Дидактические материалы Эволюция систем органов


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ
тема: «Эволюция покровов». §36
(изучить материал §36, составить план-схему)
Орган, который «умирает» и «рождается» вновь, имеет большую площадь поверхности, называется - __________ .Функции покровов: - защита от ____________________ ;- участвует в обмене веществ;
- терморегуляция.
Особенности строения (заполнить таблицу):
Группы организмов Строение Производные покровов
I.Одноклеточные
II. Многоклеточные БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ:
тип КишечнополостныеЧерви: плоские
круглые
кольчатые КММ тип Моллюски
тип Членистоногие
ХОРДОВЫЕ:
классы Рыб класс Амфибии класс Рептилии класс Птицы класс Млекопитающие Эпидермис:
Дерма:
Гиподерма:
Рога, копыта, ногти
Вывод: «Эволюция покровов шла …. _________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ
тема: «Эволюция покровов». §36
(изучить материал §36, составить план-схему)
Орган, который «умирает» и «рождается» вновь, имеет большую площадь поверхности, называется - __________ .Функции покровов: - защита от ____________________ ;- участвует в обмене веществ;
- терморегуляция.
Особенности строения (заполнить таблицу):
Группы организмов Строение Производные покровов
I.Одноклеточные
II. Многоклеточные БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ:
тип КишечнополостныеЧерви: плоские
круглые
кольчатые КММ тип Моллюски
тип Членистоногие
ХОРДОВЫЕ:
классы Рыб класс Амфибии класс Рептилии класс Птицы класс Млекопитающие Эпидермис:
Дерма:
Гиподерма:
Рога, копыта, ногти
Вывод: «Эволюция покровов шла …. _________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ
тема: «Эволюция органов дыхания. Газообмен» §39
(изучить материал §39, составить план-схему)
Процесс, поглощения О2и выделение СО2, называется - _______ .Функции дыхания: - обеспечение ____________________ ;- участвует в обмене веществ;
- терморегуляция.
Организмы
(по отношению к О2)
аэробы анаэробы
ДЫХАНИЕ
внешнее (газообмен) внутреннее
____________ (тканевое)
______________ причина
______________ клеточное
______________ (окисление органических веществ)

Е (энергия)
Особенности строения (заполнить таблицу):
Группы организмов Органы и тип дыхания
I.Одноклеточные II. Многоклеточные БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ:
тип КишечнополостныеЧерви: плоские
круглые
кольчатые тип Моллюски тип Членистоногие ХОРДОВЫЕ:
классы Рыб класс Амфибии класс Рептилии класс Птицы класс Млекопитающие Вывод: «Эволюция органов дыхания шла …. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ
тема: «Эволюция органов дыхания. Газообмен» §39
(изучить материал §39, составить план-схему)
Процесс, поглощения О2и выделение СО2, называется - _______ .Функции дыхания: - обеспечение ____________________ ;- участвует в обмене веществ;
- терморегуляция.
Организмы
(по отношению к О2)
аэробы анаэробы
ДЫХАНИЕ
Внешнее (газообмен) внутреннее
______________ (тканевое)
______________ причина
______________ клеточное
______________ (окисление органических веществ)

