ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ


План работы
с одаренными и способными обучающимися детьми
на 2016-2017 учебный год
учителя математики Горшковой Г.М.
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 3»

Цель: Систематическая работа по развитию интеллектуальных, творческих способностей одаренных детей через разные формы урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Ориентация на развитие способностей одаренного ребенка, основанная на его природных данных.
2. Создание благоприятных условий для развития способностей учащегося через организацию системы факультативных занятий, участие в олимпиадах и конкурсах.
3. Совершенствование работы по своевременному выявлению одаренных детей.
4. Изучение и применение на практике новых технологий, направленных на развитие творческих способностей учеников.





















Мероприятие
Форма проведения
Срок
Ответственный

1
Планирование и подготовка проведения школьного тура олимпиады по математике. Организация школьного тура олимпиады. Формирование списка на участие в муниципальной предметной олимпиаде.
Олимпиады.
Сентябрь, октябрь,
2016
Руководитель ШМО, учителя математики.

2
Подготовка к участию в городской олимпиаде. Участие в муниципальной олимпиаде.
Олимпиада. Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад.
Ноябрь, 2016
Горшкова Г.М.

3
Решение задач повышенной трудности
по темам курса.
Элективные занятия и внеурочная деятельность
В течение года.
Горшкова Г.М.





4
Проведение предметной недели по естественно научным предметам.
Математика

Предметные недели.
Декабрь
Руководитель ШМО, учителя математики

5
Проведение индивидуальных занятий.
Индивидуальные занятия.
В течение года.
Горшкова Г.М.

6
Интеллектуальные соревнования.

В течение года.


7
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.

В течение года.
Горшкова Г.М.

8
Участие обучающихся в Интернет олимпиадах, конкурсах.

В течение года.
Руководитель ШМО, учителя математики

9
Проведение олимпиады «Страна талантов».
Олимпиада.
2 раза в год
Учителя математики

10
Создание в кабинете материалов повышенного уровня сложности.

В течение года.
Горшкова Г.М.



Цели и задачи работы учителя с одаренными детьми:

Основными целями работы учителей с одаренными детьми являются:
– выявление одаренных детей;
– создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Ознакомление с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:
– проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
– научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
– обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
– знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
–выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
– периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
– знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
– длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
– проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.



Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:
– соотнести количество предоставляемой информации;
- отбор умений ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
– минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
– не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:
– обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;
– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
– создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
– способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:
– целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации дисбаланса в личностном развитии;
– предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
– инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам


ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;
б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
– не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);
– не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
– может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);
– не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
– ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;
– ему могут быть характерно пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
15