Повести временных лет"
( учебник – стр. 92, Слайд 9 )- скажите, пожалуйста, что же решили князья на Любеческом съезде?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам сейчас нужно будет поработать с фрагментом документа того времени, который называется «Повесть временных лет», кстати, он есть у вас в учебнике (стр. 92)
Беседа по вопросам:
Подумайте, кто должен был выступить сторонником созыва Любечского съезда?
Каковы были причины и цели созыва съезда князей в Любече?
- организация борьбы с половцами и прекращение междоусобиц. (Слайд 10) , записываем в тетрадь.
Работа с отрывком из "Повести временных лет" (Слайд 11)
Беседа по вопросам:
Объясните слова: "Пусть каждый держит отчину свою".
Дети пишут в тетради (Слайд №12)
+ каждый будет править самостоятельно на земле, которая досталась ему от отца. Русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода.
Какое значение имел Любечский съезд князей?
+ Они тратили силы на борьбу друг с другом. Это грозило погибелью русской земли.
+ Любечский съезд не объединял, а разъединял Русь.
Каким образом он изменил положение удельных князей?
+ они отказались от деления государства на уделы и переезды, а передавали свой удел по наследству. Но киевский престол продолжали передавать по старшинству.
Князья договорились, что будут сообща бороться с половцами и что отныне «каждый владеет отчиной своей». Весной 1111 года объединенное русское войско нанесло сокрушительный удар половцам, обезопасив т.о. южные рубежи государства.
1111 год – победа объединенного русского войска над половцами. (запись в тетради Слайд №13)
- Расскажите мне, пожалуйста, как живется князьям на своей земле? Какие задачи теперь князьям нужно решать? (Слайд №14)
решение «каждый держит отчину свою» только закрепляло уже начавшееся в результате междоусобиц разделение единого государства.
Последствия раздробленности:
Положительные Отрицательные
-расцвет городов
-расцвет культуры
-развитие хозяйственной жизни
-сохранение единого языка, культуры, общности
-постоянная борьба
-дробление княжества
-ослабление обороноспособности Руси.
- Предлагает ученикам поразмышлять над тем хорошо или плохо жить в раздробленном государстве?
- предлагают свои варианты, высказывают свои мысли по этому поводу.
-в конце урока ученики приходят к выводу, что единое государство – лучше, чем раздробленное: сильнее, могучее, развитее….
Рассказ учителя о событиях произошедших после съезда. (Слайд 15)
По решению вече на престол пригласили очень популярного в народе человека, который прославился в борьбе с половцами - Владимира Мономаха.
- в 1113 году к власти в Киевском княжестве пришел Владимир Мономах. Это внук византийского императора Константина Мономаха. Он занял престол в возрасте 60 лет. Владимир Мономах выступал против войн, говорил, что нужно жить всем вместе! В конце своего правления Владимиру Мономаху удалось на некоторое время объединить отдельные княжества в единое государство.
Запишите в тетради дату правления Владимира Мономаха
+ 1113-1125 гг. – правление Владимира Мономаха (Слайд №16)
Правление Владимира Мономаха: ( Слайд №17)
а) групповая работа учащихся с подготовленными учителем текстами Ребята делятся на группы, выполняют задание.
1 группа: составляет портрет политического деятеля Владимира Мономаха на основании работы Б.А. Рыбакова «О Владимире Мономахе»
Приложение №3
Какие сведения о детстве и воспитании Владимира Мономаха мы получили из данных документов? Как они характеризуют этого государственного деятеля?
Какие деяния характеризуют Владимира Мономаха как мудрого правителя и государственного мужа?
2 группа: заполняет таблицу внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха на основании учебника стр. 93-94
Какую роль сыграл Владимир Мономах в деле противостояния Руси и половцев?
Какой документ издал Владимир Мономах, и что содержит этот документ?
б) представление групповых работ, ответы на вопросы.
(Слайд №18)
Итоги: (Слайд №19)
Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!
Отвечаем на проблемный вопрос: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события?
Последствия раздробленности:
Положительные Отрицательные
-расцвет городов
-расцвет культуры
-развитие хозяйственной жизни
-сохранение единого языка, культуры, общности
-постоянная борьба
-дробление княжества
-ослабление обороноспособности Руси.
- что вы сегодня узнали на уроке?
- что для вас было особенно интересным?
-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
-давайте похлопаем, друг другу, тем самым поблагодарим друг друга за работу!!!
2. домашнее задание: Слайд №20
А) п. 8;
Б) сообщение о В. Мономахе;
В) составить 3 вопроса, которые начинаются со слов: почему, зачем, кто
3. Рефлексия:
А) давайте подумаем, какая группа сегодня работала активнее всех?
Б) а теперь давайте оценим себя!
Анализ урока учащимися
Примерные вопросы: Чем вы занимались на уроке? Какие трудности вы испытали на уроке? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?
Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.