Консультация для родителей Экспериментируем

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Подготовила: воспитатель
ГККП Д/С №3 Ворожищева О.А.


Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В нашем детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда - экологическая лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные.
Прежде чем приступить к ним, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности.
Выбираем объект исследования.
Подбираем оборудование.
Уточняем, каким будет эксперимент - кратковременным или долговременным.
Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
Закрепляем последовательность действий.
Вспоминаем правила безопасности.
Проводим эксперимент.
Фиксируем результаты на карточках или в альбоме.
Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
Домашнее задание.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Далее приводятся примерные конспекты занятий, включающих экспериментальную деятельность с детьми разного возраста.
Младшая и средняя группы
Прокати шарик
Цель. Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.
Материал. Желобок, шарик-колобок, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок. Посмотрите, какой он красивый.
Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).
Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).
Воспитатель. Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься? (Ответы детей)
Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности (по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко).

Вкусный сок
Цель. Познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность.
Материал. Один мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая, стеклянный стаканчик, блюдце, деревянная толкушка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Мы делили мандарин,
Много нас, а он один.
Эта долька для тебя,
Эти дольки для ребят.
Какой красивый мандарин!
Давайте мы его съедим.
Вы любите соки?
Дети. Да! Очень!
Воспитатель. Хотите научиться их готовить? Дети. Да!
Первый этап. Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Кожура душистая, сочная, капельки разлетаются во все стороны.)
Второй этап. Дети отделяют дольки друг от друга. (Их много, они мягкие, сочные.)
Третий этап. Накрывают стаканчик салфеткой из марли. Одну дольку мандарина завертывают в салфетку из марли, кладут на тарелку, давят толкушкой, выжимают сок над стаканчиком.
Четвертый этап. Процеживают сок через салфетку. Можно пробовать!
Воспитатель. Молодцы! Мойте руки.
Далее дети рисуют сначала целый мандарин, потом - дольки. Подводят итоги деятельности: сок мандарина вкусный; он «прячется» и в кожуре, и в дольках.
Вывод: сок можно готовить из овощей и фруктов.
Танец горошин
Цель. Познакомить с понятием «сила движения», развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Материал. Баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Давайте научим горох плавать и выполнять разные движения, как в цирке.
Дети в баночку с водой опускают четыре горошины и трубочку, дуют в нее. Сначала слабо, потом с большей силой.
Воспитатель. Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее?
Дети отвечают и зарисовывают ход эксперимента. В конце подводят итоги: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Хитрые семена
Цель. Познакомить со способами проращивания семян.
Материал. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают, и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.
Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают в землю, поливают (устанавливают табличку); другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.
Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (устанавливают другую табличку).
Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему?
Дети отвечают, рассуждают, результаты опыта зарисовывают.
Необычные кораблики
Цель. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку. Ты вези, кораблик, песенку мою.
Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите: в них что-нибудь есть? (Можно предложить подуть в них - получится «песенка»)
Дети. Они пустые.
Воспитатель. Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами? Дети. Да!
Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой - тяжелее воды - и утонет)
Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой, опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?
Дети высказывают свои предположения, зарисовывают результаты экспериментальной деятельности, подводят ее итоги (первая бутылочка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды - такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать).
Мой веселый, звонкий мяч
Цель. Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
Материал. Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Поиграем с мячиком в прятки?
Первый эксперимент. Помять мячик в ладонях (он упругий, легкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (Мяч плавает: он легкий)
Второй эксперимент. Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (Мячик выскакивает на поверхность воды)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (мячик заполнен воздухом, он легкий - легкие предметы не тонут; вода выталкивает легкие предметы на поверхность).
Веселая полоска
Цель. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
Материал. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Будем мы сейчас играть
И полоску оживлять.
Раз, два, три - посмотри!
Первый эксперимент. Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на нее. Почему она движется? (Она легкая)
Второй эксперимент. Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдет? Почему? (Полоска «прилипнет» к губам: на нее действует сила воздуха)
Третий эксперимент. Полоску бумаги горизонтально прижать к стене и сильно подуть на нее, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (На нее действует сила воздуха)
Четвертый эксперимент. Положить полоску бумаги на( стол, подуть под нее. Что произойдет? (Полоска «запрыгает», как лягушка.)
Дети делают зарисовки и обсуждают итоги деятельности (полоска бумаги легкая, поэтому она реагирует на движение воздуха).
Черное и белое
Цель. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал. Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Белая тряпочка похожа на зайчика, Тряпочка черная - на ворона огородного. Потрогайте салфетки. Какие они?
Дети (прикасаясь к ним). Они прохладные.
Воспитатель. Проведем с ними эксперимент.
Первый этап. Положить салфетки на окно, оставить под лучами солнца на несколько минут. Затем прикоснуться рукой. Что произошло? (Они нагрелись: белая - стала теплой, а черная - горячей.)
Второй этап. Переложить салфетки с окна на стол, оставить на несколько минут. Что произойдет? (Салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка черного цвета - теплой)
Дети делают зарисовки и подводят итоги исследования (белый цвет отталкивает солнечные лучи - салфетка белого цвета нагрелась слабо; черный цвет поглощает солнечные лучи салфетка черного цвета стала горячей; весной грязный снег тает быстрее, чем чистый, белый; в одежде, сшитой из темной ткани, теплее, чем в одежде из светлой ткани).
Солнечные зайчики
Цель. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Материал. Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Рыхлый снег темнее в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Поиграем с зеркалом? Посмотрите в него. Что увидели? Ответы детей.
Воспитатель. Из чего сделано зеркало?
Дети. Из стекла.
Воспитатель. Потрогайте поверхность. Какая она?
Дети. Гладкая, блестящая.
Воспитатель. Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.
Первый эксперимент. Дети «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (Зеркало будет отражать солнечные лучи; меняя его наклон, можно играть)
Второй эксперимент. Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает); если слегка пошевелить рукой - поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.
