Конспект урока «Начало раздробленности Древнерусского государства»


Самоанализ и ход урока:
Автор: Синяткина Татьяна Владимировна
Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6», Предмет: история, урок изучения нового материала;
Тема: Начало раздробленности Древнерусского государства;
Данный урок составлен в соответствии с тематическим планированием к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца 16 века»
Тип урока: урок усвоения новых знаний. (урок логического мышления)
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
На уроке использовалось: проектор, экран, компьютер, телевизор, музыка, диск «Повторение и контроль знаний «история России 6 класс» + рабочая тетрадь».Продолжительность: (урок продолжительностью 30 минут);
Класс:6 класс
Технологии: личностно-ориентированнаяЦель урока: Формирование у учащихся знаний о развитие Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII века, выявление причин и последствий политической раздробленности.
Я считаю, что цель урока достигнута через следующие
Задачи:
обучающие
Формировать знания о причинах политической раздробленности Древнерусского государства;
Узнать основные уделы, образовавшиеся в период политической раздробленности;
Выяснить положительные и отрицательные последствия политической раздробленности.
развивающие:
Способствовать развитию критического мышления учащихся;
Формировать умения анализировать и делать выводы;
Содействовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательные:
Способствовать формированию информационной культуры;
Развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга
Продолжить формирование чувства уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю
Способствовать развитию творческих способностей учащихся
Урок состоит из пяти этапов.
- интрига урока;
- мышление на основе воспоминаний;
- мышление на основе нового знания;
- мышление на основе интеллектуального действия;
- возврат к интриге и ее разрешение
ХОД УРОКА.
I этап –интригующий образ. Лоскутное одеяло в классе создало ситуацию удивления, удивившийся ребенок – это тот, в сознании которого пробужден интерес, внимание, воображение, мысль
Учитель: Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть! Сегодня я пришла к вам не с проста. Какие ассоциации у вас возникают с лоскутным одеялом?

Учащиеся: части целого, деление государства, политическая раздробленность.
Учитель: Странно, что же произошло, почему так изменилась жизнь в стране?
Учащиеся: делают свои предположения.
Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к изучению темы, которая написана на доске.
II этап – мышление на основе воспоминания.А) фронтально-ассоциативная стадия:
Учитель: Да, ребята, беда! Куда-то делось название. Ничего не могу понять! И не помню что же это за тема?!
(на доске тему скрывают город, понятия, портреты, даты из прошлой темы: Ярослав Мудрый, усобицы, вотчина, наместник, посадник, Русская Правда, 1054 г., христианство, «из варягов в греки», Киев, печенеги).
Учитель: Сейчас мы их быстренько разгадаем и найдем тему! Согласны?
Учащиеся: называют ассоциации, которые у них вызывают, картинки на слайде, и при решении каждой картинки она исчезает и появляется тема урока)Учитель: так какая тема получилась? (говорят)
Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет:Все вместе: Начало раздробленности Древнерусского государства.
Б) индивидуальные задания
На парте у одного из учеников лежит «папка ответов», в которой содержится документ, и план ответа. Этот ученик должен прочитать его и составить рассказ по документу, ориентируясь на план. Он будет говорить, тогда, когда класс выяснит, какую тему будем изучать на данном уроке. Задание дано в начале урока. А класс, включается в работу, дополняет рассказ ученика.
Документ: Что способствовало сохранению единства на Руси? (завещание Ярослава, «Русская Правда», христианство) Что угрожало единству Руси? (усобицы, отсутствие единой власти, ликвидация набегов кочевников)
«Завещание Ярослава помогает понять причины последующих событий в Русском государстве. Вот к чему он призывал своих детей: «Имъйте в собъ любовь, понеже вы есте братья единого отца и матере. Да еще будете в любви межю собою, Богъ будетъ в васъ, и покорить вы противныя подъ вы. И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распряхъ и которающеся, то погыбнете сами, и погубите землю отець своихъ и дъд своихъ, юже налъзоша трудомъ своимъ великимъ» («Имейте между собой любовь, так как вы братья, дети одного отца и одной матери. Если будете любить друг друга, то Бог будет с вами и покорит вам врагов. Будете тогда мирно жить. Если же будете жить с ненавистью, в распрях и ссорах, то сами погибнете и погубите страну отцов своих и дедов, которые создали ее своим великим трудом»).»(Исторические портреты/http://www.telenir.net/istorija/ryurikovichi_istoricheskie_portrety/p2.php#metkadoc2)Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать?
Ученики: самостоятельно выводят цель урока: Как жили сыновья Ярослава после его смерти; выявление причин и последствий политической раздробленности.
III этап: саморазвивающееся мышление на основе новых знаний.
А) ассоциативно-символическое мышление
1 вариант
Учитель: Перенесемся на машине времени во временя Ярослава Мудрого. Ваша задача: Расставьте на карте имена сыновей Ярослава Мудрого по их уделам в соответствии с завещанием отца. (трансляция видео фрагмента и вопроса задания) [RVI6_39-8]_[MA_01]
Учащиеся: слушают и выполняют
Задание для 1 учащегося, который вставляет слова в схему на доске, используя текст учебника §9, п.1, абзац 1.
Допишите в схему «распределение русских земель между сыновьями Ярослава Мудрого» имена сыновей Ярослава Мудрого и название городов, которые он им распределил.

