Технологическая карта урока по георграфии на тему Форма и размеры Земли (5 класс)

1. Предмет: география
2. Класс: 5
3. Тема урока: «Форма и размеры Земли».
4. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.
5. Цель: формирование знаний  о планете Земля;
6. Задачи:
-   обучающие: формировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты. углубить знания  о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
7. Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
8. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: комбинированный.
10. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
11. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация










Ход и структура урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.


Приветствие учителя, готовность к уроку.


1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Мы с вами продолжаем виртуальное путешествие в космическом пространстве.

Подумайте и назовите космический адрес нашего класса.
Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Что нам неизвестно о Земле?


Вспоминают изученный ранее материал (П).
Вселенная – галактика «Млечный путь» - Солнечная система – планета Земля – материк Евразия – страна Россия – Республика Татарстан – город Казань – улица Юлиуса Фучика дом №40 – школа № 78 – кабинет № 301 – 5 Г класс.


 Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации .

На экране отражаются вопросы.(слайд1, 2)
(Приложение 1)

Подумайте и запишите свои ответы на листочке. Обсудите свой ответ соседом «по плечу»

К какому выводу пришли в группе? Озвучьте свой ответ.

Кто думает по-другому?

Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
Учитель подводит к определению новой темы урока.(слайд 3, 4)
 
Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор.
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Объясняют и  формулируют тему,


 Целеполагания

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.



Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

 «Открытие» нового знания

Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов
-найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том
-как в древности люди представляли форму Земли
-доказательства шарообразности Земли,
-кто впервые рассчитал размеры Земли (Приложение 2)
Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения  задания
Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.(слайды 5-11)
Не забудьте поблагодарить друг друга!


Работают с учебником : находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 
Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).
Практикум: работа в группах (4) делают  расчеты и ответы записывают на маршрутных листах и   формулируют вывод о различиях радиусов.  (П,Р,К.)

Взаимопроверка маршрутных листов соседа по «лицу».

Физкультминутка

Проводит игру на внимание.
Все дружно поднимаемся, встали удобно.
Если утверждение верно – руки вперед. При неверном утверждении – руки над головой +хлопок.
1. Юпитер – планета-гигант.
2. Земля – самая большая планета.
3. Луна – естественный спутник Земли.
4. Нам известна лишь одна галактика.
5. Марс – планета земной группы.

Выполняют упражнения.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии 
Представителям каких профессий необходимы знания о форме и размерах Земли?
(Приложение 3)
Задания на столах. Каждый участник должен обосновать свой ответ. Далее решение группы отражаем на доске. Фигурки в конвертике.

«Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» (Слайд 13,14)


Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 


Рефлексия (итог урока)


Что мы узнали нового при нашем виртуальном путешествии?


слайды 15 – 20.
Проверьте свои ответы и поставьте себе отметки на бланке ответов.
Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П), выполняют тест.

Домашнее задание
Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной»
Записывают домашнее задание



Приложение 1.
1. Выбери правильную строку:
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
Приложение 2. Маршрутный лист 1
Вставьте вместо пропусков слова, используя учебник (стр. 39-40)
Древние люди представляли Землю в виде __________________ .
Первые предположения о шарообразности земли высказали _______________________________________________________ .
Шарообразность Земли путем ______________________________________
установил ____________________________ .
Доказательства о шарообразности Земли а)____________________________
__________________________________________________________________,
б)_________________________________________________________________
Самое убедительное из этих доказательств _________________________________________________________________.

Маршрутный лист 2
Вставьте вместо пропусков слова, используя учебник (стр. 40-41)
Наша планета ___________ по счету от Солнца.
Радиус Земли – это _________________________________________________.
Полярный радиус – это ___________________________________________, составляет _______________ км. Экваториальный радиус – это _________________________________________________, составляет ______________ км. Разность между экваториальным и полярным радиусом составляет _________________________ км.
Средняя величина радиуса составляет _____________ км.
Самая длинная окружность вокруг Земли называется ____________________ , его длина составляет __________________ км.
Приложение 3
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

15