Программа работы классного руководителя с детьми «группы риска»


25622255829300 Автор: Ахминова Л.В.
00 Автор: Ахминова Л.В.
-457200-342900006858002971800Программа
работы классного руководителя
с детьми «группы риска»
8 класса
00Программа
работы классного руководителя
с детьми «группы риска»
8 класса
228600-228600Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
00Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
14859008801100г. Котлас
2016-2017 уч.год
00г. Котлас
2016-2017 уч.год

Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Три категории детей (дети-инвалиды, дети–сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них.
Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.
Среди учащихся 8-а класса есть труднообучаемые и трудновоспитуемые подростки 13-15 лет. Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшие, чем сверстники, качества адаптационных механизмов. С целью предупреждения и преодоления их трудновоспитуемости и разработана данная Программа. Она направлена на разрешение многих важных задач, связанных с коррекцией, развитием, социализацией, становлением гражданственности личности детей «группы риска». Она предполагает педагогическую диагностику, включение воспитуемого в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение детей «группы риска» к социально ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностей. Процесс воспитания «проблемных» учащихся в школе основан прежде всего на общих педагогических принципах организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Вместе с тем он имеет рад особенностей, которые нашли отражение в этой программе, в частности: в подходе к структуре планирования, в организации индивидуальной работы с учащимися, в описании направлений деятельности классного руководителя.
Проблема воспитания и перевоспитания детей сложная, многоаспектная и имеющая непреходящее значение. Особая роль в современных условиях в работе с детьми группы риска классным руководителям, призванным оперативно отвечать на актуальные потребности социально-педагогической практики помощи, поддержки и защиты детства.
Воспитывать личность может только личность. Успешное решение задач обучения и воспитания в решающей степени зависит от личности классного руководителя, его профессионального мастерства, эрудиции и культуры, а также от его способности организовать собственную самостоятельную работу.
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания.
Развитие социально-нравственных качеств учащихся, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
Помощь ребенку в преодолении социально-педагогических трудностей, «перешагивании» через возникший кризис.
Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки ребёнка, укрепление положительных нравственных начал в личности
Подведение ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания
Привлечение ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
Ранняя диагностика, профилактика правонарушений.


Организация работы классного руководителя
с детьми «группы риска»
-22860014732000
036004500
Мероприятия по реализации
программы «Дети «группы риска»

Мероприятия
Исполнители
2016-2017 учебный год (8 класс)
1. Определение категории детей 8 класса на основе
создания паспорта класса;
анкетирования «Психологическая характеристика»
кл. рук.

2. Создание баз данных («Социальный паспорт»):
«Дети – правонарушители»
«Сироты и опекаемые»
«Дети – инвалиды»
«Дети «группы риска»:
1. дети с проблемами в развитии;
2. дети, оставшиеся без попечения родителей;
3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. дети, имеющие стойкую неуспеваемость;
5. дети, имеющие пропуски занятий без уважительных причин;
6. дети, имеющие нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями;
7. курящие дети.
кл. рук
соц. педагог


3. Обследование жилищно-бытовых условий учащихся.
соц. педагог
кл. рук.

4. Диагностика среди учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска: дезадаптированные, высокий уровень одиночества, конфликтность, суицидное поведение, употребление наркотиков и спиртного.
кл. рук.
5. Составление педагогических рекомендации и характеристик на детей «группы риска»
кл.рук.

6. Индивидуальные планы работы с конкретным ребенком (при необходимости с родителями). кл. рук.

7. Консультации педагогов-предметников, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с классным коллективом в целом и в индивидуальных случаях.
кл. рук.

8. Осуществление социального патронажа (социальный + педагогический) детей «группы риска» и их семей.
кл. рук.
соц. педагог

9. Проведение тематических родительских собраний. администрация кл. рук.

10. Организация работы по вовлечению детей «группы риска» во внеклассную работу, кружковую работу, как на уровне школы, так и города.
зам. директора по восп. работе;
кл. рук.
11. Сотрудничество с родителями и привлечение их к процессу обучения и воспитания ребенка.

кл.рук.

12.
Внедрение в программу школьного курса по ОБЖ анализ кризисных ситуаций, связанных с сексуальным и другими видами насилия.учитель ОБЖ кл. рук.

13. Индивидуальная коррекционная работа с детьми
«группы риска»
кл. рук.

14.
Обучения подростков культуре общения. кл. рук.

15. Формирование негативного отношения подростков к наркотикам, алкоголю, курению.
мед.службакл. рук.

16. Обучения подростков тактике поведения на
«темной улице».
кл. рук.

17.
Медицинское и сексуальное образование. мед. служба
18. Сотрудничество со службами опеки и попечительства. администрация
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы «Дети «группы риска»
и показатели эффективности
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Оценкой эффективности реализации Программы могут служить следующие критерии:
сокращение числа детей, находящихся в социально опасном положении;
сокращение числа безнадзорных детей, состоящих на учете в ОППН ГОВД и КДН;
сокращение количества материалов, передаваемых в суды по уголовным делам;
снижение роста преступности несовершеннолетних;
снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;
совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
укрепление физического, психологического и духовного здоровья.
Литература
Байярд Р.Т. Ваш беспокойный ребёнок. М., 1991.
Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер. М., 1993.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.
Волкова Е. Трудные дети и трудные родители. М., 1992.
Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., 2003.
Медведева И.Я., Шишова ТЯ. Новые дети. М.: Народное образование, 2000.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2001.
Плинер Я.Г., Бухвалов ВА. Воспитание личности в коллективе. М., 2000.