Изяслав


ПереяславльУчитель и учащиеся проверяют. (продолжение фильма)
Учитель: (после просмотра фильма) -3 мин.
Жизнь при Ярославичах в Киевской Руси.
Что способствовало сохранению единства на Руси?
Учащиеся: «Правда Ярославичей», набеги половцев
Учитель: Что угрожало единству Руси?
Учащиеся: усобицы, отсутствие единой власти, натуральное хозяйство, усиление роли князей и бояр на местах)Учитель: Русская земля все больше страдала от княжеских усобиц и набегов половцев
2 вариант.
На столах у каждого лежит карта начала раздробленности Руси. Используя карту и «фишки или флашки» Расставить на карте имена сыновей Ярослава Мудрого по их уделам в соответствии с завещанием отца.
Также индивидуальное задание для учащегося. (проверяем всем классом)
По карте выяснить
Что способствовало сохранению единства на Руси?
Что угрожало единству Руси?
Учитель: Но каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их.
Б) Ассоциатино-логическое мышление
Учитель: Какие действия должны предпринять были князья, чтобы обезопасить себя от набегов половцев?
Учащиеся: объединить свои силы и решить эту проблему. «Один в поле не воин».
Учитель: В 1097 году уже внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече.
Просмотрев фильм, скажите, пожалуйста, что же решили князья на Любеческом съезде?
(демонстрация фильма по телевизору, «история государства Российского 28 серия – 2 мин)
Индивидуальное задание: Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам сейчас нужно будет поработать с фрагментом документа того времени, который называется «Повесть временных лет», кстати, он есть у вас в учебнике (стр. 83)
Заполните таблицу «Любечский съезд русских князей»
Дата проведения съезда 1097 г
Инициатор созыва съезда Владимир Мономах
Решения съезда 1. вернуться к границам княжеств, их отцами установленным.
2. наказывать тех, кто тот договор нарушит. Клялись на на православном кресте и по-братски целовались
3. приняли правило: «Каждый да держит вотчину свою»
Прекратить усобицы, новый порядок организации власти
Значение съезда Закрепляло раздел на Руси, объединение сил против половцев