Третий эксперимент. Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент. Что произойдет? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи).
Ворчливый шарик
Цель. Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.
Материал. Ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
В праздники на улице
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные, разные: голубые, красные,
Желтые, зеленые воздушные шары.
Хотите поиграть с шариком?
Первый эксперимент. Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают. Какой получился шарик? (Легкий и красивый.) Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (Шарик начал «метаться» - это из него выходит воздух)
Второй эксперимент. Надуть шарик, не завязывать, «горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдет? (Воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они легкие.)
Игра в прятки
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал. Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать.
Из пипетки появилась,
На стекле растворилась...
Первый эксперимент. Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины.)
Второй эксперимент. Дети наклоняют пластину. Что происходит? (Капля медленно течет.)
Третий эксперимент. Смочить поверхность пластины, капнуть на нее из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (Она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)
Четвертый эксперимент. На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдет? (Цветная вода потихоньку растворится в прозрачной воде.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (при попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла).
Играем с красками
Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые - разные.
Первый эксперимент. В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.)
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно.)
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании - равномерно).
Послушный ветерок
Цель. Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.
Материал. Ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Первый эксперимент. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно)
Второй эксперимент. Делают то же с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться)
Дети зарисовывают ход эксперимента и подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
Друзья
Цель. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал. Стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Первый эксперимент. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки - это кислород.)
Второй эксперимент. Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляются больше; кислород нужен тем, кто живет в воде).
Секрет сосновой шишки
Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал. Две сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Белка шишку сорвала –
А орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной,
Очень скучно ей одной.
Возьми ее и поиграй.
А во что? Сам угадай! Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей.)
Воспитатель. Почему шишка стала такой?
Дети. Созрела - чешуйки раскрылись, и семена вылетели.
Воспитатель. Хотите увидеть, какой она была раньше?
Дети. Да!
Первый этап. Дети рассматривают шишку, нюхают ее, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми.)
Второй этап. Опустить шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легкая.) Оставить шишку в воде на сутки.
Третий этап (проводится на следующий день). Дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид.) А еще она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше)
Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги (сухая шишка легкая, жесткая - не тонет в воде; шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой - опускается на дно; объем влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги).
Прятки
Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Две баночки с водой (первая - с прозрачной, вторая - с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки?
Дети. Да!
Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. (Он тяжелый, опустился на дно.) Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)
Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной - не видны).
Соревнование
Цель. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.
Материал. Две стеклянные банки с почвой (одна - с рыхлой, другая - с уплотненной), палочка, черенок традесканции, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Где мягче почва - на газоне или на тропинке? (Предположения детей.) Давайте проверим ваши версии в исследовательской деятельности.
Первый эксперимент. Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом? Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их (умеренно).
Второй эксперимент. Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему?
Делают зарисовки и подводят итоги (уплотненная почва не подходит растениям - плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух, быстро высыхает).
Мыло-фокусник
Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал. Ванночка, кусочек мыла (туалетного или хозяйственного), губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Хотите поиграть с мылом? Дети. Да!
Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.)
Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким) Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? (В ней появляются большие пузыри) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету.) Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь).
В какую бутылку быстрее нальется вода?
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Ванночка с водой, две бутылки разного размера - с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Какую песенку поет вода?
Дети. Буль, буль, буль...
Воспитатель. Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?
Первый эксперимент. Дети сравнивают бутылки по величине; рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она наполнится водой и какую песенку будет исполнять; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она заполнится водой, какую песенку будет петь.
Второй эксперимент. С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода - из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?
Третий эксперимент. Дети погружают в воду сразу обе бутылки. Что происходит? (Вода в бутылки набирается неравномерно, и песенки они поют разные.)
Дети играют в игру «Пролезь в трубу». Проползают в широкую и узкую трубу. Из какой они появятся быстрее? Почему? (Широкая труба просторнее, чем узкая.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (в бутылку с широким горлышком вода поступает быстро и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно и издает мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро - звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издает громкие звуки).
Когда льется, когда капает
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, губка из поролона, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Давайте поиграем с водой!
Первый эксперимент. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (Вода капает; ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки.) Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пакетика или пипетки? Почему?
Второй эксперимент. Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают: когда быстрее вода наливается - когда капает или когда льется?
Третий эксперимент. Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают ее. Что происходит? (Вода сначала вытекает, затем капает.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (вода льется при переливании из одного сосуда в другой, из крана, в водопаде; вода капает из пипетки, с крыши домов, с листьев после и во время дождя; звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое самочувствие человека).




















15