Е (энергия)
Особенности строения (заполнить таблицу):
Группы организмов Органы и тип дыхания
I.Одноклеточные II. Многоклеточные БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ:
тип КишечнополостныеЧерви: плоские
круглые
кольчатые тип Моллюски тип Членистоногие ХОРДОВЫЕ:
классы Рыб класс Амфибии класс Рептилии класс Птицы класс Млекопитающие Вывод: «Эволюция органов дыхания шла …. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ
тема: «Эволюция кровеносной системы. Кровь». §41
(изучить материал §41, составить план-схему)
Система органов, которая обеспечивает организм О2 и питательными веществами - _____________________________ .Функции: - защита от ____________________ ;- участвует в обмене веществ;
- терморегуляция;
- _______________________________;
- _______________________________ .
Особенности строения (заполнить таблицу):
Группы организмов Круги кровообращения
(I или II) Тип кровеносной системы (замкнутая или незамкнутая) Сердце
(+/-, где расположено, количество камер)
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
Тип
Кольчатые черви тип
Моллюски тип Членистоногие тип ХОРДОВЫЕ: классы
Рыб класс
Амфибии класс
Рептилии класс
Птицы класс Млекопитающие Сосуды:
Артерии - _________________________________
Вены - ____________________________________
Капилляры -______________________________
Вывод: «Эволюция кровеносной системы шла __________________________________________________ __________________________________________________
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ
тема: «Эволюция кровеносной системы. Кровь». §41
(изучить материал §41, составить план-схему)
Система органов, которая обеспечивает организм О2 и питательными веществами - _____________________________ .Функции: - защита от ____________________ ;- участвует в обмене веществ;
- терморегуляция;
- _______________________________;
- _______________________________ .
Особенности строения (заполнить таблицу):
Группы организмов Круги кровообращения
(I или II) Тип кровеносной системы (замкнутая или незамкнутая) Сердце
(+/-, где расположено, количество камер)
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
Тип
Кольчатые черви тип
Моллюски тип Членистоногие тип ХОРДОВЫЕ: классы
Рыб класс
Амфибии класс
Рептилии класс
Птицы класс Млекопитающие Сосуды:
Артерии - _________________________________
Вены - ____________________________________
Капилляры -______________________________
Вывод: «Эволюция кровеносной системы шла …. __________________________________________________ __________________________________________________
Характеристика крови:
Кровь
(жидкая соединительная ткань)
КЛЕТКИ КРОВИ межклеточное вещество
Эритроциты - ___________________ ПЛАЗМА
_________________________________ (состав, функции)
_________________________________ ______________________
_________________________________ ______________________
_________________________________ ______________________
Лейкоциты - _____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
__________ - безъядерные клетки крови,
которые обеспечивают процесс свертывания.
Функции крови:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Эволюция крови шла - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика крови:
Кровь
(жидкая соединительная ткань)
КЛЕТКИ КРОВИ межклеточное вещество
Эритроциты - ___________________ ПЛАЗМА
_________________________________ (состав, функции)
_________________________________ ______________________
_________________________________ ______________________
_________________________________ ______________________
Лейкоциты - _____________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
__________ - безъядерные клетки крови,
которые обеспечивают процесс свертывания.
Функции крови:
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Эволюция крови шла - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
тема: «Эволюция выделительной системы». §42
(изучить материал §42, составить план-схему)
В процессе обмена веществ образуются продукты распада, которые удаляются через разные структуры или системы органы.
ПРОДУКТЫ РАСПАДА

углекислый вода минеральные непереваренные газ СО2 Н2О соли остатки пищи

органы дыхания ЖКТ
органы ВЫДЕЛЕНИЯ
Задание: заполнить таблицу «Особенности строения органов выделения у разных систематических групп»
Группы организмов Органы выделения
I.Одноклеточные II. Многоклеточные БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ:
тип КишечнополостныеЧерви: плоские
круглые
кольчатые тип Моллюски тип Членистоногие ХОРДОВЫЕ: Продукт распада
классы
Рыб Туловищные мочеточнтки мочевой МИК
почки пузырь МИО мочевина
Класс
Амфибии класс
Рептилии класс
Птицы класс Млекопитающие Эволюция выделительной системы шла __________________
______________________________________________________________________________________________________________
тема: «Эволюция выделительной системы». §42
(изучить материал §42, составить план-схему)
В процессе обмена веществ образуются продукты распада, которые удаляются через разные структуры или системы органы.
ПРОДУКТЫ РАСПАДА

