Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»







Программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Дорогою добра»

Срок реализации-1год




























Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами, особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;
воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Программа рассчитана на детей 10 – 11 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.
№ п\п
Тема
Количество
часов
Теория
Практика

I
Я и школа
4



1.
Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города.


1

2.
Что значит быть учеником

1


3.
Учись учиться


1

4.
Хочу и надо – трудный выбор

1


II
Я и мои друзья
4



5.
Законы дружбы

1


6.
Какой я? Что во мне хорошего?

1


7.
Конкурс полезных советов


1

8.
С детства дружбой дорожи


1

III
Я и здоровье
3



9.
Береги здоровье смолоду

1


10.
В здоровом теле – здоровый дух


1

11.
В гостях у Мойдодыра


1

IV
Я и моя семья
6



12.
Может ли человек прожить один?

1


13.
Моя семья


1

14.
Моя родословная


1

15.
Познаем мир вместе


1

16.
Я и мое имя


1

17.
Фотовыставка «Семейный альбом»


1

V
Я и культура
5



18.
Что такое культура

1


19.
Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа


1

20.
Доброе слово – что ясный день


1

21.
Доброта спасет мир


1

22.
Праздник «Школа вежливых наук»


1

VI
Я и моя Родина
7



23.
Россия – Родина моя

1


24.
Моя малая Родина – республика Адыгея.


1

25.
Все мы разные, но все мы равные


1

26.
Что значит быть полезным людям

1


27.
Село моё любимое


1

28.
Мы помним и гордимся

1


29.
Я – гражданин России


1

VII
Я и Планета
4



30.
Культура мира. Человек среди людей

1


31.
Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете

1


32
Для чего нужна религия

1


33.
Религия народов Северного Кавказа

1


Итого – 33ч.
14
19






Содержание программы:
I.Я и школа
1. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.
2. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.
3. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».
4. Хочу и надо – трудный выбор. Час общения
подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;
обсуждение, поиск решения проблемы
подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.
II. Я и мои друзья
5. Законы дружбы. Беседа.
Обсуждаемые вопросы:
что значит «дружить»;
кого можно назвать другом;
законы дружбы
устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге»
6. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.
подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;
обсуждение, поиск решения проблемы;
подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.
7. Конкурс полезных советов. Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.
8. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.
III. Я и мои друзья
9.Береги здоровье смолоду. Беседа. Обсуждение вопросов:
что значит быть здоровым человеком;
для чего нужна зарядка;
надо ли чистить зубы;
чем полезна каша.
10. В здоровом теле – здоровый дух. Спортивные состязания. Деление на команды, подбор эстафет с учетом возрастных особенностей.
11. В гостях у Мойдодыра. Встреча с медработником школы. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Обсуждение.
VI. Я и моя семья
12. Может ли человек прожить один? Беседа.
Вопросы для обсуждения:
кто меня окружает;
для чего человеку нужно общение;
для чего человек создает семью,
что сделать, чтобы семья была счастлива.
13. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.
14.Моя родословная. Проектная деятельность.
собрать информацию о своих предках;
нарисовать «генеалогическое дерево»;
устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».
15.Познаем мир вместе. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу – я часть природы.
16.Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)
17.Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии. Вывод «Семья вместе, так и душа на месте». Составление фотоколлажа.
V. Я и культура.
18.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.
19. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.
20.Доброе слово, что ясный день. Практическое занятие. Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Проигрывание ролевых ситуаций.
21. Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма.
22.Праздник «Школа вежливых наук».
VI. Я и моя Родина
23. Россия – Родина моя. Игра – путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»
24. Моя малая Родина – республика Адыгея. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашей республике. Что ты знаешь о своей республике?
25. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Адыгеи, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»
26. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:
расскажи о профессии своих родителей,
кем я хочу стать.
27. Село моё любимое. Просмотр презентации о селе Большесидоровском. Экскурсия по селу.
28. Мы помним и гордимся. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Концерт.
29. Я – гражданин России. Викторина. Подготовка перечня вопросов о правах и обязанностях гражданина России. Проведение викторины. Награждение победителей и подведение итогов.
VII. Я и планета.
30. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:
мировая культура,
культура моего народа
31. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение
что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету
32. Для чего нужна религия. Организация. Встречи с духовным лицом.
33. Религия народов Северного Кавказа. Посещение храма и/или мечети. Практическое занятие.

Ожидаемые результаты.
В результате реализации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта - последствия результата - того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
1. Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
2. Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3. Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Формы подведения итогов в конце изучения блока: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, встречи с интересными людьми, защита проекта.

Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото-, аудиоаппаратура (фотоаппарат, музыкальный центр), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
-городской национальный музей;
-сельская детская библиотека;
-школьный сайт;













Список использованной литературы
1. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
2. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
3. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
4. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
6.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
7. Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Начальная школа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методическая копилка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Педсовет.су
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительский портал (начальная школа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Презентации





15