Роль семьи в формировании суицидального поведения у детей и подростков — родительский лекторий


Роль семьи в формировании суицидального поведения у детей и подростков
Суицидальным поведением называется широкий спектр проявлений, связанных с уходом из жизни: от мыслей о самоубийстве, соответствующих высказываний, угроз или намерений до попыток покончить с собой.
Анализ причин суицидального поведения позволил выявить 8 вариантов.
Демонстративно-шантажный суицид – 44 случая (41%). В 36 случаях (33%) суицидальный «ультиматум» был адресован родителям.
Суицид – форма протестной реакции – 20 случаев (18%). Суицидальное поведение используется в качестве способа «донести» свое несогласие до окружающих (в 13 наблюдениях (12%) до родителей).
Суицид ребенка - способ наказать родителей – 16 наблюдений (15%). В двух наблюдениях из 16 высказывания и действия ребенка носили бредоподобный характер.
Суицидальное поведение как способ решения семейных конфликтов: 8 детей и подростков (7%).
Истинное суицидальное поведение – 6 наблюдений (6%).
Бремя повышенной ответственности как причина суицидального поведения (5 наблюдений - 5%). Формирование суицидального поведения в этих случаях возникает в связи со сложными проблемами в семье, за которые ребенку кажется, что он отвечает, но которые ему не по силам решить. Суицидальному поведению предшествует депрессивный эпизод с нарастающим переживанием отчаянья.
Суицид вследствие непереносимости разлуки – 4 случая (4%). Этот вариант наблюдался при симбиотических отношениях между матерью и ребенком.
Суицид как результат желания быть похожим на своих родителей (4 наблюдения - 4%). Ребенок своим поведением «копирует» депрессию и склонность к самоубийству одного из родителей.
Т.о. в 84 случаях (80%) наблюдается связь между формированием суицидального поведения у детей и семейной ситуацией. Установлена взаимосвязь между структурой семьи, внутрисемейными коммуникациями, семейными мифами и правилами, с одной стороны, и кратностью, формой и типом суицидального поведения, с другой.
Наше исследование показало, что существует суицидальное поведение, которое связано напрямую с психотравмирующей ситуацией в семье и является реакцией на обострение данной ситуации. В ряде наблюдений суицидальное поведение было не связано с актуальной семейной ситуацией, а являлось типичной повторяющейся («наследственной») формой реакции членов данной семьи на трудную жизненную ситуацию. Кроме того, под наблюдением были случаи, в которых возникновение суицидального поведения напрямую не было связано с семьей, но приводило к дисфункциональной реакции семейной системы на симптоматическое поведение ребенка, что, в свою очередь, закрепляло это поведение в виде повторных суицидальных попыток (5 наблюдений).
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости включения семейной психотерапии (семейного психологического консультирования) в комплекс мероприятий по профилактике и лечению суицидального поведения у детей и подростков.
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка.
И если в семье рождается ребёнок, имеющий дефект психического или соматического характера, то семья непременно должна стать для такого ребёнка своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. В то же время она должна стать и своеобразной «школой выживания» этого ребёнка в современном обществе, подготавливая его к непростым условиям, в которых ему придётся существовать в будущем.
В благоприятной атмосфере ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возникающими трудностями, находя в своей семье поддержку и понимание.
Однако следует помнить, что жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, изначально сопровождается очень сильным стрессом и целым рядом переживаний у родителей. У них значительно обостряются чувства вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния. Многие родители долгое время не могут смириться с такими обстоятельствами и принять их. Затянувшаяся стрессовая ситуация в семье, конечно же, не может не сказаться на состоянии самого ребёнка и как правило препятствует созданию благоприятных условий, способствующих адаптации и развитию ребёнка с проблемами здоровья.(примеры)
Нездоровая атмосфера в семье, ощущение ребёнком своей «ненужности» в дальнейшем может стать весомой причиной суицидальных проявлений у детей и подростков с ОВЗ.
В целом для них характерны те же аспекты суицидальных проявлений, что и у обычных детей.Но не следует забывать, что одним из самых важных факторов суицидального риска у детей и подростков является диагностируемое психическое заболевание и психические расстройства, с которыми нам часто приходится сталкиваться, так как всё реже тот или иной дефект развития встречается в «чистом» виде. Очень часто мы говорим о сложной структуре дефекта.
