Специалисты, организующие индивидуально-ориентированный образовательный процесс детям с ОВЗ в массовой школе

Втулкина Наталья Александровна,
учитель биологии
МАОУ СОШ №8 города Лабытннги
Инклюзивное образование
Специалисты, организующие индивидуально-ориентированный образовательный процесс детям с ОВЗ в массовой школе

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Современные социально-экономические условия, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе вариативных форм обучения и получения образования, если на то есть запрос потребителей образовательных услуг.
И сегодня актуальным является вопрос о получении образования адекватного возможностям и потребностям детей с ОВЗ в массовой школе.
В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в ФГОС, и более подробно разработаны в ФГОС для детей с ОВЗ, Примерных адаптированных основных образовательных программах начального общего образования для детей с ОВЗ (разных категорий).
В вариантах Примерных АООП НОО представлены специальные требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ.
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ определяет вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам: материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое. 
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Обеспечение кадровых условий – одно из основных направлений видов деятельности образовательной организации.
В штат специалистов ОО, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации Программы возможно временное или постоянное участие тьютора, в числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента помощника, рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. 
Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. В связи с этим в штате образовательной организации могут быть новые специалисты – координаторы по инклюзии.
Координатор по инклюзии – специалист, играющий важную роль в организации процесса включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении.
Основной целью в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса и организация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения, участников психолого-медико-педагогического консилиума, педагогов, тьютора, родителей (законных представителей). Формой взаимодействия всех структур, участвующих в организации и сопровождении «особого» ребенка в массовой школе является психолого-медико-педагогический консилиум.
Координатор по инклюзии – основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. Координатор, как и специалисты службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.
Одним из механизмов организации взаимодействия участников образовательного процесса является работа междисциплинарных команд.
В состав группы междисциплинарной команды могут входить специалисты службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения - педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники, при необходимости представители дополнительного образования, родители.
Учитель – основной участник междисциплинарной команды специалистов. Основные направления деятельности учителя:
участие в разработке индивидуальных образовательных программ;
разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
организация развивающей среды в классе;
создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе;
формирование положительной учебной мотивации;
выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов;
выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе – детей с ОВЗ.
Педагог-психолог. Основными задачами педагога-психолога являются: разъяснение учителю, воспитателю, тьютору тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, оказание помощи в подборе форм взаимодействия с ним, отслеживание динамики адаптации ребенка в социуме, раннее выявление затруднений как у ребенка и его родителей, так и у учителя и тьютора, организация психолого-педагогической поддержки «особого» ребенка.
Социальный педагог – основной специалист, осуществляющий контроль соблюдения прав любого ребенка, обучающегося в школе, выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, устанавливает взаимодействие с учреждениями – партнерами в области социальной поддержки, учреждениями дополнительного образования, организует помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей.
Учитель-дефектолог. Основные направления деятельности учителя-дефектолога – осуществление коррекционно-развивающей работы, диагностическое обследование детей с отклонениями развитии и детей, не усваивающих школьную программу.
Работа дефектолога проводится в тесном контакте с учителем, тьютором и логопедом, где дефектолог подбирает формы организации учебной работы всего класса, методы и приемы обучения, способствующие успешному освоению программного материала ребенком с ОВЗ. Важное направление его деятельности дефектолога – организация методической помощи учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям ребенка.
Учитель-логопед, основываясь на результатах исследований устной и письменной речи обучающихся и сравнении этих данных с возрастной нормой: устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; разрабатывает программы, перспективные планы коррекционно-логопедического обучения; проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи; проводит работу с классом по соблюдению правильного речевого режима, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений; консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
Тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка, детей с ОВЗ в течение учебного дня. Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.





Список литературы


Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. ПРОЕКТ. Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России от 14.03.2016 ВК -452/07
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехи на. М.: МГППУ, 2012. 92 с.




 Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. ПРОЕКТ. Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
 Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России от 14.03.2016 ВК -452/07

 Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехи на. М.: МГППУ, 2012. 92 с.












15