Конспект урока по окружающему миру на тему В мире звука


Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ «АРБАТ»
План-конспект урока по окружающему миру для 2 «В» класса
на тему: «В мире звука»
Студент: Бохман Виктория Алексеевна
Курс: III
Группа: 31ш
Специальность: 44.02.02.
Преподавание в начальных классах
Учитель: Салова Антонина Михайловна
Подпись:__________
Методист: Льговская Екатерина Борисовна
Подпись:__________
Оценка на урок: ____
Дата: 27.01.2016
Москва, 2016
Информационный дидактико - технологический и методический
модуль урока
Дата 27.01.2016
Класс 2 «В»
Предмет Окружающий мир
Тема В мире звука
Вид урока Урок с элементами беседы
Тип урока Изучение нового материала
Государственный социальный заказ
Во исполнение Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений.
Добиваться:
формирования уважительного отношения к иному мнению, формирования эстетических потребностей, ценностей, чувств;
формирования на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирования умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Ключевые компетенции Учитель Обучающиеся
Педагогическая компетенция Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью. Освоение обучающимися компетентностного подхода.
Овладение знаниями и умениями.
Культуроведческая компетенция Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа. Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.
Речевая
компетенция Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль, воспитать потребность к чтению художественной литературы. Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.
Информационная компетенция Повышение качества действий учителя на данном уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе. Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации.
Организационная
компетенция Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса.
модернизации столичного образования. Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.
Личностная компетенция Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.
Общекультурная компетенция Беспристрастное отношение учителя ко всем обучающимся, соблюдение учителем норм поведения. Воспитание у обучающихся нравственных и моральных качеств личности, культуры поведения на уроке, в социуме.
Основные дидактические принципы Принцип научности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип диалогичности
Принцип успешности
Технологическая карта урока
Цели Образовательные: формирование умения находить источники звуков, воспроизводить некоторые звуки, знакомство обучающихся с причиной возникновения звука;
Развивающие: развитие наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти, речи обучающихся и расширение их кругозора.
Воспитательные: создание условий для воспитания музыкальной культуры обучающихся Планируемые результаты Предметные МетапредметныеЛичностные
Научить выявлять проблему и строить гипотезу;
Сформировать умение находить источники звуков;
Воспроизводить некоторые звуки самостоятельно.
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию;
Ориентироваться в информации;
Делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
Оформлять свою мысль в устной речи;
Слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
Уметь работать в группе, совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Регулятивные:
Формулировать учебные задачи;
Высказывать свое предположение на основе учебного материала;
Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Оценивать усваиваемое содержание материала (исходя из личностных ценностей);
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Основные понятия Звук, шум
Межпредметные связи Литературное чтение
Ресурсы Учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, проектор, компьютер, карточки с заданиями.Организация пространства Фронтальная работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1. Организационный момент/ самоопределение к деятельности.
(2 мин.) Организация класса, проверка готовности обучающихся, знакомство с учениками:
– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Виктория Алексеевна, и сегодня нас ждёт урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание и находчивость. Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Приветствуют учителя, занимают места, готовятся к уроку. Регулятивные:
- развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
- самоопределение.
2. Актуализация знаний – Открываем тетради, записываем: число, классная работа. Сегодня у нас 27 января. Записывает число, классная работа на доске.
– Скажите, пожалуйста, когда мы наслаждались запахом апельсина, какие органы чувств были задействованы?
Давайте вспомним все органы чувств, выполнив задание на карточках. (Приложение 1) Раздает карточки.
Объедините чувство с органом и с тем, что можно определить с помощью этого органа чувств. По одному человеку я буду вызывать к доске, а остальные будут выполнять в своих карточках. Записывают число, классная работа в тетради.
Выполняют задания по карточкам.
Коммуникативные:
- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- построение речевых высказываний;
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3. Постановка учебнойзадачи.
– А какого органа чувств не хватает у нас в таблице? Слуха. Дополним таблицу.
– Ребята, давайте закроем глаза и прислушаемся. Включает аудиозапись с нарезкой звуков пения птиц, тиканья часов, водопада, шума машин.
– Что вы только что услышали? А как вы думаете, что такое звук? Да, верно, звук — это то, что слышит ухо. А какие именно звуки вы слышали? Перечислите, пожалуйста.
– Правильно. Мир наполнен разнообразными звуками. Человек живет в мире звуков и звук для человека является источником информации.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Верно, итак, тема нашего урока - «В мире звука».– Давайте представим, что вы исследователи. Какой вопрос по этой теме интересовал бы вас больше всего?
– Ребята, а как вы думаете, откуда берутся звуки?
– Посмотрите на экран – это обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук. Что является источником звука при игре на гитаре?
– Совершенно верно, колеблющаяся струна. А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблется? (Как вы считаете?)
– Какой вывод мы можем сделать? Как появляется звук?
– Чтобы наш вывод подтвердился, давайте проведем несколько опытов и почувствуем себя настоящими исследователями! Дополняют таблицу.
Слушают аудиозапись.
– Мы слышали различные звуи.
– Звук – это то. Что мы слышим.
– Мы слышали пение птиц, писк комара, шум леса, звук воды.
Отвечают на поставленные вопросы.
– При игре на гитаре струна является источником звука.
– Из-за колебаний предметов. Регулятивные:
- целеполагание;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные:
- самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;
4. Решение учебной задачи.
– Откройте учебник, стр. 22. Разделимся на три группы по рядам: 1 ряд – 1 опыт, 2 ряд – 2 опыт и 3 ряд – 3 опыт.– Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. Если вам недостает какого-то предмета, вы можете взять его у меня. Проведение опытов, помощь при возникших затруднениях.
– Уважаемые исследователи, настало время предоставить отчет о проделанной работе.
– Итак, 1 ряд, что является источникомзвука?– Что привела она в движение?– Как мы услышали этот звук?– Проделали ли вы этот опыт с разными линейками?– Одинаково ли звучат звуки?-- Какой вывод можно сделать?
-- Верно, вы большие молодцы!
-- 2 ряд, назовите источник звука в вашем опыте.– Что она привела в движение? А еще что?– Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее?
-- Какой можно сделать вывод?
– Итак, 3 ряд, что является источником звука?– Какой звук слышалисразу?– Каким стал звук, после того, как вы привязали нитку к ложке?– Когда звук был сильнее?
-- Подумайте, какой можно сделать вывод?
-- Верно, вы отлично справились!  Работа с учебником
Выполнение опытов.