Так специалисты, исследуя детей и подростков (8-18 лет) с суицидальным поведением, отметили, что у 30% был выставлен диагноз «органическое поражение головного мозга», у 11% - умственная отсталость, у 7% - невротическая депрессивная реакция и 52% имели патологическое формирование характера.
При сопоставлении диагноза и формы суицидального поведения, выявлено, что суицидальные угрозы характерны для детей с органическим поражением головного мозга, а неоднократные попытки самоубийства - для детей с патохарактерологическими чертами возбудимого типа.
По возрастным показателям наибольший процент суицидальных проявлений имеют подростки 14-16 лет.
.Следует также отметить, что в исследуемой группе 57% воспитывались в полных семьях, 15% - в неполных, 35% - в смешанных семьях и 3% — в детском доме.
Если говорить о причинах, то 15% детей с помощью суицида пытались «наказать» родителей (Эти дети часто говорили о том, что именно после самоубийства родители пожалеют о недостатке внимания, любви и заботы, который был в семье). Суицидальные проявления, как способ решения семейных конфликтов, отмечался у 7% детей и подростков .Так, например, один ребенок говорил: «Когда я умру, папа с мамой пойдут ко мне на могилку и там помирятся».
Истинное суицидальное проявление зарегистрировано только в 6% случаев: дети имели отчетливое желание уйти из жизни.
Ещё одна причина суицида - желание быть похожим на своих родителей (4%). Ребенок своим поведением «копирует» депрессию и повторяет «по образцу» склонность к самоубийству одного из родителей.
Обращает на себя внимание, что в 80% наблюдается связь между формированием суицидальных проявлений у детей и семейной ситуацией.
Таким образом, среди социально-психологических факторов самоубийства у детей и подростков ведущее место занимает семейная дезорганизация. К семейной дезорганизации относят отсутствие отца в раннем детстве, недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета и, наоборот, чрезмерное внимание родителей к собственному авторитету, телесные наказания. К влияющим на суицидальные проявления у детей могут быть отнесены также следующие события: развод родителей, параллельные отношения, повторные браки, конфликты между родителями, болезнь и смерть родственников. Важным фактором формирования этих проявлений можно считать наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.
Так, алкогольная зависимость одного или обоих родителей установлена у 44% детей с суицидальными проявлениями. Также может иметь значение наследственный фактор: у 16% больных имеется отягощенная наследственность по психическим заболеваниям.
Исследование показало, что существует такого рода проявление, которое связано напрямую с психотравмирующей ситуацией в семье и является реакцией на обострение данной ситуации. В ряде наблюдений суицидальное поведение было не связано с актуальной семейной ситуацией, а являлось типичной повторяющейся («наследственной») формой реакции членов данной семьи на трудную жизненную ситуацию. Кроме того, под наблюдением были случаи, в которых возникновение суицидального поведения вообще напрямую не было связано с семьей (а было связано, например, с подростковой группой), но приводило к дисфункциональной реакции семейной системы на симптоматическое поведение ребенка, что, в свою очередь, закрепляло это поведение в виде повторных суицидальных попыток.(пример
Кроме того, следует отметить, что в 49% случаях суицидальным проявлениям предшествовали уходы ребёнка из дома.
С психологической точки зрения поведение ребенка в этих случаях можно было бы «прочитать» как символическое «послание» (или как «крик души») родителям: «Если вы не отреагировали на мой уход из дома, то может быть заметите мой уход из жизни!»
Как это не печально, но статистика показывает, что инвалиды входят в группу риска, дающей самые высокие показатели самоубийств наряду с наркоманами, хроническими алкоголиками и психически больными людьми.
Количество суицидов среди инвалидов сильно возросло за последнее время. Очень многие инвалиды высказывают желание уйти из жизни. Они хотят уйти из жизни не потому, что им в тягость собственное существование, а потому, что они не могут смириться с несправедливостью социальной среды вокруг них, не могут устроиться в обществе, которое их окружает.
