Интегрированное занятие на тему Экспериментируем воду


Технологическая карта ОУД
для класса предшкольной подготовки по исследовательскому обучению
Образовательные области: Познание, Творчество, Коммуникация.
Раздел: Основы экологии, основы грамоты и письма, рисование.
Тема: Эксперименты с водой
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Учить производить звуковой анализ слов с изучаемыми звуками, составлять звуко-буквенные модели; учить детей читать слоги и слова с изученными буквами; закрепить правило написания заглавной буквы. Закреплять умение составлять предложения по заданной схеме. Развивать внимание, воображение, совершенствовать фонематический слух, развивать мелкую моторику.
Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Материалы к занятию: Шкатулка, изображение Капитошки, видеофильм о воде, звукозапись дождя, карточки для звуко-буквенного разбора, карандаш, фишки красного, зеленого и синего цветов, карточки со схемами предложений, стаканчики по 3 на каждого, лед, снег, термос, зеркальце, ложечки; Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки, салфетки на каждого ребёнка.
Билингвальный компонент: вода- су, снег –Kар, лед ~ мaз, природа ~ табиCат,
солнце ~ к_н, медведь ~ аю, земля ~ жер.
Предварительная работа: Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей; заучивание стихотворений о воде.
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно- побудительный
Вот и наступило утро радостной встречи! Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у нас сегодня круг радости с секретом! На полу заранее разложены разноцветные кружочки. – Возьмите каждый свой кружок, переверните его, и вы увидите этот секрет! Он заключается в том, что, как вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка - улыбнется друзьям. У кого ладошка – пожмет руку. У кого нарисовано сердечко - обнимет друга, у кого солнышко - скажет доброе слово или пожелание.
Что нас окружает? А ещё что? Какая бывает природа? Какие признаки живого вы знаете? Давайте с вами поиграем в «Живое – неживое». Я буду называть разные слова, а вы поднимать круги, если они обозначают живой объект природы – зеленого цвета, если неживой – красного.
Посмотрите, на нашу волшебную шкатулочку. А, хотите узнать, что в ней, тогда отгадайте мою загадку: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Правильно, это вода. Достает изображение капельки – это Капитошка. Она пришла в гости к своим сестричкам- капелькам, которые живут у нас в детском саду.
Давайте, расскажем Капитошке, где живут её сестрички-капельки.
Наши ребята, знают стихотворения о воде и сейчас они их расскажут.
Просмотр видеофильма о воде.
Дети встают в круг радости, перед каждым разложены цветные кружочки. Каждый берет свой круг и выполняет задание, предложенное педагогом. Улыбаются, обнимают соседа, пожимают руку, говорят доброе слово или пожелание.
Дети принимают участие в беседе с педагогом, отвечают на поставленные вопросы.
Играют в игру, поднимают круги разного цвета, в зависимости от предлагаемого слова.
Отгадывают загадку про воду.
Рассказывают Капитошке, где живет вода в детском саду.
Выразительно читают стихи про воду.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
В дом туманом к нам
вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
* **
Вода-это божий источник,
Вода-это солнечный свет!
Воде задаём мы вопросы,
С водой получаем ответ.
Вода это чудо природы,
И нам без воды не прожить.
Вода-достояние народа!
Водой мы должны дорожить!!!!!