– Колеблющаяся линейка.
– Воздух.
– Воздух передал колебания уху.

– Нет, по – разному.
Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.
– Колеблющаяся резинка.
-- Воздух. Стенки стакана.
– Воздух передает колебания.– Когда стакан приложили дном к уху.
– Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.
– Ложка.
– Негромкий и глухой.
– Мелодичным, сильным и звонким.– Когда поднесли ближе к уху.
– Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким. Личностные:- умение визуально воспринимать информацию;
Познавательные:
- развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;
- упорядочение объектов по выделенному основанию;
Регулятивные:
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
5. Динамическая пауза Организует физкультминутку.
«Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.»
– Какие звуки вы имитировали? Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.
– Мы имитировали звуки разных животных: уточек. Жука, гусей, птичек.
Личностные:
- умение визуально воспринимать информацию

6. Первичное закрепление.
– Ребята, а давайте сыграем с вами в игру! Она называется «Что за звук?» Вы будете слышать звуки, и называть мне их.
(хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды)– Может сыграем в еще одну игру? Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.
– Молодцы, у каждого из вас очень хорошо получилось!
Раздает карточки.
– Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Я буду называть вам предметы, а вы должны распределить их на 2 группы: живая и неживая природа. (Приложение 2)
Задание также выполняется на доске.– В результате чего возникает звук?
– Как передаются эти колебания?– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?
– Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на слайде.
– Поднимите руки, кто правильно выполнил задание.
– Молодцы! Угадывают звук.
Воспроизводят звук.
– Ответ – эхо.
– В результате колебаний
– При помощи воздуха. Познавательные:
- закрепление полученных знаний;

Личностные:
- умение самостоятельно справляться с поставленными задачами;
- самоконтроль;
Регулятивные:
- осуществление контроля и оценки процесса и результата своей деятельности;
7. Рефлексия – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?
– А как мы это доказали?
– Перед вами лежат карточки зеленого и желтого цветов. Я буду задавать вопросы, а вы, в зависимости от своего ответа, поднимаете одну из этих карточек. Зеленая карточка означает, что все хорошо, вы справились со всеми заданиями. Желтая карточка - были некие трудности.
1. Было ли вам интересно на нашем занятии?
2. У вас хорошее настроение?
3. Все ли у вас получилось? Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
Работа с карточками. Личностные:
- умение проводить самоанализ и самооценку действий;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
8. Домашнее задание – Закрываем рабочие тетради и учебники, открываем дневники, записываем домашнее задание: провести опыт со стр. 24-25
Записывает домашнее задание на доске.
Если вопросов по домашнему заданию нет, то все свободны. Открывают дневник, делают в нем запись. Личностные:
- умение визуально воспринимать информацию;

Приложение 1.
ВКУС НОС
СЛАДКИЙ
ОБОНЯНИЕ ГЛАЗА
ТЁПЛЫЙ
ЗРЕНИЕ КОЖА
ЗАПАХ АПЕЛЬСИНА
ОСЯЗАНИЕ ЯЗЫК
КРАСНЫЙ
Приложение 2.
Живая природа Неживая природа