Разработка урока по географии на тему Форма и размеры Земли (5 класс)


Интегрированный урок по географии для 5 класса.
Тема: «Форма и размеры Земли»
Цель: сформировать у обучающихся представление о форме и размерах Земли.
Задачи: изучить представления ученых в разные периоды о форме и размерах Земли, сформировать представления о современных форме и размерах Земли, выявить географические следствия формы и размеров Земли, продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной литературой и электронными ресурсами, привить любовь и бережное отношение к нашей планете.УМК: учебник, тетрадь-тренажер, электронное приложение к учебнику.
Оборудование: физическая карта полушарий, презентация, портреты древнегреческих ученых, глобус, карточки с заданиями, параметры формы и размеров Земли.
Межпредетные связи: история, литература, математика, астрономия, география
План урока
Этап урока Виды учебной деятельности
Проверка домашнего задания Географический диктант (взаимоопрос)
Вводно-мотивационный Работа с физической картой полушарий
беседа
чтение и анализ стихотворения
Операционно-деятельностный(изучение нового материала) Просмотр презентации
прослушивание сообщения
просмотр слайд-шоу
работа с глобусом
физкультминутка
работа в тетради-тренажере (тестовое задание, работа с текстом)
просмотр видеосюжета
самостоятельная работа с текстом учебника
Рефлексивно-оценочный Работа в парах по карточкам (анализ табличныхданных)
Беседа по вопросам
Домашнее задание Прочитать параграф
ответить письменно в тетради на проблемный
вопрос
Форма организации процесса обучения: интегрированный урок с использованием элементов ИКТ технологии, здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: парная, индивидуальная, элемент коллективного способа обучения.
Методы: наблюдение, работа с картографическими произведениями, работа со статистическими материалами, работа с моделью,работа с первоисточниками и дополнительной литературой, работа с электронными ресурсами..
Приемы: беседа, чтение стихотворения, работа с различными источниками информации, анализ таблицы, работа с тестовым заданием, работа с текстом, работа с электронными ресурсами.
Средства обучения: натуральные географические модели, описание и изображение предметов и явлений условными знаками, электронные ресурсы.
Ход урока:
Организационный момент
I. Проведение географического диктанта ( взаимопроверка) с целью проверки усвоения материала предыдущего урока.
Вопросы: Вариант-1
1. Спутником Земли является ___________(Луна)
2. Наша Галактика называется _____________(Млечный Путь)
3. На каком месте по счету находится наша планета от Солнца? _____(третьем)
4. Движение планет вокруг своей оси называется ________(орбитой)
5. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию ___________(приливов и отливов)
Вариант-2
1. Наша Галактика вместе с другими Галактиками образует___________ (Вселенную)
2.У нашей Галактики есть два спутника, которые называются_____________ (Большое и Малое Магеллановы облака)
3. Солнце – ближайшая к Земле звезда, состоящая из газов ______________( гелия и водорода)
4. Во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли?________ (в 109 раз)
5. Стрелец, Лебедь, Кассиопея – это________ (Созвездия)

После написания географического диктанта дети проводят взаимопроверку и ставят друг другу отметки (критерии оценивания: пять верных ответов – отметка «5», четыре верных ответа – отметка «4», три верных ответа – отметка «3», два верных ответа – отметка «2»).
II. Вводно-мотивационный этап.
1.Обучающиеся показывают на карте полушарий: a) восточное полушарие, б) западное полушарие, в) экватор, г) начальный меридиан, д) все материки на Земле; е) все океаны на Земле.
2.Формирование мотивации обучающихся путем прочтения и анализа стихотворения «Земля моя, планета голубая».
3. Формулирование темы и задач урока
III. Изучение нового материала. Слово учителя: «В древности люди не имели точного представления о форме Земли».
4. Просмотр презентации учениц о том, как люди представляли Землю в древности.
5. Слово учителя: «Представления людей о форме и размерах Земли менялись в разные исторические периоды. Достоверные суждения были высказаны еще в Древней Греции знаменитым математиком Пифагором (VI в. до н.э.), который первым выдвинул идею о шарообразности Земли. Пифагор обратил внимание на то , что при приближении корабля к наблюдателю, сначала видны паруса и только потом весь корабль, что свидетельствовало о сферичности планеты».
6. Прослушивание сообщения ученика о некоторых древнегреческих ученых, внесших свой вклад в изучение формы и размеров Земли.
7. Учитель показывает портреты Эратосфена, Аристотеля, затем слайд-шоу «Наглядные доказательства выпуклости Земли».
8. Слово учителя: «Убедительным доказательством того, что Земля не плоская и ни на чем не держится, явились кругосветные путешествия. Кто первым совершил кругосветное плавание?(Ф. Магеллан). В эпоху Великих географических открытий землю уже стали изображать в виде объемной модели Земли – глобуса.
Каковы же современные представления о форме и размерах Земли? Шарообразность нашей Земли была окончательно доказана наблюдениями из Космоса (показ слайд-шоу «Вид Земли из Космоса».Кто первым полетел в Космос? (показ фото Гагарина). 12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток»: облетел Земной шар и благополучно вернулся на Землю.
9. Физкульминутка: «Космонавты потянулись,
Раз - нагнулись,
Два - нагнулись,
Раз - присели,
Два - присели
И на место тихо сели».
10. Работа в тетради-тренажере: 1) Обучающиеся выполняют тест на с. 24 № 3; 2)Обучающиеся работают с текстом с.25 № 1.
11. Слово учителя: « С помощью искусственных спутников установили истинный размер и форму нашей Земли. Оказалось, что Земля – не идеальный шар, в результате вращения она несколько сплюснута у полюсов (показ глобуса - объемная модель Земли с выраженными формами рельефа - горами и впадинами).
Какова же форма Земли? (показ видеофрагмента «Геоид», слайда «Соотношение геоида и эллипсоида»).
12.Учитель показывает на экране слайда «Размеры Земли» экваториальный, полярный радиусы, называет их длины. Ребята рисуют в тетради цветными карандашами нашу планету, обозначают и подписывают экваториальный и полярный радиусы, площадь , массу Земли и название ее формы.
13. Самостоятельная работа с текстом учебника. Обучающиеся читают пункт «Географические следствия формы и размеров Земли», выявляют эти следствия и рассматривают результаты (Огромная масса нашей планеты определяет силу Земного притяжения, которая удерживает воду и вокруг нее газовую оболочку. Шарообразная форма Земли определяет разное количество солнечного света и тепла, поступающего на ее поверхность в разных географических широтах).IV. Закрепление: Работа в парах по карточкам (ученики анализируют данные таблицы «Планеты Солнечной системы» и отвечают на вопросы).
Вопросы на закрепление:
1) Назовите доказательства шарообразности Земли?(круглая форма тени Земли, отбрасываемая ею на поверхность Земли).
2) Как на форму Земли влияет ее осевое вращение?(Земля сплюснута у полюсов).
3) Как влияют форма и размеры нашей планеты на жизнь на Земле? (Форма определяет разное количество солнечного света и тепла, поступающего на ее поверхность в разных географических широтах. Размеры определяют силу земного притяжения, которая удерживает воду и вокруг нее газовую оболочку. Вывод: Мы добились поставленной цели, изучили представление о форме и размерах Земли, и, самое главное, выявили географические следствия формы и размеров Земли. Выставление отметок за урок.
V. Дом.задание: с.40-41, ответить в тетради письменно на проблемный вопрос: что станет с нашей планетой, если предположить, что она будет вращаться по орбите Венеры?