Организационно- поисковый











Капитошка. Спасибо, ребята я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Где вы узнаете много о моих сестричках- капельках и о том, как они помогают людям.
Область коммуникация
Повторение изученных букв. Р/и «Какая буква лишняя?»
Р, Н, М, А,Л – гласная
О, И, Ы, Р, Э – согласная
2. Звуко -буквенный разбор слово «Вода», работа с фишками.
3. Работа с предложениями.
Составь предложение по предложенной схеме. Работа по карточкам с изображением воды ( река, аквариум и т.д.)
4. Физминутка.
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнем и опять писать начнем.
5. Р/и «Какая буква спряталась?»
Карточки с изображением букв.
6. Чтение слогов с изученными буквами.
Область познания.
Сегодня, мы с вами будем знакомиться со свойствами воды.
Опыт 1. Вода прозрачная. В оба стаканчика положить ложечки. Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2. У воды нет вкуса. Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Если дети ответят, что вода вкусная, надо дать им попробовать сок или молоко для сравнения, чтобы дети убедились, что вода не имеет вкуса.
Опыт 3. У воды нет запаха. Предложить детям понюхать духи, а затем воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха. Но вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. еще очищают спец. веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.
Опыт 4. Пар-это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Потом поместить над паром зеркальце, когда на нем выступят капельки воды, показать их детям.
Опыт 5. “Вода жидкая, может течь.” Дать детям два стаканчика: один- с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Ответить, почему вода льется? Она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 6. В воде некоторые вещества растворяются, но некоторые не растворяются. В один из стаканов дети насыпают речной песок и пробуют размешать ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? В другой стаканчик насыпают ложечку сахарного песка, размешивают его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомнить детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы в воде сахар не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 7 Лед - твердая вода. Взять кубики льда и предложить детям проследить за состоянием кубиков в теплом помещении. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Ответить, что с ними происходит? Вывод”: лед, снег - тоже вода. Отфильтровать талую воду и показать детям, какой снег грязный.
Сделать выводы по всем опытам.
Вода- жидкость, без цвета, запаха, она прозрачная и растворяет некоторые вещества. Снег и лед – это тоже вода только в твердом состоянии, а пар – газ.
Область творчество.
Сегодня, ребята, мы будем рисовать « по мокрому» листу. А что это такое, я сейчас расскажу и покажу.
Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя), рука движется свободно. А потом уже « по мокрому» листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.
А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадаете.
«Жил старик со своею старухой, у самого синего моря»
Правильно, слушайте дальше:
Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. И в этом спокойном море жила добрая, волшебная «золотая рыбка». Но жила она не одна. Как вы думаете, кто ещё жил в её волшебной стране – подводном царстве?
Молодцы! Ребята, а какой краской мы будем рисовать тихое, спокойное море? А «золотую рыбку»?
Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева на право. Кисточкой, сверху, провожу по всему листу. Попробуйте!
А с помощью тонкой кисточки мы будем рисовать песчаное дно, водоросли, а может кто – то из вас нарисует и «золотую рыбку» или её сказочный дворец.
Воспитатель наблюдает за рисованием, при затруднении детей проводит индивидуальный показ. Ребята, посмотрите, какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зелёных водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только добро.
Психогимнастика.
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке.
Затем педагог звонит в колокольчик.
Дети расходятся по областям. В ходе работы повторяют слова на казахском языке: вода- су, снег –Kар, лед ~ мaз, природа ~ табиCат,
солнце ~ к_н, медведь ~ аю, земля ~ жер

Работают по карточкам и называют лишнюю букву.


Разбирают слово «Вода» и выкладывают фишки.
Составляют предложения по заданным схемам.


Выполняют физминутку, проговаривая четверостишие.
Рассматривают карточки и пишут, какие буквы там спрятались.
Читают по слогам.




Перед детьми стоят два стаканчика: один- с водой, другой-с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Делают вывод о прозрачности воды.

Дети пьют воду, затем пьют сок и сравнивают по вкусу.
Делают вывод о вкусе воды.


Нюхают духи, затем воду.
Делают вывод, что у воды нет запаха.







Смотрят на опыт, который показывает педагог. Рассматривают капельки воды на зеркале и делают вывод, что пар – это вода.


Переливают воду из одного стакана в другой. Делают вывод, что вода это жидкость и она течет.





Знакомятся с растворимостью веществ в воде.
Насыпают в стаканы с водой в первый – речной песок, во второй – сахарный, мешают и наблюдают, что произошло. Делают вывод.










Рассматривают кусочки льда, объясняют, что с ним происходит в тепле. Смотрят, как педагог отфильтровывает растаявший снег, и делают выводы.

Подводят итоги своей работы.










Отгадывают, из какого произведения этот отрывок.
Рассматривают иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Техникой «по мокрому» рисуют море.











Дети выполняют работу




























Собираются вокруг воспитателя и вместе с ней проводят психогимнастику под музыку.






дети прыгают



дети составляют ручейки, взявшись за руки

ручейки соединяются в одну цепочку


перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу



Собираются вокруг педагога.

Дети меняются областями, делают переход.


Рефлексивно- корригирующий
Педагог предлагает детям, собрать все капельки, из которых получился ручеек знаний. Ручеек знаний, которые они получили при выполнении сегодняшней работы. Капитошка благодарит детей и дарит им свой портрет.
Ребята рассказывают, что нового узнали. Приглашают Капитошку приходить к ним почаще.

Ожидаемый результат:
Знать:
Свойства воды
Три состояния воды: жидкость, пар, твердое состояние
Содержание сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Объекты «живой» и «неживой» природы
Слова на казахском языке: вода- су, снег –Kар, лед ~ мaз, природа ~ табиCат,
солнце ~ к_н, медведь ~ аю, земля ~ жер
Гласные и согласные звуки и буквы
Что слова состоят из слогов
Согласные звуки: твердые и мягкие

Иметь:
представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
навыки рисования нетрадиционным способом «по мокрому» листу
Навык разбора слов
стремление к достижению результата

Уметь:
Составлять предложения по заданной схеме
экономно использовать воду и беречь ее
читать слоги и слова с изученными буквами
передавать композицию в сюжетном рисунке
правильно выполнять графическое задание