углекислый вода минеральные непереваренные газ СО2 Н2О соли остатки пищи

органы дыхания ЖКТ
органы ВЫДЕЛЕНИЯ
Задание: заполнить таблицу «Особенности строения органов выделения у разных систематических групп»
Группы организмов Органы выделения
I.Одноклеточные II. Многоклеточные БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ:
тип КишечнополостныеЧерви: плоские
круглые
кольчатые тип Моллюски тип Членистоногие ХОРДОВЫЕ: Продукт распада
классы
Рыб Туловищные мочеточнтки мочевой МИК
почки пузырь МИО мочевина
Класс
Амфибии класс
Рептилии класс
Птицы класс Млекопитающие Эволюция выделительной системы шла __________________
______________________________________________________________________________________________________________
тема: «Эволюция нервной системы». §43-45
СТРУКТУРЫ: нервы, ганглии (узлы), мозг, органы чувств.
ЗНАЧЕНИЕ: 1. Регуляция работы органов и систем органов.
2. Восприятие и анализ информации от органов чувств.
ЭВОЛЮЦИЯ нервной системы:
ДИФФУЗНАЯ УЗЛОВАЯ ТРУБЧАТАЯ
(сетчатая, сетевидная) (стволовая)
Структурной и функциональной единицей нервной системы –
НЕЙРОН
Структуры Свойства
Клетки – сома (тело)
- отростки: дендриты, аксон Раздражимость
Проводимость
Нервы - Возбудимость
Рецептор – нервное окончание Рефлекс
Нейроны: чувствительный, двигательный Рефлекторная дуга
Вещество: серое (ядра, кора, узел) и белое Торможение
Рефлекс – ответная реакция организма, на полученное раздражение с участием ЦНС.
Стадии рефлекса:
Восприятие раздражение – РЕЦЕПТОР
Передача раздражение в ЦНС – чувствительный нейрон
Анализ раздражение – ЦНС
Передача возбуждения к рабочему органу – двигательный нейрон
Ответная реакция – рабочий орган.
РЕЦЕПТОР чувствительный нейрон ЦНС двигательный нейрон РАБОЧИЙ ОРГАН
РЕФЛЕКС
условные безусловные
приобретенные, не наследуются врожденные, наследуются,
обучение, навыки, приспособленность сложная последовательность
к изменяющимся условиям среды.рефлексов – ИНСТИНКТ
Заполнить таблицу «Тип нервной системы»
Группы организмов Тип нервной системы
тип Кишечнополостныетипы Червей тип Моллюски тип Членистоногие тип Хордовые Эволюция нервной системы ______________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
тема: «Эволюция нервной системы». §43-45
СТРУКТУРЫ: нервы, ганглии (узлы), мозг, органы чувств.
ЗНАЧЕНИЕ: 1. Регуляция работы органов и систем органов.
2. Восприятие и анализ информации от органов чувств.
ЭВОЛЮЦИЯ нервной системы:
ДИФФУЗНАЯ УЗЛОВАЯ ТРУБЧАТАЯ
(сетчатая, сетевидная) (стволовая)
Структурной и функциональной единицей нервной системы –
НЕЙРОН
Структуры Свойства
Клетки – сома (тело)
- отростки: дендриты, аксон Раздражимость
Проводимость
Нервы - Возбудимость
Рецептор – нервное окончание Рефлекс
Нейроны: чувствительный, двигательный Рефлекторная дуга
Вещество: серое (ядра, кора, узел) и белое Торможение
Рефлекс – ответная реакция организма, на полученное раздражение с участием ЦНС.
Стадии рефлекса:
Восприятие раздражение – РЕЦЕПТОР
Передача раздражение в ЦНС – чувствительный нейрон
Анализ раздражение – ЦНС
Передача возбуждения к рабочему органу – двигательный нейрон
Ответная реакция – рабочий орган.
РЕЦЕПТОР чувствительный нейрон ЦНС двигательный нейрон РАБОЧИЙ ОРГАН
РЕФЛЕКС
условные безусловные
приобретенные, не наследуются врожденные, наследуются,
обучение, навыки, приспособленность сложная последовательность
к изменяющимся условиям среды.рефлексов – ИНСТИНКТ
Заполнить таблицу «Тип нервной системы»
Группы организмов Тип нервной системы
тип Кишечнополостныетипы Червей тип Моллюски тип Членистоногие тип Хордовые Эволюция нервной системы ______________________________________ ________________________________________________________________
_______________________________________________________________
РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА
физиологические процессы;
изменяющиеся условия среды;
собственные потребности;
обеспечение гомеостаза – постоянства внутренней среды.
РЕГУЛЯЦИЯ
нервная (сравнение) гуморальная
система органов
скорость действия
время действия
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Координирование деятельности организма основана на непрерывном потоке информации из внешней и внутренней среды.
Окружающий мир сенсорные органы:
- воспринимает, анализирует
раздражение;
- синтез различных ощущений.
Определить виды органов чувств различных систематических групп:
Группы организмов Органы чувств
зрение слух осязание обоняние вкус равновесие
Простейшие Тип КишечнополостныеЧерви Тип Моллюски Тип Членистоногих Тип Хордовые Класс Амфибии Класс Рептилии Класс Птицы Класс Млекопитающие Эволюция органов чувств шла в направлении - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА
физиологические процессы;
изменяющиеся условия среды;
собственные потребности;
обеспечение гомеостаза – постоянства внутренней среды.
РЕГУЛЯЦИЯ
нервная (сравнение) гуморальная
система органов
скорость действия
время действия
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Координирование деятельности организма основана на непрерывном потоке информации из внешней и внутренней среды.
Окружающий мир сенсорные органы:
- воспринимает, анализирует
раздражение;
- синтез различных ощущений.
Определить виды органов чувств различных систематических групп:
Группы организмов Органы чувств
зрение слух осязание обоняние вкус равновесие
Простейшие Тип КишечнополостныеЧерви Тип Моллюски Тип Членистоногих Тип Хордовые Класс Амфибии Класс Рептилии Класс Птицы Класс Млекопитающие Эволюция органов чувств шла в направлении - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________