У людей с ОВЗ, в том числе и подростков, случаются те же трудности что и у обычных людей: проблемы переходного возраста, неразделенной любви, конфликты с родителями, предательства, жизненные ошибки и разочарования, одиночество, невостребованность и т.д. Но эти трудности у них более отягощены стойкой утратой здоровья, физическими недостатками, внутренними сомнениями, собственной беспомощностью, скрытой дискриминацией, неприятием общества, несовершенством системы…
Говоря о людях с ОВЗ, следует отметить, что инвалиды с детства очень разнятся своим мировосприятием не только по тому, в каком возрасте и в какой степени они утратили здоровье, в какой семье воспитывались, насколько успешно лечились, но и в каких условиях обучались: на дому, в специализированном классе, в общеобразовательной школе или интернате. Полученная в детстве коллективистская закалка способствует в дальнейшем преодолению любых жизненных преград, в то время, как слепая родительская любовь и излишняя опека, вынужденная изоляция от общества могут привести к трагедии. (пример)
Иногда, чтобы ослабить родительскую опеку, отвоевать право самостоятельно распоряжаться своей жизнью, что очень не просто, будучи физически беспомощным и материально зависимым, подростку с ОВЗ приходится идти на конфликт с дорогими ему людьми, доказывать, что он тоже имеет право на счастье! Но вначале ему самому надо поверить в то, что он достоин называться человеком.
Ребёнок-инвалид постепенно адаптируется к окружающему миру. Как правило, он не осознает глубины пропасти, разделяющей его с остальными людьми, он уверенно берет рубежи, карабкается на вершины и нередко оказывается победителем. Но бывают минуты, когда бессердечие людей, даже неосторожно оброненное ими слово заставляет его взглянуть на себя их глазами… Безобидная реплика, преднамеренная обида постороннего или близкого человека могут нанести глубокую душевную травму. И это порой может привести к непредсказуемым последствиям, заронить в подсознание нежелательные мысли и в последствии действиям и поступкам, в том числе и попыткам суицида. (пример из журнала "ВЕС")
Роль родителей, близких, родных людей в данном случае сложно переоценить. Очень важно постепенно, ненавязчиво подводить ребёнка к убеждению, что внешность – не главное в личной жизни. Многочисленные примеры счастливых браков среди инвалидов убедительно показывают, что физическое несовершенство, как девушки, так и парня, не является препятствием для семейного счастья, творческого самовыражения, обретения материального благополучия, успешной карьеры, достойного жизненного предназначения.
Но – «дорогу осилит идущий»! Вероятность того, что безвольно плывущего по течению жизненной реки судьба выведет к заветным берегам, ничтожно мала для любого человека, для инвалида – в особенности. И чтобы справиться с этим течением, надо приложить немало сил. И помочь в этом должна семья.
Ещё более трагичной может стать ситуация, если человек (в том числе ребёнок, подросток) внезапно стал инвалидом, получив травму или заболев. Мысль о суициде настойчиво пульсирует в воспаленном сознании почти у всех, оказавшихся в такой ситуации. Вывести из глубокой депрессии бессильны бывают даже горячо любящие родные, психологи и реабилитологи - все вместе взятые. У каждого свой путь духовного исцеления, постепенного обретения себя, возвращения к жизни, но чаще всего его помогают преодолеть такие же больные, собственным примером доказавшие, что еще не все потеряно.(пример)
Известны случаи, когда книга, описывающая подобную трагедию и возрождение после неё, становилась путеводной ниточкой. Такая судьба у «Повести о настоящем человеке» об Алексее Маресьеве (ему в свое время тоже попал в руки журнал с рассказом о летчике без ног), автобиографических книг Владислава Титова, предотвратившего взрыв в шахте и оставшегося без обеих рук, доктора Красова, получившего перелом позвоночника, Николая Островского, полностью обездвиженного и ослепшего, но остававшегося в строю и многих других, менее известных авторов и героев. (пример)
Поэтому, если внимательный родитель заметил у своего ребёнка отклонения в поведении, депрессивное состояние, если у него появились высказывания связанные с его инвалидностью, необходимо найти примеры из жизни людей, которым еще хуже, но они сумели преодолеть себя. Примеров таких великое множество и в инвалидном спорте, и в творчестве, и в трудовых буднях, и в семейной жизни, и в общественной работе, и на государственной службе, и т.п. (слайды 8-12)
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о ведущей роли семьи в формировании суицидального поведения у детей и подростков и, следовательно, о необходимости включения семейной психотерапии (семейного психологического консультирования) в комплекс мероприятий по профилактике и лечению суицидальных проявлений у детей и подростков.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Что можно сделать для того, чтобы помочь.
1. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности ребёнка.
2. Примите ребёнка как личность. Допустите возможность, что он действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка.
4. Будьте внимательным слушателем. Люди с суицидальным поведением особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли. Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. По этой причине не стоит спорить и противоречить.
6. Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы.
8. Вселяйте надежду. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми.
9. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
10. Не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.
13. Важность сохранения заботы и поддержки., даже если кажется, что критическая ситуация миновала.