Учащиеся: предлагают свои ответы, ученик дополняет.
Учитель: достает лоскут единого государства Киевская Русь и отрывая от него части отдает их ученикам
Таким образом, Любеческий съезд закреплял принцип разделения Русской земли на отдельные княжества.
Как вы думаете, почему же князья не объединились, а решили жить отдельно друг от друга, каждый сам за себя?
Учащиеся: пытаются назвать причины раздробления государства.
Учитель: выслушав предложенные варианты, выводит причины раздробленности на экран. Предлагает решить тест. Выбрать из предложенного (диск с контролем, глава 3, задание, выберите из предложенного).
Учащиеся: выполняют задание
(ответы: а, в, г, е, ж, з, к, л)
В) ассоциативно-событийное мышление
Физминутка: музыка, учитель говорит, что снова кочевники напали на Русь. Предлагает несколько упражнений (натянуть стрелы, закрыть землю, вытащить меч). Молодцы, отстояли свои земли!!!
Ну вот, теперь вы самостоятельно владеете каждый своей землей. Расскажите мне, пожалуйста, как вам живется на вашей земле? Какие задачи вам теперь как князьям нужно решать?
Предлагаю вам написать эти задачи на ваших лоскутках и прикрепить к государству.
Учащиеся: выполняют задание в парах, после работы рассказывают
Учитель: (на экране демонстрация шапки Мономаха) О чем мы с вами сейчас говорили, то и сделал Владимир Мономах. В 1113 году после смерти Святополка к власти в Киевском княжестве пришел Владимир Мономах. Это внук византийского императора Константина Мономаха. Он занял престол в возрасте 60 лет. Владимир Мономах выступал против войн, говорил, что нужно жить всем вместе! В конце своего правления Владимиру Мономаху удалось на некоторое время объединить отдельные княжества в единое государство. В 1116 г. Организовал новый большой поход против половцев
Дал новый свод законов «Устав Владимира Мономаха» - продолжите
Учащиеся: (§9, стр 77, 3 абзац (можно в виде раздаточного материала)
Индивидуальное задание на карточках:
Свод законов Владимира Мономаха – «Устав Владимира Всеволодовича» ………(облегчал) положение различного рода должников.
Ростовщикам запрещалось …….. (требовать более 20% сверх взятой в долг суммы)
Закупы могли …… (уходить от своего господина, чтобы заработать деньги и вернуть купу)
Запрещалось ……. (превращать свободных людей в холопы за долги).
Как вы оцениваете эти законы? __________________ (собственное мнение учащегося).
Учитель: проверяем.
Сегодня на урок я пришла не с пустыми руками, а с волшебной корзинкой. Давайте посмотрим, что лежит в корзинке?
Учащиеся: иголка и нитки.
Учитель: ребята, это иголка и нитки. Я предлагаю пойти по пути Владимира Мономаха и объединить наши земли в единое государство!
- прочное ли государство получилось в результате объединения?
Учащиеся: нет
Учитель: долго ли будет жить такое государство?
Учащиеся: нет
Учитель: в чем же причины непрочности государства?
Учащиеся: каждый князь сам себе хозяин в своей вотчине, нет единства, киевское княжество – только символ власти и престиж, нет сильной власти
IV этап – действенное мышление
Исправьте ошибки в тексте: (у каждого учащегося на парте)
«Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Ярослава Мудрого, который княжил тогда в Переяславле в 1097 году внуки и правнуки Владимира Мономаха собрались на съезд в городе Любеке. Они поклялись, что не дадут половцам разорять Русь, и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, - «каждый да держит отчину свою». Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества
Учитель: проверяем.
На интерактивной доске текст, надо вставить пропуски (диск, глава 3, заполните пропуски в предложении)

V этап – разрешение конфликта интриги.Учитель: Что же произошло, почему так изменилась жизнь в стране?
(обращает внимание на лоскутное одеяло)
Учащиеся: Киевская Русь стала похожа на лоскутное одеяло. Называют причины феодальной раздробленности:
Усобицы, натуральное хозяйство, порядок престолонаследия.
Домашнее задание:
§9, контурная карта, сообщение про Владимира Мономаха
Учитель: При выходе из класса вам на пути встретятся две ладьи. В первой ладье поплывут те ребята, которые все поняли сегодня на уроке. Если такие ребята есть, то смело усаживайте в первую ладью своего человечка;
Во второй ладье поплывут те ребята, у кого остались вопросы, те, кто не все понял сегодня на уроке.
Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.