План работы классного руководителя с детьми группы риска


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
(с углубленным изучением отдельных предметов)
городского округа « город Якутск»
ул. Стадухина, 78 г. Якутск, 677005 тел./факс: 32-43-99


СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ВР
____________Т.В. Юзвик___________________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МОБУ СОШ № 29
____________Л.С. Слепцова
План работы классного руководителя
с детьми «группы риска»
На 2015/2016 учебный год
Разработчик программы
учитель истории и обществознания
Антонова Элеонора Ивановна
Педагогический стаж 13 лет
Первая квалификационная категория.
2015 год
ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:
Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, склонность к бродяжничеству, к воровству; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.
Цель работы с детьми «группы риска»:
Снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, включение учащегося в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.
Задачи:
1. Вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.
 2. Воспитывать у учащихся добросовестность, способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.
3. Вовлекать учащихся в КТД, классное самоуправление.
4. Коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, борьба с вредными привычками.
Совместная работа с семьёй ученика, со специалистами: психологом, логопедом.
Прогнозированный результат– добиться положительного результата через реализацию поставленных задач.
Направления работы классного руководителя.
1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.
3. Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".
6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.
К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:
- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- самоотношение, самопонимание;
- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;
- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»; - чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.
Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
Теоретические аспекты работы с детьми группы риска
В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
1. Одаренные дети.
Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.
Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:
1) Интеллектуальная или академическая;
2) Художественно-эстетическая;
3) Спортивно-физическая;
4) Социально-лидерская.
В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:
- негативное отношение к учёбе и воспитанию;
- нарушение отношений с родителями;
- подверженность частым перепадам настроения;
- дух противоречия;
- депрессия;
низкая самооценка;
- высокая тревожность;
- чувство непохожести на других;
- тенденция к самооправданию;
- перекладывание вины на других;
- недостаток настойчивости;
- неприятие руководства;
- скука;
- неприятие состязаний;
- чувствительность к критике при любви покритиковать других;
- некоторая надменность;
- склонность ставить нереалистические цели и др.
Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.
Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.
К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.
К основным нарушениям относятся:
1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;
2. деструктивное поведение родителей;
3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.
5. Педагогически запущенные дети.
Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.
Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.
К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие: 1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только беспокоит взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.
2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.
3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.
4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.
5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».
Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.
План мероприятий по работе с детьми группы риска
Мероприятия Сроки Ответственные
Составление социального паспорта группы
Составление характеристик на детей группы риска
Составление плана работы с детьми группы риска .Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.
Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.
Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства.
Организация медицинской помощи.
Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы. Август – сентябрь
По мере необходимости
1 четверть
В течение уч.годаПо мере необходимости
По мере необходимости
По мере возникновения проблем
В конце учебного года Кл. рук.
Кл. рук.
Кл.рук.
Кл.рук.
Кл.рук.
Кл.рук.
Соц.педагог
Представители ОДН,КДН, опеки
Кл.рук.,
Психолог,
Кл.рук.

Работа с детьми
Мероприятия Сроки Ответственные
Контроль посещаемости занятий.
Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.
Вовлечение детей в социально-значимую деятельность.
Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.
Направление на консультацию к психологу или к врачам.
Посещение семей группы «риска».
в теч.года
в теч.года
в теч.года
по мере возникновения проблем
по мере возникновения проблем Кл.рукРод.комитетКл.рукКл.рукКл.рукродители
Кл.рукПсихолог
Соц. педагог
Работа с педагогическим коллективом
Мероприятия Сроки Ответственные
Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами
Консультации по результатам диагностики
Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»
Выступление на педагогических советах
Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями в теч.года
в теч.годав теч.годапо мере необходимости
в теч.годапо мере необходимости
Кл.рукКл.рукСпециалисты школы
Кл.рукКл.руковод.
Кл.рукСпециалисты школы
Работа с родителями
Мероприятия Сроки Ответственные
Посещение семей детей группы риска .
Проведение консультаций для родителей.
Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения.
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
Организация отдыха школьников в летний период
Направление на консультацию к психологу или к врачам
Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания По мере необходимости
в теч.года
в теч.года
по мере необходимости
летний период
по мере необходимости
по мере возникновения проблем
в теч.годаКл.рукКл.рукСпециалисты школы
Кл.рукКл.рукСпециалисты школы
Родители
Кл.рукКл.рукРодители
Родители, соц.педагог
Кл.рукСписок использованной литературы
1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.